ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 2074
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
Одним из наиболее болезненных предрассудков или мифов относительно женщин является следующий: «если ее изнасиловали, значит, она должна была сама дать повод». В некоторых предрассудках, направленных против женщин, мы сами не отдаем себе отчета, и они являются примером, говоря словами Дэрил и Сандры Бем, неосознанной идеологии. В настоящее время, с одной стороны, многие предрассудки относительно женщин ослабевают, с другой, — появляются новые, например, относительно феминисток.
Говоря об источниках предрассудков, прежде всего называют неравный статус: предрассудки помогают оправдывать экономическое и социальное превосходство тех, у кого в руках богатство и власть. Предрассудки и дискриминация находятся в отношениях взаимной поддержки: дискриминация поддерживает предрассудок, а предрассудок узаконивает дискриминацию. Есть множество примеров, как с помощью предрассудков рационализируется неравный статус, в том числе и гендерный.
Существует взаимосвязь и между религией и предрассудками, однако она отнюдь не однозначна. Как сказал Гордон Ол-порт, написавший одну из первых психологических книг, посвященных предрассудкам, ставшую классической Природа предрассудка: «Роль религии парадоксальна. Она создает предрассудки и уничтожает предрассудки».56Хотя предрассудки порож-
56 G. Allport, The nature of prejudice (Garden City: Doubleday Anchor, 1958), p. 413.
341
даются социальными условиями, эмоциональные факторы могут придавать им особую интенсивность и напряженность. Предрассудки могут подпитываться агрессией и фрустрацией, некоторыми личностными качествами (авторитарностью и потребностью в статусе). Когнитивные процессы также оказывают определенное влияние на предрассудки. В частности, определенный ход мысли заставляет нас обнаруживать доказательства в поддержку стереотипов и предрассудков, а память «запоминает» то, что им соответствует, и «забывает» им противоречащее.
Таким образом, гендерные стереотипы очень сильны и принимаются даже теми группами, относительно которых они созданы. Существующие стереотипные представления о женственности и мужественности достаточно близки в разных культурах. Стереотипы имеют тенденцию рано усваиваться и изменяются они с большим трудом.
Существует множество предрассудков относительно женщин, которые могут ухудшать, и в реальности часто ухудшают, результаты их деятельности.
8. Феминистская психология
Понятие феминистской психологии только начало складываться. Сандра Хардинг, занимающаяся философией науки, сделала следующую классификацию феминистских подходов к изучению гендера:57
• Подход с точки зрения позиции феминизма. Предполагается, что женщины существенно отличны от мужчин и должны изучаться отдельно, сами по себе.
Феминистский эмпирический подход. Утверждается, что женщины могут существенно отличаться от мужчин, а могут и не отличаться, но только точные измерения могут показать, в чем их сходство и в чем отличия.
• Феминистский конструктивистский подход. Доказывается, что фемининные черты конструируются и являются изменчивыми, поэтому попытки их как-либо измерить ведут к заблуждениям.
57 S. Harding, The science question in feminism (Itaca, New York: Cornell University Press, 1986).
342
Существующие в настоящее время гендерные исследования в психологии могут быть с большей или меньшей степенью строгости отнесены к одному из этих подходов.58Психологические исследования, проведенные с позиций феминизма, показывают роль женщин-психологов в развитии психологии:59она состоит в том, что напоминает и акцентирует, что психология женщин и женский опыт — это как раз половина человеческого опыта. Они занимались изучением психологии и опыта именно женщин, преследуя и определенные политические цели по изменению патриархатной психологии и гендерного неравенства в обществе.
Феминистский эмпирический подход (примером может служить работа Маккоби и Джэклин60) более ориентирован на установление гендерных различий, а также на демонстрацию того факта, что существует не так уж много статистически или социально значимых различий между способностями и качествами личности женщин и мужчин. Однако этот подход подвергался критике со стороны представителей феминизма в связи с тем, что в его рамках используются традиционные психологические теория, методы и способы анализа, не учитывающие специфики изучаемого объекта — а именно специфический женский опыт.
Представители конструктивистского подхода (например, Харе-Мастин и Маресек61) придерживались точки зрения о том, что гендерные различия скорее конструируются, а не просто измеряются и описываются. Многие феминистские психологи, например, У. Холлвэй,62отходят от исследований гендера как продукта или результата, но изучают процессы, посредством которых он конструируется и в результате которых возникает. Ак-
58 Достаточно подробный их анализ приведен в работе С. Percy, «Feminism», Gender and Psychology (London: Arnold, 1998), pp. 27-40.
59 Примером могут служить следующие исследования: Н. Lips.Sex and gender: an introduction (Mountainview, CA: Mayfield Publishing Company, 1993); J. Hyde, Half the human experience (Lexington, MA: D.C. Health & Company. 1996); M. Matlin, The psychology of women (Fort Worth, TX: Harcourt Brace, 1996).
60 E. Maccoby and С Jacklin, The psychology of sex differences (Stanford: Stanford University Press, 1974).
61 R.T. Hare-Mustin and J. Marecek, eds., Making a difference: psychology and the construction of gender (New Haven: Yale University Press, 1990).
62 W. Hollway, «Beyond sex differences: a project for feminist psychology». Feminism and Psychology, 1994, 4, 4: 5538-5546.
343
цент на изучении таких процессов обусловил и методы их исследования — качественные, и в первую очередь, анализ дискурса, изучение языка как средства конструирования реальности вообще и гендера в частности. В качестве примера можно привести имена Мэри Кроуфорд в США и Маргарет Вэзерол в Великобритании. Безусловно сильная сторона данного подхода состоит в его междисциплинарных связях с политическими науками, культурологией, социологией, литературоведением и в попытках создать на данной основе изменяющуюся и социально ориентированную психологию.
В 90-е годы фокус исследований гендерной психологии несколько сместился: основной интерес стали вызывать работы, направленные на изучение различий среди самих женщин и внутри категории женского опыта. Появились исследования, показывающие различия не только в сфере женской гетеросек-суальности, но и женской гомосексуальности (например, Дж. Китсингер,63 С. Уилкинсон64); изучающие женщин с различной расовой и этнической принадлежностью (К. Бхавнани и др.65), здоровых и инвалидов (например, Дж. Моррис66), психически здоровых и больных (Дж. Ашер67) и т. д.
Еще одно направление, начавшее развиваться в рамках гендерной психологии, — изучение мужчин и маскулинности; концептуальные и методические наработки, уже полученные в феминистски ориентированной психологии, переносятся и на изучение мужчин.68 Мужские исследования возникли не как некий ответ на женские исследования, а в результате осознания сложности и неоднородности самой категории «мужчина». Как
63 J. Kitzinger, «Sexual violence and compulsory heterosexuality», Feminism and Psychology, 1992, 2: 399-418.
64 S. Wilkinson and C. Kitzinger, eds., Heterosexuality: a feminism and psychology reader (London: Sage, 1993).
65 K.K. Bhavnani and A. Phoenix, eds., Shifting identities, shifting racism: a feminism and psychology reader (London: Sage, 1994).
66 J. Morris, ed., Encounters with strangers: feminism and disability (London: The Women's Press, 1996).
67 J. Ussher, Women's madness: misogyny or mental illness? (London: Harvester Wheatsheaf, 1991).
68 N. Edley and M. Wetherell, Men in perspective: practice, power and identity (London: Harvester Wheatsheaf, 1995).
344
отмечают Е. Гапова и А. Усманова, помещая одну из работ по данной проблематике69 в Антологию гендерной теории, первые работы по маскулинности были в основном сосредоточены не на белых мужчинах среднего класса, а на маргинальных типах маскулинности, связанных с расовой или этнической принадлежностью или сексуальной ориентацией.70 Мужские исследования включают в себя изучение проблем маскулинности, мужской идентификации, мужского тела, гомосексуальности и др. Такие исследования проводятся не только за рубежом, но начали проводиться и в отечественной науке (см. работы И.С. Кона,71 А. Синельникова72 и др.).