ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 2093
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
3. Феминистская критика Фрейда
Феминистские теоретики критическим образом оценили основные выводы психоанализа. Кейт Миллетт в знаменитой книге Сексуальная политика (1970)5подвергает критическому осмыслению биологические и анатомические детерминанты в психоаналитической концепции фемининности: психическое нельзя сводить к биологическому, объясняя производство женского его биологической дефектностью, как это делает Фрейд. По мнению Миллетт, наиболее прогрессивными в психоаналитической теории Фрейда являются концепция языка и концепция бессознательного, которые дают наиболее перспективное объяснение феномену женского в культуре. Однако в то же время женскую субъективность, по мнению Кейт Миллетт, нельзя определять как зависимую и формирующуюся исключительно через структуру Другого — отца, врача, аналитика и т. п. Задача феминистской философии, по мнению Миллетт, заключается в доказательстве женской самодостаточности, а также в самодостаточности женского желания.
Критика Фрейда с позиции феминистской методологии была осуществлена также в работе Суламифь Файерстоун Диалектика пола: Условие для феминистской революции (1970),6в которой автор пыталась показать, каким образом подавление женщин в культуре обосновывалось идеологически с помощью фрейдовской концепции анатомического детерминизма. Файер-
5 Kate Millett, Sexual Politics (New York: Avon Books, 1970).
6 Shulamith Firestone, The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution (New York: William Morrow, 1970).
351
стоун доказывает, что вторичное место женщины в культуре оказалось во многом оправдано именно фрейдовским тезисом об универсальных психосексуальных структурах, где структура женского принципиально отличается от структуры мужского, являясь «неполноценной» копией последней, ассоциируясь исключительно с пассивностью, мазохизмом и нарциссизмом. Почему структура женского такова, спрашивает Суламифь Файер-стоун, почему в обществе укоренено именно такое отношение к феномену женского? Не является ли причиной подобного положения дел социальный, а не психосексуальный порядок реальности, который является производным от социального, а не наоборот, как полагал Фрейд?.. Другими словами, Файерстоун доказывает, что патриархатную трактовку женского в современной культуре вызывают не биологические или символические, а социальные детерминанты реальности. Более того, структура женской субъективности вовсе не является застывшей и неизменной реальностью пассивности (например, нарциссизмом), а трансформируется в зависимости от общественных социальных трансформаций.
Бэтти Фридан, автор знаменитой книги Загадка женственности (1963)7также считает, что проблема женской дефектности и вторичности кроется не в женской личности как таковой, а в структуре патриархатной семьи. Именно в семье, по мнению Фридан, наиболее интенсивно осуществляется контроль как над женским телом, производящей и репродуктивной функциями женского организма, так и над женской психикой. Например, традиционная идеология семьи заставляет женщину выполнять свою репродуктивную функцию, в то время как реальное социальное положение часто не позволяет ее осуществить; в результате женщина оказывается в амбивалентном состоянии «двойного стандарта», то есть неспособной выполнить ни один из его канонов.
Критика Фрейда осуществлялась и в другом направлении: не с точки зрения критики традиционного положения женщины в семье, а с точки зрения критерия доэдипального отношения мать/ребенок. Основная заслуга в разработке структуры этих отношений принадлежит немецкой исследовательнице Мелани
7 Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.
352
Кляйн.8Ее психоаналитическая критика Фрейда направлена против Эдипова комплекса, включающего известный треугольник мать-отец-ребенок, и против концепции зависимости женской субъективности от структуры Другого. Кляйн считает, что для понимания особенностей человеческой психики надо исследовать доэдипальный период в развитии человека, а именно
первичную идентификацию ребенка не с отцом, а с матерью. Особенно важными, по мнению Кляйн, являются отношения мать/ дочь. Именно их особенность, считает Кляйн, помогает понять, почему в структуре семьи женская роль формируется через амбивалентность и потерю идентификации. Функция женщины в семье традиционно сводится к заботе о доме и детях при отсутствующем отце. Поэтому с самого начала девочка ориентируется на зависимый (материнский) тип идентификации, а мальчик
на активный (отцовский). Более того, в таком типе идентификации преобладают чувственные аффекты, соответствующие личным, а не социальным порядкам реальности. Однако это не значит, что женский тип личности следует маркировать исключительно в негативных терминах: просто к нему неприменимы маскулинистские оценки. Напротив, доэдипальное отношение мать/дочь — это гармоничное интерсубъективное отношение, позволяющее реализоваться женским субъективностям матери и дочери всесторонним образом. В данном контексте теория Мелани Кляйн послужила отправной точкой для развития по-стлакановского феминистского психоанализа.
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
Жак Лакан (1901-1981) — известный французский психоаналитик, оказал огромное влияние на развитие современных концепций теории феминизма. В 1975 году из его текстов, посвященных женской субъективности, была собрана и позже переведена на английский язык коллекция, получившая название Женская сексуальность: Жак Лакан u Ecole Freudienne, являю-
8 Melanie Klein, Envy and Gratitude (London: Tavistock, 1957).
353
щаяся одним из основных источников для постлакановского феминистского психоанализа.9В то же время многие феминистские авторы используют лакановский психоаналитический аппарат для построения собственных теоретических концепций, но занимают по отношению к нему критическую позицию, развивая внутреннюю содержательную критику его антифеминистской, на их взгляд, позиции.
Основное направление теории Лакана развивалось в русле критики фрейдовской модели субъективности, поставив под вопрос саму идею структуры и принципы структурного анализа в психоанализе. Лакан отказался от фрейдовских био-детермини-стских концепций субъективности, обратив внимание на: а) лингвистические аспекты структуры бессознательного; б) показатели воображаемого в структуре субъективности. Соответственно индивид для него — это не анатомический субъект Фрейда, а «говорящий субъект», проживающий жизнь на символическом уровне функционирования языка, социальных процессов и институтов.
В результате Лакан пересматривает фрейдовскую теорию маскулинного и фемининного. Как известно, маленький ребенок не имеет гендерного «я»: он находится в симбиотическом, неразрывном отношении с матерью. Решающий момент для появления структуры «я» как гендерной структуры — стадия, которую Лакан обозначает как стадию зеркала: только когда ребенок видит свое отражение в зеркале, он начинает мыслить себя в качестве отдельного от матери существа.10Принципиальным тезисом для Лакана является тезис о том, что, понимая себя как «я», ребенок одновременно понимает свое «я» как отчужденное, то есть как «другое». Таким образом, «друговость», по мнению Лакана — это то, что неизбежно находится внутри нас, а структура субъективности, включающая «друговость», не имеет и не может иметь стабильной «я-идентичности». Стадия зеркала позволяет Лакану сделать вывод одвойственной структуре субъекта («я» и «не-я», мужское и женское одновременно);
9 Juliet Mitchell and Jacqueline Rose, eds., Feminine Sexuality: Jacques Lacan and the Ecole Freudienne (New York and London: Pantheon Books, 1982).
10 Лакан Жак. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции я // Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М.: Логос, 1997. С. 7-14.
354
при этом определяющей структурой гендерной идентификации является символическая конструкция фантазии, не имеющая отношения к классической структуре познания. В таком случае, делает вывод Лакан, параметры фемининного и маскулинного в структуре субъективности могут изменяться, меняться местами или варьироваться независимо от анатомических характеристик, а маскулинность и фемининность — не что иное, как символические параметры субъективности, возникающие на стадии ее символической идентификации.
Основным механизмом, который не позволяет провести окончательную гендерную дихотомию в структуре идентичности, является механизм желания как основной мотивационный принцип человеческой жизни.11Пример действия механизма желания Лакан заимствует у Фрейда, придавая ему новую интерпретацию. Этот пример — детская играFort-Da. Ребенок бросает игрушку на пол и плачет, ожидая, что придет мать и поднимет игрушку. Он до бесконечности может проделывать эту операцию, вызывая к себе исчезающую фигуру матери, которая символизирует собой недостижимый «объект желания». Парадокс желания, утверждает Лакан, состоит в том, что оно возникает не в отношении конкретного объекта реальности, а в отношении символического, «потерянного» объекта, каковым для ребенка является вышедшая из комнаты мать. Объект желания у Лакана — всегда не реальный, а символический объект. Поэтому он никогда не достижим и его невозможно присвоить, однако именно ему принадлежит решающая роль в гендерных отношениях мужчины и женщины. «Потерянный» объект Лакан также обозначает термином «Другой»: именно к нему направлен язык субъекта и его сексуальность.
На символический порядок реальности указывает также лакановская трактовка фрейдовского Эдипова комплекса. Если у Фрейда Эдипов отец выступает в роли реального, биологического отца, то у Лакана он замещается символом — Именем отца. В символическом смысле интерпретируется также фрейдовское понятие фаллоса. Фаллос в интерпретации Лакана — это не
11 Лакан Жак. Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда // Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М.: Логос, 1997. С. 148-183.