ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2466
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
В результате сложилось непростое сочетание некоторых пропущенных через народную культуру евангельских духовно-нравственных установок с особыми представлениями о семейных правах и обязанностях. Выделим несколько наиболее важных, на наш взгляд, положений.
Одно из них связано с евангельской добродетелью терпения и смирения. На русской почве добродетели долготерпения и смирения приобрели особые черты, прежде всего, в характере женщины. При этом терпение и смирение воспринимались как однонаправленные, ориентированные на подчинение всякой «власти», будь то государственная или семейная в лице мужа — главы семьи.
Безропотное подчинение всякой «власти», в данном случае мужу; добровольно принимаемое на себя незаслуженное страдание — физическое или моральное; готовность «пострадать» — все это воспринималось как единственно верный и правильный способ жизни женщины, а в ряде случаев и как кратчайший путь к спасению и святости.
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Вопросы к семинару:
Концепции женского вопроса в русской общественной мысли второй половины XIX в.
Тема пола в русской философии. Изучение пола в отечественной науке в дореволюционный период и в первые годы советской власти
Концепции женского вопроса в русской общественной мысли второй половины XIX в.
Т. А. Карченкова в исследовании «Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века» (2006) в осмыслении женского вопроса выделяет следующие подходы:
1) патриархатный (основа социума – естественное разделение функций между полами: женщина – мать, мужчина – общественный деятель),
2) экономический (женщины – специфический субъективный фактор производства, эффективность их труда невысока), демографический (подход к женскому вопросу с точки зрения воспроизводства нового поколения)
3) эгалитарный (отношения личностной взаимодополнительности в семье и обществе, которые могут быть реализованы лишь в «пространстве свободного выбора»)
Социальный статус женщины в России был сопряжен с правом на получение образования. Здесь выявляются два направления – гуманистическое и консервативное.
Гуманистическое направление женского образования было представлено в работах русских педагогов-гуманистов (В. Г. Белинский, Н. А. Вышнеградский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский и др.), обосновывавших идею о том, что образование является глубокой потребностью каждого человека, независимо от пола.
Выделяются следующие концепции женского вопроса:
- консервативная,
- демократическая
- радикальная
Главный тезис публицистов консервативной ориентации (М. Н. Катков, Н. С. Лесков, М.Н. Погодин, Н. Н. Страхов, Л. Н. Толстой, П. К. Щебальский и др.) – женщины из-за природных свойств и особенностей должны занимать подчинённое положение; единственная сфера самореализации женщин - семья, а основное предназначение – рождение детей.
Представители демократической (либеральной) концепции женского вопроса (Н.И. Пирогов, К Д. Кавелин, И.С. Тургенев, A.M. Евреинова и др.) акцентировали внимание на женском воспитании и образовании. Основной путь преодоления неравноправия полов они видели в последовательных социальных, экономических и политических реформах.
Радикальная концепция женского вопроса (А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский) связывала проблему уравнения женщин и мужчин в правах с революционным переустройством общества.
Тема пола в русской философии
В России проблемы пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов. Общим для всех работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин. Так, например, по мнению С. Н. Булгакова, мужчины и женщины существенно различаются, мужчина деятелен, логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты. В работах русских философов подчеркивается специфическая роль женщины в культурном наследии, например, Н.А. Бердяев пишет о том, что сила женственности играла огромную, но не всегда видимую и часто таинственную роль в мировой истории. При этом способность женщины к культурному творчеству отрицается, а лишь признается ее роль как вдохновительницы мужчин для созидательной и творческой деятельности. Значимость женщины в культуре определяется только степенью ее влияния на мужчину.
О. А. Воронина подчеркивает глубинно патриархатные основы русской философии пола. По ее мнению, в русской философии существовал весьма своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и фемининного:
в русской философии и теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как метафизический или духовно-религиозный принцип, а западная философия рассматривает такую дифференциацию скорее как онтологический или гносеологический принцип;
в русской философии расставляются иные культурно-символические акценты: то, что в европейской философской традиции ассоциируется с маскулинным началом: божественное, духовное, истинное, в русской культуре ассоциируется - через категорию любви - с фемининным, женским началом.
Таким образом, очевидно, что и философские представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. Эти представления характеризуют не только дихотомию «мужского» и «женского», но и иерархичность и субординированность. Понятая таким образом половая дифференциация превращается в иерархическую стратификацию.
Андрогинная концепция. Осмысление темы пола в русской философии конца XIX — начала XX в. отличается необычайной глубиной анализа. Русские философы в вопросах пола оказались под влиянием работы О.Вейнингера «Пол и характер».
В фокусе внимания русских философов находится не роль мужчины и женщины в обществе, а место половых различий в системе мироздания.
В.С. Соловьев, поэт-символист и философ, одним из первых поставил философскую проблему пола и половой любви. В своих работах он затронул две темы, которые определили дальнейшее развитие русской философии пола — тему андрогинности человека и тему Вечной Женственности.
Н.А. Бердяев в работах «Смысл творчества» (1916) и «Метафизика пола и любви» (1907) утверждал, что истинный облик человека представляет не мужчина и не женщина, а андрогин. Бердяев отрицательно относился к современному ему движению за права женщин, считая, что феминистки и суфражистки обедняют женский образ, превращают женщину из полноценного существа, имеющего собственное призвание, в «недомужчину».
Л.Н. Толстой в работе «Крейцерова Соната» выразил идеи о греховности любви мужчины к женщине.
В.В. Розанов в произведениях «Семья как религия» (1901), «Люди лунного света» (1911) выступил против основной тенденции русской философии: дискредитации любви, особенно деторождения. Резкое неприятие философа вызывали как призывы к аскетизму и безбрачию, так и женоненавистничество.
Изучение пола в отечественной науке в дореволюционный период и в первые годы советской власти
Ученые в России отмечали, что чисто медицинское понимание, хотя оно и составляет ядро науки о поле, не может объяснить многочисленные отношения половой жизни к разным областям человеческого существования, поэтому предпринимали попытки исследовать эту проблему с биологической, антропологической, философской, социологической, психологической, педагогической и др. точек зрения.
В работах П. Е. Астафьева, вышедших в 1899 г. – «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки» выделяется время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий) и по нему различает психические типы мужчин и женщин.
Таким образом, призвание женщины заключается в том, чтобы быть надеждой общества – женственной женщиной, а мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля.
Работа Л. П. Кочетковой «Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей» содержит уникальный статистический материал о рождаемости и смертности детей разного пола (в России даже по губерниям), однако сам характер повествования и выводы, которые делает автор, пронизаны духом ненависти к мужскому полу.
В Советской России общественно-политическая атмосфера для развития гендерных исследований изменилась. Было декларировано формальное равенство мужчин и женщин, что привело к тому, что не признавалось существование различий между полами, и в отечественной науке на долгое время психология, педагогика, социология становятся «бесполыми».
Вопросы пола интересовали ученых и они проводили свои исследования: В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, а также исследовалось психосексуальное развитие детей Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др., что имело важное значение для построения гендерного подхода.
К сожалению, подобные исследования прекратились в конце 1930-х гг., и в отечественной науке возник вынужденный перерыв до середины 1960-х гг., социально-политическое развитие страны прервало научный поиск и поставило советскую науку в условия идеологической изоляции.
-
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ