Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2466

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

В результате сложилось непростое сочетание некоторых пропущенных через народную культуру евангельских духовно-нравственных установок с особыми представлениями о семей­ных правах и обязанностях. Выделим несколько наиболее важ­ных, на наш взгляд, положений.

Одно из них связано с евангельской добродетелью терпе­ния и смирения. На русской почве добродетели долготерпения и смирения приобрели особые черты, прежде всего, в характере женщины. При этом терпение и смирение воспринимались как однонаправленные, ориентированные на подчинение всякой «власти», будь то государственная или семейная в лице мужа — главы семьи.

Безропотное подчинение всякой «власти», в данном случае мужу; добровольно принимаемое на себя незаслуженное стра­дание — физическое или моральное; готовность «пострадать» — все это воспринималось как единственно верный и правильный способ жизни женщины, а в ряде случаев и как кратчайший путь к спасению и святости.


Тема 5. Развитие феминологии в россии

Вопросы к семинару:

  1. Концепции женского вопроса в русской общественной мысли второй половины XIX в.

  2. Тема пола в русской философии. Изучение пола в отечественной науке в дореволюционный период и в первые годы советской власти

  1. Концепции женского вопроса в русской общественной мысли второй половины XIX в.

Т. А. Карченкова в исследовании «Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века» (2006) в осмыслении женского вопроса выделяет следующие подходы:

1) патриархатный (основа социума – естественное разделение функций между полами: женщина – мать, мужчина – общественный деятель),

2) экономический (женщины – специфический субъективный фактор производства, эффективность их труда невысока), демографический (подход к женскому вопросу с точки зрения воспроизводства нового поколения)

3) эгалитарный (отношения личностной взаимодополнительности в семье и обществе, которые могут быть реализованы лишь в «пространстве свободного выбора»)

Социальный статус женщины в России был сопряжен с правом на получение образования. Здесь выявляются два направления – гуманистическое и консервативное.

Гуманистическое направление женского образования было представлено в работах русских педагогов-гуманистов (В. Г. Белинский, Н. А. Вышнеградский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский и др.), обосновывавших идею о том, что образование является глубокой потребностью каждого человека, независимо от пола.

Выделяются следующие концепции женского вопроса:

- консервативная,

- демократическая

- радикальная

Главный тезис публицистов консервативной ориентации (М. Н. Катков, Н. С. Лесков, М.Н. Погодин, Н. Н. Страхов, Л. Н. Толстой, П. К. Щебальский и др.) – женщины из-за природных свойств и особенностей должны занимать подчинённое положение; единственная сфера самореализации женщин - семья, а основное предназначение – рождение детей.

Представители демократической (либеральной) концепции женского вопроса (Н.И. Пирогов, К Д. Кавелин, И.С. Тургенев, A.M. Евреинова и др.) акцентировали внимание на женском воспитании и образовании. Основной путь преодоления неравноправия полов они видели в последовательных социальных, экономических и политических реформах.


Радикальная концепция женского вопроса (А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский) связывала проблему уравнения женщин и мужчин в правах с революционным переустройством общества.

  1. Тема пола в русской философии

В России проблемы пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов. Общим для всех работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин. Так, например, по мнению С. Н. Булгако­ва, мужчины и женщины существенно различаются, мужчина деятелен, логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты. В работах русских философов подчеркивается специ­фическая роль женщины в культурном наследии, например, Н.А. Бердяев пи­шет о том, что сила женственности играла огромную, но не всегда ви­димую и часто таинственную роль в мировой истории. При этом способность женщины к культурному творчеству отрицается, а лишь при­знается ее роль как вдохновительницы мужчин для созидательной и творческой деятельности. Значимость женщины в культуре определяется только степенью ее влияния на мужчину.

О. А. Воронина подчеркивает глубинно патриархатные осно­вы русской философии пола. По ее мнению, в русской философии существовал весьма своеобразный подход к восприятию и оценке диф­ференциации маскулинного и фемининного:

  1. в русской философии и теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как метафизический или духовно-религиоз­ный принцип, а западная философия рассматривает такую дифферен­циацию скорее как онтологический или гносеологический принцип;

  2. в русской философии расставляются иные культурно-символические акценты: то, что в европейской философской тради­ции ассоциируется с маскулинным началом: божественное, духовное, истинное, в русской культуре ассоциируется - через категорию любви - с фемининным, женским началом.

Таким образом, очевидно, что и философские представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. Эти представления характеризуют не только дихотомию «мужского» и «женского», но и иерархичность и субординированность. Понятая таким образом половая дифференци­ация превращается в иерархическую стратификацию.

Андрогинная концепция. Осмысление темы пола в русской философии конца XIX — начала XX в. отличается необычайной глубиной анализа. Русские философы в вопросах пола оказались под влиянием работы О.Вейнингера «Пол и характер».


В фокусе внимания русских философов находится не роль мужчины и женщины в обществе, а место половых различий в системе мироздания.

В.С. Соловьев, поэт-символист и философ, одним из первых поставил философскую проблему пола и половой любви. В своих работах он затронул две темы, которые определили даль­нейшее развитие русской философии пола — тему андрогинности человека и тему Вечной Женственности.

Н.А. Бердяев в работах «Смысл творчества» (1916) и «Метафизика пола и любви» (1907) утверж­дал, что истинный облик человека представляет не мужчина и не женщина, а андрогин. Бердяев отрицательно относился к совре­менному ему движению за права женщин, считая, что феминист­ки и суфражистки обедняют женский образ, превращают женщи­ну из полноценного существа, имеющего собственное призвание, в «недомужчину».

Л.Н. Толстой в работе «Крейцерова Соната» выразил идеи о греховности любви мужчины к женщине.

В.В. Розанов в произведе­ниях «Семья как религия» (1901), «Люди лунного света» (1911) выступил против основной тенденции русской философии: дискредитации любви, особенно деторождения. Резкое неприятие философа вызывали как призывы к аскетиз­му и безбрачию, так и женоненавистничество.


  1. Изучение пола в отечественной науке в дореволюционный период и в первые годы советской власти

Ученые в России отмечали, что чисто медицинское понимание, хотя оно и составляет ядро науки о поле, не может объяснить мно­гочисленные отношения половой жизни к разным областям человеческого существования, поэтому предпринимали попытки исследовать эту проблему с биологической, антропологической, философской, социологической, психологической, педагогиче­ской и др. точек зрения.

В работах П. Е. Астафьева, вышедших в 1899 г. – «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки» выделяется время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и собы­тий) и по нему различает психические типы мужчин и женщин.

Таким образом, призвание женщины заключается в том, чтобы быть надеждой общества – женственной женщиной, а мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная во­ля.

Работа Л. П. Кочетковой «Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей» содержит уникальный статистический материал о рождаемости и смертности детей разного пола (в России даже по губерниям), однако сам характер повествования и выводы, ко­торые делает автор, пронизаны духом ненависти к мужскому полу.

В Советской России общественно-политическая атмосфера для развития гендерных исследований изменилась. Было декларировано формальное равенство мужчин и женщин, что привело к тому, что не признавалось существование различий меж­ду полами, и в отечественной науке на долгое время психология, педагогика, социология становятся «бесполыми».

Вопросы пола интересовали ученых и они проводили свои исследования: В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, а также исследовалось психосексуальное развитие детей Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Вы­готский и др., что имело важное значение для построения гендерного подхода.

К сожалению, подобные исследования прекратились в конце 1930-х гг., и в отечественной науке возник вынужденный перерыв до середины 1960-х гг., социально-политическое развитие страны прервало научный поиск и поставило советскую науку в условия идеологической изоляции.

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ