Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2460

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

Гендерный подход должен включать постановку и решение андрологических проблем, понимание социальной обусловленности мужского образа, содержания этого образа и социальных ролей мужчины в прошлом и в настоящем, анализ мужской психологии и общественного сознания. Аналогично анализу женских проблем в феминологии, подобный анализ должен составить предмет андрологии. В перспективе можно определить предмет гендерологии как предмет феминологии плюс предмет андрологии.

Целью гендерологии, как и феминологии, является не замена патриархатного общества матриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение гармонии мужской и женской половины человечества – в гармонии социального развития.


Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Вопросы к семинару:

  1. Понятие метода. Специфика методологии гендерологии и феминологии.

  2. Методы гендерных исследований

  3. Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе

  1. Понятие метода. Специфика методологии гендерологии и феминологии

Метод - это основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Методологией в широком смысле называют систему принципов научного исследования, или учение о методе. Методология в узком смысле означает совокупность исследовательских процедур, техни­ки и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Техникой назы­вают совокупность специальных приемов для эффективного использова­ния того или иного метода.

Методика - это совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их по­следовательность и взаимосвязь.

Процедурой называют последователь­ность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования, систему приемов сбора и обработки социологической ин­формации. Методы могут заимствоваться, развиваться, переходить из одной научной сферы в другую.

Предметом гендерных исследований становятся соци­альные, политические, экономические, сексуальные и дру­гие проблемы мужчин и женщин. Они рассматриваются как междисциплинарные, находящиеся на стыке наук. В то же время гендерные проблемы могут исследоваться в рамках одной дисциплины. Сегодня они активно изучаются в социо­логии, философии, культурологии, искусстве, лингвистике, экономике, антропологии, истории, теории и технологиях социальной работы, геронтологии и т. д.

Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в 1980-е гг, когда в университетах США были открыты соответствующие факультеты и кафедры; в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women's studies) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies).

В основе гендерного исследования лежит гендерный анализ - это процесс оценки различного воздей­ствия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государствен­ным политическим курсом – во всех сферах жизни общества и го­сударства. Гендерный анализ - это также сбор качественной ин­формации и понимание гендерных тенденций в экономике и обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем, поиска решений в ежедневной работе. Одновременно это инструмент для понимания социальных процессов. Он позво­ляет увидеть и сравнить: каким образом и почему политические, экономические, социальные и иные факторы по-разному влияют на женщин и мужчин.


  1. Методы гендерных исследований

В предметную область гендерологии активно привлекаются методы гуманитарных и естественных дисциплин, идет вы­работка новых методов и пересмотр традиционной научной методологии.

Исследовательские методы ген­дерологии могут быть заимствованы как из естественно-науч­ных дисциплин, так и из гуманитарных и социальных наук. Следовательно, в равной степени допустимо говорить о при­менимости методов психодиагностики, количественных и ка­чественных методов социологии, метода историзма, интерпретативных стратегий гуманитарных и некоторых социальных наук, количественных методов биологических наук. Поэтому можно сделать заключение, что «гендерные исследования в настоящий момент не являются дисциплиной, а скорее меж­дисциплинарной областью исследований» (Петрова, 2007).

В гендерных исследованиях в социальной работе наиболее часто используются методы социологии.

Различают количественную и качественную исследовательские мето­дологии.

В количественных – массовых социальных исследованиях конкретный человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представитель определенного пола, возраста, рода занятий, типа пове­дения, то есть как представитель определенной группы.

- В результате количественного исследования накаплива­ется массив данных, и поскольку связи в количественном исследовании носят статистический характер, количество респондентов здесь имеет большое значение.

- Философской методологией таких исследований вы­ступает позитивизм — уверенность в возможности изучения социального мира таким же способом, каким изучается физический мир естественными науками.

В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

- Это малые выборки, где нет строгого требования к количеству информантов (тех, кто предос­тавляет информацию, рассказывая о своем опыте).

- В результате сбора дан­ных исследователь получает совокупность полевых материалов, которые подвергаются, по преимуществу, описательному анализу.

- Выводы не носят такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании - это обобщении, имеющие характер предположений.

Выделяются методы исследования, которые наиболее часто используются в гендерных исследованиях (в частности в социальной работе).


Биографический метод. Центральным объектом исследования на основе биографического метода является индивидуальная жизнь человека, связанная с его непосредственным окружением, микросредой. Основными аспектами исследования становятся субъективные представления индивида о своей жизни и социальной реальности. 

Предмет биографического метода - жизненный опыт личности. Эти документы включают автобиографии, биографии, некрологи, жизненные истории, истории персонального опыта, устные и личные

Case-study. В методологическом аспекте биографический метод иногда может рассматриваться как вариант «исследования случая» (от англ. case study).

Метод сase study предусматривает использование различных техник для получения наиболее полного представления об изучаемом феномене, но он шире биографического метода в смысле отсутствия ограничений на природу объекта исследования: это может быть предприятие или цех, организация или малая социальная группа. 

Биографическое интервью. Принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, те­матические и отредактированные. Полная «история жизни» в идеале очер­чивает весь жизненный опыт субъекта.

Наблюдение. Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и усло­вий, в которых они могут быть зафиксированы наблюдателем.

Критическая этнография пересматривает традиционные дистанции и отношения между исследователем и информантами или местным сообще­ством. Эта методология направлена на преодоление социального, в том числе, гендерного и расового неравенства, зачастую воспроизводимого в языке науки, основанном на позитивистских схемах сбора и анализа соци­альных данных.

Критическая этнография это практика эмпириче­ского исследования, подразумевающая не только длитель­ное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изложения результатов полевой ра­боты, но и антидискриминационную направленность ра­боты ученого.

Этнографические исследования социальной работы, социального об­служивания позволяют вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в организа­ционной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии власт­ных отношений между разными специалистами, между начальством и подчиненными в различных культурах (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).


Анализ текстов как деконструкция.

  1. Количественный анализ. Ученые могут анализировать тексты, используя компьютерные программы, подсчитывающие частоту употребления слов, что помогает выявить скрытые смыслы, заложенные в большом количестве документов.

  2. Качественный (интерпретативный) контент-анализ. Ученые анализируют одно и тоже явление (например виктимация женщин) используя дневники, письма, сочинения и другие личные документы, где содержится личное мнение людей.

  3. Дискурс-анализ. Он предполагает детальное рассмотрение риторических приемов, с помощью которых в тексте осуществляется аргументация. Часто данный вид анализа текстов применяется при изучении текстов СМИ, которые играют важную роль в производстве и воспроизводстве значений, укладывающихся в типизированные схемы (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).

Одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является гендерная экспертиза социальной политики. Отечественные исследователи (Н.И. Абубикирова, Е.В. Кочкина) выявляют следующие ее этапы:

  1. Констатация проблемы.

  2. Отбор и ранжирование нормативно-правовых актов по теме экспертизы.

  3. Гендерный анализ существующих правовых норм.

  4. Гендерная характеристика отраслей права.

  5. Соответствие российского законодательства нормам международного права.

  6. Гендерная реконструкция государственного управления.

  7. Экономический и институциальный анализ.

  8. Проблема эффективности.

При проведении гендерной экспертизы необходимо опираться на гендерные индикаторы - это указатели или измерители, использующие количест­венные и качественные показатели для суммирования гендерно-значимых изменений, происходящих в обществе в течение опре­деленного периода времени. Гендерные индикаторы содержат прямые свидетельства положения женщин относительно опреде­ленного нормативного стандарта. Это необходимая составляющая, в сочетании с другими оценочными техниками, для измерения результатов деятельности государства как в об­щих проектах, так и в специальных инициативах, осуществляе­мых в стране, которые нацелены на учет интересов обеих соци­ально-половых групп населения.