ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2465
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Вопросы к семинару:
Влияние христианства на институт семьи и брака
Влияние религиозных традиций ислама и иудаизма на роль женщин в обществе
Православные традиции о социальном статусе женщин
Влияние христианства на институт семьи и брака
В средневековой философии выделяют два основных исторических этапа:
1) патристика (I-V в.) — зарождение и развитие христианской философии в условиях античности, представленное работами «отцов церкви» — Августина Блаженного, Оригена, Тертулиана полное исключение характеристик женского из философского мышления и культуры.
2) схоластика (VI-XIV в.) – период философии зрелого средневековья (Пьер Абеляр, Фома Аквинский), основывающейся на философской методологии Аристотеля, в которой функции женского в культуре допускаются при условии, что над ними осуществляется постоянный рациональный контроль.
Неполноценность женщины выводится из известного библейского сюжета («от мужчины взята, еси и тот тобою да обладает…»). Власть мужа над женой регламентируют древние тексты: Библия, Коран, «Домострой».
Социальное положение женщин в эпоху Средневековья было достаточно тяжелым. Известны случаи, когда открыто уничтожали новорожденных девочек, причем, чтобы избежать пролития крови, их живыми закапывали в землю. Жениться можно было без ограничения возраста девочки; за жену давался выкуп её отцу, то есть женщину просто продавали. В замужестве она не имела никаких юридических прав, то есть не могла иметь собственность, обращаться в суд, наследовать своему мужу, просить развод, овдовев – вторично выйти замуж и т.д.
Муж, наоборот, не имел по отношению к ней никаких обязанностей, мог даже не кормить и не одевать её; если у неё было какое-то собственное имущество или состояние – с момента вступления в брак оно безраздельно принадлежало мужу. Муж мог в любую минуту выгнать жену из дома, не обеспечив её ничем.
Западное христианство развивалось во многом под влиянием идей Блаженного Августина, который считал, что наличие пола и вообще физического тела не представляет собой результата грехопадения, так как грехопадение изменило человека внутренне, но не оказало влияния на его физическую природу. Представление о двойственности образа Божьего в человеке привело к высокой оценке христианского брака, целью которого, в отличие от языческого, было не только рождение детей и ведение совместного хозяйства, но и восстановление изначальной целостности человека, что подтверждает и учение святого Иоанна Златоуста.
В произведении Иоанна Скотта Эригена «О разделении природы» (IX в.) автор обосновывает различие мужской и женской природы. Он считал пол результатом разделения изначально единой человеческой природы, что женщина (Ева) является эмоциональной частью природы Адама, отделившаяся от его духовно-разумной природы (мужчины). Таким образом, И.С. Эригена рассматривал мужа и жену как две стороны человеческой природы: разум (дух) и чувства.
Отцы христианской церкви осудили нерелигиозную чувственность христианской философии как греховную. Основным критерием, по которому осуждается чувственность, является ее связь с удовольствием, которое в христианской культуре ассоциируется с женским и является символом первородного греха и низменности плотского начала.
Фома Аквинский связал свои воззрения с патриархатными идеями Аристотеля. В XIII в. Ф. Аквинский осуществил переводческую деятельность, в ходе которой были переведены многие, малоизвестные до этого работы Аристотеля. В воззрениях Фомы Аквинского наиболее четко кристаллизировались дуальные оппозиции в отношении мужское и женское - женщины это воплощение греха, «путь к дьяволу». Привнеся зло в мир, женщины должны быть восприняты как опасные и иррациональные создания.
Апогеем средневекового женоненавистничества (мизогинии) считается трактат «Молот ведьм», написанный в 1487 г. монахами Шпренгером и Инсисторисом. Авторы представили систему доказательств, оправдывавших подавление и физическое уничтожение женщин. Якобы само латинское слово femina произошло от лат. fe (fides) minus - вера и менее. Эта работа подстегнула охоту на ведьм, широко распространившуюся в Западной Европе и Новом Свете в XVI-XVII в.
В раннехристианскую эпоху воздержание от брака приняло большие масштабы в христианской среде, что было продиктовано не столько стремлением к монашескому идеалу, сколько особыми психологическими особенностями эпохи: со дня на день ожидали второго пришествия Спасителя и конца мира. В результате все земное и временное, в том числе семья и рождение детей, теряло смысл.
В дальнейшем напряженное ожидание конца мира смягчилось, но идеал безбрачия прочно закрепился в религиозной психологии христиан. В результате Церковь была вынуждена принять специальные постановления против гнушающихся браком. 51-е Апостольское правило гласило: «Если кто... удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв... что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, — или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви». Эту идею подтвердили правила Гангрского собора 340 года, который был специально созван по «брачному вопросу».
Раннехристианские отцы Церкви также опирались на римские представления о браке. Так, Афинагор в своей Апологии к императору Марку Аврелию (II век) пишет, что каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам. Стремясь одухотворить брачный союз, христианство освятило его в Таинстве брака (одном из семи Таинств Церкви).
Влияние религиозных традиций ислама и иудаизма на роль женщин в обществе
Канонический образ женшины-мусульманки предписывал ей скромность и послушание. В послушании женщины мужчине нет ничего для нее оскорбительного, поскольку, как считают мусульмане, это ее естественная, можно сказать, природная обязанность. Другое дело, что мужчина должен соответствовать своему высокому предназначению, искренне соблюдать все предписания религии и бережно обращаться со своей женой (или женами). Ислам видит ценность женщины в том, чтобы она была любящей матерью, верной женой и хорошей хозяйкой дома. В этих сферах ей должно реализоваться в первую очередь, хотя общественная жизнь также не противопоказана. Как известно, Хадиджа, жена Мухаммеда, успешно вела торговое дело. Так же, как и в других монотеистических религиях, историческая традиция довольно далеко отстояла от высоких идеалов священных текстов. Это относится и к реальному положению женщин в исламе, которое вряд ли можно назвать полноправным.
Более того, по сравнению с христианской традицией в исламе требования, предъявляемые к поведению женщины, были более жесткими. Согласно Корану, женщина не имела права без сопровождения родителей или мужа выходить на улицу, впускать в дом посторонних. Она должна была повиноваться мужу и его настроениям, в случае его смерти носить траур установленный срок, подчиняться воле оставшегося старшего мужчины в семье. Вне дома лицо женщины должно было быть закрытым.
Девочек с детства воспитывали в понимании своей вторич-ности, полной подчиненности воле будущего супруга. Преданная жена и многодетная мать — идеальный канонический образ в исламе. Вот слова Низам-аль-Мулька (XI век), признанного авторитета в мусульманском мире: «...Женщины являются «людьми покрывала», у них совершенно нет разума, и чем скромнее, тем более заслуживают похвалы». Основываясь на хадисах, Низам-аль-Мульк советует мужчинам поступать вопреки предложениям женщины.
Женщины знатных мужей, по традициям ислама, должны были жить в гареме (буквальный перевод с турецкого — «запретное место»). В гареме могли жить только женщины и дети под присмотром евнухов. Обитательницы гаремов резко различались по своему статусу: они делились на любимых жен, просто жен, наложниц и невольниц.
Иудаизм. Это наиболее древняя из монотеистических религий. В целом, иудаизм отличается сравнительно «лояльным» отношением к женшине. В некоторых древнеиудейских толкованиях можно встретить мнение о том, что человек был изначально сотворен андрогином, мужчиной и женщиной одновременно. Он имеет два лика, которые смотрят в противоположные стороны и не могут видеть друг друга. Разделение изначально единой сущности на мужчину и женщину воспринимается в этом случае как падение. Духовное возрождение здесь связывается с восстановлением «совершенного» андрогина, состоящего из «идеальной» пары, находяшейся в любви и взаимопонимании. Мужчина и женщина обращены друг к другу лицами и видят все свойства и качества.
Опираясь на библейские слова, евреи возвеличивали семейные узы. Согласно Талмуду, вопрос: «Выполнил ли ты свой долг в отношении создания семьи?». — будет задан одним из первых в Судный День. Человек не может быть уважаемым раввином, если он не женат, а женатый раввин не может состоять членом высшего еврейского суда, если у него нет детей. Многие правоверные евреи до сих пор считают, что браки буквально совершаются на небесах, так как в Талмуде говорится, что за 40 дней до рождения ребенка голос с неба объявляет о предназначенной ему жене или муже. Так или иначе, но согласно Талмуду: «Мужчина должен всегда почитать свою жену». Ему следует «любить свою жену как самого себя и чтить ее больше себя» (Вавилонский Талмуд, Йевамот, 626). Иудаизм выступал против аскетического воздержания и не связывал святость с подавлением сексуального желания. При этом Талмуд стоял на страже плотских интересов Женщины, специально оговаривая ее права. Это. впрочем, не мешало в ряде случаев относиться к женщине с брезгливостью и снисходительно говорить о ней как существе, по природе своей подчиненном мужчине.
Православные традиции о социальном статусе женщин
Христианские догматы стали руководством для наставления в повседневной жизни христиан как католического, так и православного вероисповеданий.
Строгие законы, регламентирующие семейно-брачное поведение, подчиняющее его церковным канонам и бытовым запретам, существовали у русских.
Одной из главных особенностей будничного поведения мужчин и женщин в русской деревне было их обособление. Обособление мужчин и женщин в крестьянской среде сохраняло архаическую семантику этого явления: представления о сакральной причастности полов к светлому и темному времени, его рождению и смерти, детству и старости, к внутреннему и внешнему пространству, «низу» и «верху».
Обычно в семьях обособлялись невесты, роженицы, старые, больные женщины: им выделялись особые места в доме, четко регламентировалось пространственно-временное передвижение; вменялось носить особую одежду, есть «специальную» пищу и придерживаться определенных норм поведения. Особенно строго это соблюдалось по отношению к роженице: ей. например, запрещалось есть вместе с другими членами семьи. По прошествии определенного времени после родов женщина подвергалась очистительным ритуальным процедурам.
Развитие семьи в России неразрывно связано с Православием. Христианская система ценностей, с одной стороны, и христианское понимание брака — е другой составили ту основу, на которой строились представления об идеальной женщине и счастливых семейных отношениях. Вместе с тем, евангельские идеалы укоренялись в массовом сознании, проходя сквозь народную культуру, обладавшую своеобразием и долгой приверженностью языческим началам.