Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2453

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

Экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотно­шений внутри семьи, например заботу о детях и улажива­ние споров – эту роль выполняют женщины. Т. Парсонс и Р. Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уходу за детьми определяют ее экс­прессивную роль.

Теория половых ролей оказала большое влияние на развитие гендерологии, но затем стала подвергаться критике.

Д.Мердок объяснил половое разделение труда с точки зрения практичности и удобства, когда тот или иной пол лучше подходит для выполнения конкретных задач.

Н. Белл и Э. Фогель отметили, что семья находится на пересечении подсистем и ее можно рассматривать в контек­сте всех четырех переменных Т. Парсонса (адаптация, целеполагание, интеграция, сохранение образца). Эти функции семья выполняет как целое.

- экономическую подсистему (функция адаптации) семья обеспечивает трудовыми ресур­сами,

- политическую (функция целеполагания) семья облага­ет доверием в обмен на политическое руководство и льготы, такие, как социальные пособия;

- семья участвует в жиз­ни общества и соответственно интегрирует своих членов;

- семья играет центральную роль в воспроизводстве ценностей;

Внутри семьи домашний труд возлагают на мать (женщину), главой семьи признается мужчина, т.о. роли мужчины и женщины различны.

Теория конфликта. Р.Коллинз. Одним из представителей теории конфликта является Р. Коллинз.

Первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи физически сильнее женщин, могли насильно подчинять их своей воле. Чтобы узаконить доступ мужчин женщинам и упрочить свое господство над ними, мужчины получили право на «сексуальную собственность».

Как считает Р.Коллинз, существует своего рода «сексуальный рынок», в котором мужчины и женщины торгуются между собой, стремясь выбрать для себя подходящего сексуального партнера.

Основная идея Р. Коллинза состоит в том, что мера зависимости женщины от мужчины определяется двумя факторами:

  1. материальной зависимостью

  2. ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.

Гендер как стратификационная категория. Теория тендера как стратификационной категории бази­руется на классических теориях социального неравенства и социальной стратификации, прежде всего М.Вебера и П.А. Сорокина.


Анализ гендера как стратификационной категории предпринял Э. Гидденс, который отме­тил, что классовый фактор не является единственным в оп­ределении социальных различий, влияющих на поведение мужчин и женщин.

В этой теории гендер выступает как сеть, как структура и как процесс. Гендер есть иерархизирующий фактор со­циальных отношений. Помимо гендера такими категория­ми выступают класс, раса, возраст.

Наряду с традиционными факторами расслоения общества можно обо­значить сочетания типа гендер-класс, гендер-статус, гендер-раса, гендер-этнос и т. д.

Центральное место отводится кате­гории власти. Именно через категорию власти и доминирова­ния определяются гендерные роли. Поэтому исследование гендера как стратификационной категории это анализ власти и доминирования, ут­вержденных в обществе через гендерные отношения.


  1. Современные гендерные теории: теория социального конструирования гендера, гендер как культурная метафора, теории гендерной системы

Теория социального конструирования гендера. В противо­вес утверждению, что иерархия между мужчинами и жен­щинами биологически обоснована, возникает теория «социального конструирования гендера».

Существуют три источ­ника и три составляющих данной теории.

  1. Кон­цепция П. Бергера и Т. Лукмана, которые утверждают, что социальная реальность является объективной и субъективной одновременно. С одной стороны, она объективна, потому что независима от индивида, с другой — субъективна, потому что постоянно изменяется индивидом.

  2. Теория половых ролей Т. Парсонса и Р. Бейлса

  3. Теория драматургического интеракционизма И. Гофмана и этнометодология Г. Гарфинкеля

По мнению И.Гофмана, гендерные отношения возникают в результате социального взаимодей­ствия. Утверждается, что гендер — это достигаемый статус, а не заданный от рождения, и он конструируется социально-культурными, психологическими и другими средствами.

Г. Гарфинкель утверждал, что существует биологический пол и пол социальный, который формируется в процессе социаль­ного взаимодействия (изучение ситуации с пациенткой по имени Агнесс, когда изменение пола создает проблему с созданием собственного гендера).

Итак, гендер понимается как организованная модель со­циальных отношений между мужчинами и женщинами, кон­струируемая основными институтами общества. Этот подход основан на двух постулатах:

  1. Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, сред­ствами массовой информации.

  2. Гендер строится и самими индивидами — на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия задан­ных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).

Гендер как культурная метафора. Конструирование категории гендера как аналитического инструмента открыло новые аналитические возможности для исследования общества и культуры. Оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты, а акцент перено­сится с критики в адрес мужчин на раскрытие внутренних механизмов формирования культуры. Пол становится культурной метафорой. Метафора пола выполняет роль куль­турно-формирующего фактора. Таким образом, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формиро­вания культуры.


Теории гендерной системы. Теория гендерной системы впервые была предсталена в работе Г.Рубин «Торговля женщинами». В ней Рубин изучала сим­волическое значение факта обмена женщин между мужчи­нами в так называемых примитивных обществах. В результа­те она сделала вывод, что обмен женщинами между племе­нами воспроизводит мужскую власть и в результате женщи­ны оцениваются как биологические существа и относятся ис­ключительно к семейной сфере.

Г. Рубин рассматривает гендерную систему как набор соглашений. По ее мнению, гендерная система, которая конструирует два пола как раз­личные, неравные и даже взаимодополняющие, является фак­тически системой власти и доминирования, цель которой — концентрация материального и символического капитала в руках мужчин.

Р. Коннелл в работе «Гендер и власть» исследует гендерную систему современного капиталистического общества. Он развивает идеи о гендерной системе и вводит понятие «гендерный порядок», который, по его мнению, закрепляется в исторически заданных образцах властных отношений между мужчинами и женщинами. Когда речь идет об обществе в це­лом, Коннелл предлагает использовать термин «гендерный порядок», когда же речь заходит об отдельных социальных институтах, таких, как школа, семья, подростковое сообще­ство и др., то с его точки зрения уместнее использовать по­нятие «гендерный режим».

Гендерная система, по Коннеллу, имеет сложную ком­позицию, она не является жестко заданной. Гендерный по­рядок представлен как иерархически организованная жизнь. Гендерные отношения основаны на неравенстве полов. Р. Кон­нелл выделяет следующие элементы композиции системы:

Структура профессиональных и трудовых отношений.

Структура властных отношений.

Структура эмоциональных отношений,

Структура символических репрезентаций


  1. Неомарксистский анализ гендера

Неомарксизм – течение западной социально-философской мысли, представители которого (Д.Лукач, К.Корш, Э.Фромм, Г.Маркузе, М.Хоркхаймер) интерпретировали философию К.Маркса на основе неогегельянства, фрейдизма, экзистенциализма и структурализма.

Влияние марксизма на феминизм. На Западе социалистические феминистские концепции прибегают к марксистской теории для объяснения дискриминации женщин и неравенства внутри общества. Каковы их основные идеи?

- экономическая структура общества рассматривается как решающая в определении матери­альных и иных условий жизни людей. Возникновение капитализма и международный характер его влияния и власти над жизнью лю­дей считаются основной причиной угнетения женщин;

- мужчины и женщины оказываются вовлеченными в «половое разделение труда», которое помогает удовлетворению потребнос­ти капитализма в рабочих и бесплатному получению связанных с ним услуг;

- женщины являются дешевой и доступной рабочей силой, «резервной армией», которую используют, когда необходимы дополнительные рабочие руки.

Работа Хейди Хартманн «Неудачный брак марксизма и фе­минизма» оказала влияние на феминистскую социологию тем, что в ней было указано, что патриархальные отношения дома и капи­талистические отношения па работе идут параллельно с точки зрения эксплуатации женского труда.

Сильвия Уолби в книге «Теория патриархата» указывает, что пат­риархальные отношения, существующие в частной сфере, воспро­изводятся и консолидируются в сфере общественной.

В книге Беа Кэмпбелл «Снова на дороге на пирс Уиган» с точки зрения социал-феминизма и одновременно с позиции ради­кальных феминисток на патриархат, описывает политическое и социальное предательство женщин из рабочего класса мужчинами из их же класса, которые из «мужской солидарности» действуют сообща с работодателями мужского пола и правительством в за­щиту так называемых мужских работ, тарифных ставок и домаш­них привилегий.

Делфи и Леонард в работе «Привычная эксплуатация» с экономи­ческих позиций и с помощью методологии марксизма поддержива­ют радикально феминистские взгляды на то, что именно мужчины присваивают и эксплуатируют труд женщин дома, чтобы создать личные и частные отношения власти, чтобы способствовать своим интересам как в частных, так и в общественных отношениях. Они считают, что ответственность за угнетение женщин несет в первую очередь не капитализм, а скорее мужчины, ведущие себя как капи­талисты, и мужчины, применяющие теории капитализма на прак­тике.