ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2453
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
Экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например заботу о детях и улаживание споров – эту роль выполняют женщины. Т. Парсонс и Р. Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уходу за детьми определяют ее экспрессивную роль.
Теория половых ролей оказала большое влияние на развитие гендерологии, но затем стала подвергаться критике.
Д.Мердок объяснил половое разделение труда с точки зрения практичности и удобства, когда тот или иной пол лучше подходит для выполнения конкретных задач.
Н. Белл и Э. Фогель отметили, что семья находится на пересечении подсистем и ее можно рассматривать в контексте всех четырех переменных Т. Парсонса (адаптация, целеполагание, интеграция, сохранение образца). Эти функции семья выполняет как целое.
- экономическую подсистему (функция адаптации) семья обеспечивает трудовыми ресурсами,
- политическую (функция целеполагания) семья облагает доверием в обмен на политическое руководство и льготы, такие, как социальные пособия;
- семья участвует в жизни общества и соответственно интегрирует своих членов;
- семья играет центральную роль в воспроизводстве ценностей;
Внутри семьи домашний труд возлагают на мать (женщину), главой семьи признается мужчина, т.о. роли мужчины и женщины различны.
Теория конфликта. Р.Коллинз. Одним из представителей теории конфликта является Р. Коллинз.
Первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи физически сильнее женщин, могли насильно подчинять их своей воле. Чтобы узаконить доступ мужчин женщинам и упрочить свое господство над ними, мужчины получили право на «сексуальную собственность».
Как считает Р.Коллинз, существует своего рода «сексуальный рынок», в котором мужчины и женщины торгуются между собой, стремясь выбрать для себя подходящего сексуального партнера.
Основная идея Р. Коллинза состоит в том, что мера зависимости женщины от мужчины определяется двумя факторами:
материальной зависимостью
ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.
Гендер как стратификационная категория. Теория тендера как стратификационной категории базируется на классических теориях социального неравенства и социальной стратификации, прежде всего М.Вебера и П.А. Сорокина.
Анализ гендера как стратификационной категории предпринял Э. Гидденс, который отметил, что классовый фактор не является единственным в определении социальных различий, влияющих на поведение мужчин и женщин.
В этой теории гендер выступает как сеть, как структура и как процесс. Гендер есть иерархизирующий фактор социальных отношений. Помимо гендера такими категориями выступают класс, раса, возраст.
Наряду с традиционными факторами расслоения общества можно обозначить сочетания типа гендер-класс, гендер-статус, гендер-раса, гендер-этнос и т. д.
Центральное место отводится категории власти. Именно через категорию власти и доминирования определяются гендерные роли. Поэтому исследование гендера как стратификационной категории это анализ власти и доминирования, утвержденных в обществе через гендерные отношения.
Современные гендерные теории: теория социального конструирования гендера, гендер как культурная метафора, теории гендерной системы
Теория социального конструирования гендера. В противовес утверждению, что иерархия между мужчинами и женщинами биологически обоснована, возникает теория «социального конструирования гендера».
Существуют три источника и три составляющих данной теории.
Концепция П. Бергера и Т. Лукмана, которые утверждают, что социальная реальность является объективной и субъективной одновременно. С одной стороны, она объективна, потому что независима от индивида, с другой — субъективна, потому что постоянно изменяется индивидом.
Теория половых ролей Т. Парсонса и Р. Бейлса
Теория драматургического интеракционизма И. Гофмана и этнометодология Г. Гарфинкеля
По мнению И.Гофмана, гендерные отношения возникают в результате социального взаимодействия. Утверждается, что гендер — это достигаемый статус, а не заданный от рождения, и он конструируется социально-культурными, психологическими и другими средствами.
Г. Гарфинкель утверждал, что существует биологический пол и пол социальный, который формируется в процессе социального взаимодействия (изучение ситуации с пациенткой по имени Агнесс, когда изменение пола создает проблему с созданием собственного гендера).
Итак, гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества. Этот подход основан на двух постулатах:
Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации.
Гендер строится и самими индивидами — на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).
Гендер как культурная метафора. Конструирование категории гендера как аналитического инструмента открыло новые аналитические возможности для исследования общества и культуры. Оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты, а акцент переносится с критики в адрес мужчин на раскрытие внутренних механизмов формирования культуры. Пол становится культурной метафорой. Метафора пола выполняет роль культурно-формирующего фактора. Таким образом, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования культуры.
Теории гендерной системы. Теория гендерной системы впервые была предсталена в работе Г.Рубин «Торговля женщинами». В ней Рубин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в так называемых примитивных обществах. В результате она сделала вывод, что обмен женщинами между племенами воспроизводит мужскую власть и в результате женщины оцениваются как биологические существа и относятся исключительно к семейной сфере.
Г. Рубин рассматривает гендерную систему как набор соглашений. По ее мнению, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой — концентрация материального и символического капитала в руках мужчин.
Р. Коннелл в работе «Гендер и власть» исследует гендерную систему современного капиталистического общества. Он развивает идеи о гендерной системе и вводит понятие «гендерный порядок», который, по его мнению, закрепляется в исторически заданных образцах властных отношений между мужчинами и женщинами. Когда речь идет об обществе в целом, Коннелл предлагает использовать термин «гендерный порядок», когда же речь заходит об отдельных социальных институтах, таких, как школа, семья, подростковое сообщество и др., то с его точки зрения уместнее использовать понятие «гендерный режим».
Гендерная система, по Коннеллу, имеет сложную композицию, она не является жестко заданной. Гендерный порядок представлен как иерархически организованная жизнь. Гендерные отношения основаны на неравенстве полов. Р. Коннелл выделяет следующие элементы композиции системы:
Структура профессиональных и трудовых отношений.
Структура властных отношений.
Структура эмоциональных отношений,
Структура символических репрезентаций
Неомарксистский анализ гендера
Неомарксизм – течение западной социально-философской мысли, представители которого (Д.Лукач, К.Корш, Э.Фромм, Г.Маркузе, М.Хоркхаймер) интерпретировали философию К.Маркса на основе неогегельянства, фрейдизма, экзистенциализма и структурализма.
Влияние марксизма на феминизм. На Западе социалистические феминистские концепции прибегают к марксистской теории для объяснения дискриминации женщин и неравенства внутри общества. Каковы их основные идеи?
- экономическая структура общества рассматривается как решающая в определении материальных и иных условий жизни людей. Возникновение капитализма и международный характер его влияния и власти над жизнью людей считаются основной причиной угнетения женщин;
- мужчины и женщины оказываются вовлеченными в «половое разделение труда», которое помогает удовлетворению потребности капитализма в рабочих и бесплатному получению связанных с ним услуг;
- женщины являются дешевой и доступной рабочей силой, «резервной армией», которую используют, когда необходимы дополнительные рабочие руки.
Работа Хейди Хартманн «Неудачный брак марксизма и феминизма» оказала влияние на феминистскую социологию тем, что в ней было указано, что патриархальные отношения дома и капиталистические отношения па работе идут параллельно с точки зрения эксплуатации женского труда.
Сильвия Уолби в книге «Теория патриархата» указывает, что патриархальные отношения, существующие в частной сфере, воспроизводятся и консолидируются в сфере общественной.
В книге Беа Кэмпбелл «Снова на дороге на пирс Уиган» с точки зрения социал-феминизма и одновременно с позиции радикальных феминисток на патриархат, описывает политическое и социальное предательство женщин из рабочего класса мужчинами из их же класса, которые из «мужской солидарности» действуют сообща с работодателями мужского пола и правительством в защиту так называемых мужских работ, тарифных ставок и домашних привилегий.
Делфи и Леонард в работе «Привычная эксплуатация» с экономических позиций и с помощью методологии марксизма поддерживают радикально феминистские взгляды на то, что именно мужчины присваивают и эксплуатируют труд женщин дома, чтобы создать личные и частные отношения власти, чтобы способствовать своим интересам как в частных, так и в общественных отношениях. Они считают, что ответственность за угнетение женщин несет в первую очередь не капитализм, а скорее мужчины, ведущие себя как капиталисты, и мужчины, применяющие теории капитализма на практике.