ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2439
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
45 лет - кризис зрелости – 2-ой жизненный итог. Задача возраста – уход в себя и затем- годам к 50-и выход в свет в новом качестве. Осознание и выражение своих подлинных чувств, проявление душевных качеств. Переоценка ценностей, связанных с домом и карьерой. Освоение роли бабушки. Поиск взаимности и глубины в отношениях. Осознание своей женской власти и перспектив для самоутверждения.
55 лет – кризис социальной жизни, выход на пенсию. Задача возраста – уйти из профессионально-трудовой сферы и освоить досуговую деятельность, в которой есть возможность исполнять роль бабушки, переживать духовные взлёты, стать мужу коллективом, другом, начальником и подчинённым одновременно. Это этап обобщения и сохранения собственного опыта.
60 лет – кризис пожилого возраста. Основная задача с этого возраста - поиск подходящей, омолаживающей досуговой деятельности и подопечных для передачи накопленного опыта.
70 лет – кризис старости. Задача возраста – воспоминание и просмотр прожитого, поиск терпеливого слушателя, способного переносить назидания и поучения. В этом возрасте женщины полноценно общаются с себе подобными и с социальными работниками, некоторые находят взаимопонимание с внуками и правнуками.
80 лет – начало движения к кризису долгожительства, которое станет фактом, если женщина достигает возраста 90 лет. Задача возраста – осознание своего достижения - перехода на этап, прожив который, женщина получает статус долгожительницы.
Типы женщин – клиентов
Психология женщины определяет характерную для неё стратегия жизни среди людей. Понятие «стратегия» происходит от греческого «strategos» - «войско» и «веду», что в приложении к повседневной жизни человека означает понимание им обстоятельств собственной жизни, цели своей активности и сил, которыми он располагает и управляет для достижения этой цели. В соответствии с этими критериями выделяются следующие типы женщин:
• женщина в джунглях - мир ей видится полным опасности, её цель – быть сильнее всех, всегда на чеку; она борется за своё выживание, опираясь на свои силы и свою изобретательность; ей знакомы скандалы, драки, судебные разбирательства; она никому не доверяет;
• женщина на арене борьбы за «а моё лучше вашего» - женщина стремится любой ценой выделиться из толпы, ценит только атрибуты престижа и власти, живёт будущим, пренебрегая текущими событиями: ей некогда радоваться, она в поиске объектов для сравнения. Женщины этого типа часто оказываются на приёме у врачей- невропатологов и психиатров и психологов, в психиатрических клиниках;
• деловая женщина подкупает своей организованностью, подтянутостью, собранностью, надёжностью, результативностью; она держит слово и ценит энергичных людей; ей некогда мечтать, развлекаться, скучать. У неё нет близких и любимых – она всем определила степень полезности и в соответствии с ней поддерживает социальные связи; в числе клиентов социального работника оказывается редко;
• женщина из детского сада – наиболее часто встречающийся тип клиента-женщины на консультации у социального работника или психолога; с неразвитым самосознанием и комплексом искажённых представлений о жизни; стремится снять с себя ответственность и скромно переложить её на кого-то находящегося поблизости.
• женщина из высшего общества – чаще всего прекрасно выглядит, со вкусом и дорого одета, соблюдает ритуальную этику, за консультации предпочитает хорошо платить, но не спешит оказывать доверие специалисту, к которому обратилась за помощью.
«святая женщина», она услужлива, обязательна, терпелива, непритязательна, как будто её и нет; её присутствие заметно лишь по ухоженным детям, сготовленному обеду и наведённому порядку.
В психосоциальной практике встречаются совершеннолетние женщины с различной степенью личностной зрелости, задержавшиеся на одной из ступеней или пропустившие какую-либо из них:
Социологи Т.Ю.Резник, Ю.М.Резник выделяют следующие типы жизненных стратегий личности, которые важно учитывать в индивидуальной психосоциальной работе с женщинами. Самым распространённым типом является
• стратегия жизненного благополучия (потребительство). Способ её реализации - жизнеобеспечение (жизнеобустройство). В соответствии с этой стратегией живут большинство российских женщин. В первую очередь здесь имеется в виду материальная обеспеченность и высокий уровень потребления материальных благ.
• стратегия жизненного успеха практикуется незначительным количеством россиянок, ориентирующихся на достижение более высокого уровня жизни и предпочитающих жизнестроительство в качестве способа реализации этой стратегии. Такие женщины планируют свою жизнь и карьеру, активно проявляют себя в социуме, способны отстаивать свои права, конкурировать и взаимодействовать с мужчинами. Они чаще всего занимаются бизнесом, политикой или являются высококвалифицированными специалистами;
• стратегия самореализации личности Способ её воплощения – жизнетворчество, но им могут пользоваться только избранные, так называемые «публичные люди».
Помочь женщине в преобразовании её жизненной стратегии – это значит создать условия, чтобы она могла почувствовать себя свободной от ограничивающих её искажений действительности, способной к действиям в соответствии с сознательно определёнными ею стратегией поведения в социуме и жизненными целями.
Темы рефератов:
1 Технология индивидуальной психосоциальной работы со случаями нарушения материнской сферы.
2. Социальная работа с юными матерями.
Задание самостоятельной работы:
1. Конспект главы 2 «Беременная женщина как субъект превентивной психосоциальной деятельности» монографии Н.А.Цветковой «Психосоциальная работа с женщинами». Псков. 2005.
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
Вопросы:
Понятие психосоциальной работы с женщинами
Индивидуальная психосоциальная работа с женщинами
Групповая психосоциальная работа с женщинами
Понятие психосоциальной работы с женщинами
Одно из центральных понятий гендерного подхода – «психосоциальная работа с женщинами». Оно пока является новым для отечественной науки и социальной практики.
Суть понятия составляет психологическая и психотерапевтическая помощь психически здоровой женщине с целью преодоления социально-психологического неблагополучия (биографический кризис, трудная жизненная ситуация, межличностный и внутриличностный конфликты, посттравматическое стрессовое расстройство и т. п.), которое, проявившись и системе ее профессиональных и/или семейно-бытовых отношениях, может привести к различным формам социальной дезадаптации. При этом психосоциальная работа может носить как индивидуальный, так и групповой характер, включать психологическую коррекцию как личности самой клиентки, так и системы отношений ее ближайшего окружения.
С точки зрения Ф. Тернер, «психосоциальный подход является неотъемлемой частью практической социальной работы и объясняется необходимостью понимать личность клиента и его взаимоотношения с миром, который его окружает».
История становления психосоциальной работы с женщинами берет свое начало за рубежом в конце XIX в. Ее появление обусловлено, с одной стороны, влиянием достижений в психиатрии и психологии личности, а с другой - началом мирового феминистского движения и созданием в России женских групп общения и взаимодействия.
Цель психосоциальной работы усматривается в том, чтобы создавать условия возвращения клиента в его природосообразную реальность, где начинается его психологическое и социальное право быть автором своего жизненного сценария и нести полную ответственность за то, что он в него включает.
Индивидуальная психосоциальная работа с женщинами
Индивидуальное консультирование. Психосоциальная помощь – одно из направлений деятельности специалистов сферы социальной защиты населения – социальных работников, социальных педагогов, психологов, психотерапевтов. Она предполагает укрепление уверенности клиентов в их способности преодолеть трудную жизненную ситуацию, например, оздоровить межличностные отношения в профессиональной или семейно-бытовой сфере, а также обучение обратившихся за помощью новым стратегиям поведения в социуме.
Поводами для оказания психосоциальной помощи женщинам могут быть личностнообусловленные ситуации, вызывающие у клиентов сильные эмоциональные переживания и ощущение тупика. Их возникновение провоцируют следующие внутриличностные факторы: неадекватная самооценка, неадекватный уровень притязаний, нарушение процесса саморегуляции, комплекс неполноценности, психотравмы, деструктивная направленность личности, иррациональные установки. Деформируя женщину изнутри, они (эти психологические факторы) проявляются в ее внешнем жизненном мире чередой стрессовых ситуаций, таких, как потеря работы, друзей, поддерживающих социальных связей, близких; как приобретение вредных привычек, нездорового образа жизни, тяжелых заболеваний вплоть до инвалидности; как переживание состояний отчаяния и нежелания жить.
Психосоциальная помощь женщинам может осуществляться в виде «работы с отдельным случаем с использованием биографического подхода», как групповая психотерапия, как семейное консультирование, в виде коррекционно-реабилитационной групповой работы, а также посредством группового и индивидуального консультирования.
Психосоциальная практика предлагает использование гендерного подхода к индивидуальной проблеме клиента-женщины. Она также предусматривает оформление её «социальной истории», а потому требует сбора информации об особенностях личности женщины и её образе жизни, о её социальных ролях, ценностях и стереотипах поведения, о типе запроса и возможных вариантах помощи. Иными словами, в индивидуальной психосоциальной работе с женщинами особое значение придается индивидуальности клиента.
В целях осмысления социальной истории клиента возможно использование следующей схемы:
1. Идентификация клиента: имя, адрес, возраст, дата рождения, место проживания, религия; семейное положение: сведения о муже жене детях, близких родственниках; образование, место работы.
2. Социальная проблема:
• трудности в социальной жизни, социальных связях; лица и группы, ослабляющие социальное функционирование, корректирующие деятельность клиента; характер трудностей, различия в характере трудностей группы и клиента;
• характер современных жалоб, определение ситуационного контекста, ситуационное поведение, случайности и закономерности социального поведения клиента;
• описание проблемы клиента относительно времени и лиц, групп (дата начала конфликта, его продолжение, длительность, периодичность), причины, объяснения, обвинения сторон;