Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2447

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Вопросы:

  1. Генетическая природа пола. Влияние гормонов на формирование пола и половых различий

  2. Анатомо-физиологические различия мужчин и женщин

  3. Психофизиологические различия полов

  1. Генетическая природа пола. Влияние гормонов на формирование пола и половых различий

В самом общем виде можно выделить следующие уровни поло­вой дифференциации у человека:

1) пол хромосомный — зависит от состава половых хромосом;

  1. пол гонадный — зависит от типа сформировавшихся гонад;

  2. пол гормональный — зависит от качества и количества про­дуцируемых половых гормонов;

  3. пол соматический, или фенотипический, — зависит от на­ружных половых органов, вторичных половых признаков, пропор­ций тела и т.д.;

  4. пол психический — зависит от психосексуальной ориен­тации индивида и осознания им/ей своей гендерной принад­лежности.

Пол — это биологический статус личности, а гендер — соци­ально-психологический статус, формирование которого находит­ся под воздействием разнообразных социокультурных факторов.

В каждой клетке человеческого организма присутствует двойной (дип­лоидный) комплекс хромосом. Их нормальное число - 46. Формула 46, XX указывает на женский кариотип, формула 46, XY - на муж­ской. Это генетический пол.

Однако первые 6-8 недель после зачатия эмбри­он еще бесполый, и потенциально у него могут развиться и мужские и жен­ские половые органы.

До девятой недели эмбрион продолжает коле­баться на рубеже бисексуальности. Он сохраняет потенциальную готовность анатомически развиться и по женскому, и по мужскому типу.

Между шестой и десятой неделей беременности у человеческого эм­бриона формируются половые железы - гонады.

За­чатки мужских половых желез начинают вырабатывать андрогены - мужские гормоны, предопределяющие развитие организма, формирование внутренних и наружных половых органов по мужскому типу. Генетический пол дополня­ется еще одним существенным компонентом - гонадным по­лом.

Хромосомный, или генетический пол, возникающий в момент оплодотворения яйцеклетки, диктует, каким быть гонадному полу, зависящему от гистологического строения половых желез. Задолго до рождения гонады начинают функционировать, секретируя половые гормоны и определяя тем самым гормональный пол плода. В допол­нение к этому, порой особо выделяют гаметный пол, обозначаемый симво­лическими значками &- (мужской) и &+ (женский). Под ним подразумевается способность половой железы образовывать сперматозоиды или яйцеклетки, то есть выполнять присущую полу функцию размножения,


Под влиянием половых гормонов у зародыша формируются внутренние репродуктивные органы и наружные гениталии. От их строения зависит внутренний и внешний морфологический пол. Оба эти компонента иногда объединяют в понятии соматического (телесного) пола. И под влиянием тех же гормонов в эмбриональной фазе развития происходит половая дифференциация нервных путей и мозговых центров, от которых идет маскулинность или фемининность в психологическом понимании - пси­хический пол - одна из важнейших характеристик личности.

В дальнейшем гормоны влияют на поведение мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Благодаря изменению соотношения гормонов в орга­низме, женщины становятся более напористыми и уверенными в себе, а муж­чины - более эмпатичными и менее доминантными. Гормональные измене­ния - одно из возможных объяснений сглаживания гендерных различий.

Как влияют различные гормоны на различие полов?

Эстроген — женский гормон, который вызывает у женщины ощущение удовлетворенности и благополучия. Главным образом, именно он несет от­ветственность за женскую манеру поведения. Эстроген также улучшает память. Высокий уровень эстрогена связан с плодовитостью.

Прогестерон - гормон родительского инстинкта, инстинкта нянчить, и именно он способствует успешному выполнению женщиной функции ухода за младенцем. Прогестерон появляется в крови у женщины, когда она видит ребенка, и исследованиями доказано, что его появление связано с сигналом, который можно назвать «форма младенца».

Тестостерон - мужской гормон, с его на­личием связан рост бороды, облысение, низкий голос и спо­собность ориентироваться в пространстве. Тестостерон имеет и отрицательные последствия: если не разрядить насыщенность тестостерона в крови путем физических нагрузок, то повыша­ется вероятность возрастания агрессивности и склонность к асоциальным поступкам. Взлет количества тестостерона в крови подростков в возрасте от 12 до 17 лет соответствует пику в возрастной кривой преступности.


  1. Анатомо-физиологические различия мужчин и женщин

Мужчина и женщина относятся к одному биологическому виду и поэтому во многом одинаковы. У них один и тот же комплект скелет­ных мышц и костей, одни и те же физиологические системы. Однако сущест­вуют и различия:

- женский эмбрион имеет больше шансов выжить, чем мужской, и число вы­кидышей мужского пола больше числа выкидышей женского. Больше маль­чиков погибает и в первый год жизни

- женщины живут дольше. Мужчины умирают чаще. Причем на всех стадиях жизни: эмбриональной, в младенчестве, детстве, юности.

- в среднем мужчины крупнее женщин. Их рост в среднем выше, а вес больше.

- у женщин пропорционально более мощная структура тазовой области. Мужчины относительно сильнее в верхней части тела, женщины - в нижней части.

- абсолют­ные размеры всех частей черепа и емкости мозговых полостей у женщин не­сколько меньше, чем у мужчин, что находится в соответствии с меньшими длиной и массой тела женщин.

- содержание жира в тканях женского организма вдвое выше, чем в тка­нях мужского, - 27% против 14%. Это дает запас энергии для вынашивания ребенка, повышает выносливость при длительных физических нагрузках и т.д.

- мужское сердце со­вершает в среднем 72 удара в минуту, а женское - 90.

- пищеварительный аппарат у женщин менее развит

- различие в характере дыхания: у женщин преимущественно грудной тип, у мужчин - брюшное дыхание, обусловлено разной степенью участия диафрагмы в акте дыхания.

- мужская гортань большего размера, чем женская. В результате голос у муж­чин ниже, чем у женщин.

- женщины имеют обычно более высокий болевой порог по сравнению с мужчинами

  1. Психофизиологические различия полов

Разные болезни проходят по-разному у мужчин и женщин. У мужчин чаще бывают пороки развития нервной системы и нервно-психические расстройства.

Истерия всегда считалась болезнью исключи­тельно женской; соотношение женщин и мужчин среди больных истерией оценивается как 15:1. Неврозы (депрессивные состояния, тревожность, агрессивность, нару­шения интеллектуальных способностей) встречаются также чаше у женщин, чем у мужчин, самоубийства среди мужчин встречаются в 4 раза чаще (Хасанова, 2002).


Объем женского мозга меньше мужского по объему и легче по массе. Но ткани мужского мозга изнашиваются в 2-3 раза быстрее жен­ского. Наибольшие изменения происходят в левой части мозга, управляющей речью.

В архитектуре мозга - у мужчин и женщин иначе ветвятся отростки нервных клеток; неодинаковые размеры имеют сами нейроны и их ядра; по-разному расположены клетки друг от друга; по-разному идет один из важ­нейших процессов развития нервной системы - запрограммированная гибель клеток; существуют различия в количестве нейромедиаторов.

Поперечные пучки мозолистого тела шире у женщин, что может озна­чать лучшую межполушарную связь и соответственно у них лучше происхо­дит объединение информации, имеющейся в обоих полушариях. Поэтому у них лучше развита способность, которая называется эмоциональным интел­лектом (женской интуицией).

Разница в весе между правым и левым полушариями у женщин боль­ше, чем у мужчин, V женщин большая симметрия извилин. У мужчин височная доля больше, чем у женщин. Поэтому у них большая способность к точным наукам. Речевые поля в лобной и височной коре сильнее развиты в женском мозге. Речевые центры у женщин расположены в обоих полуша­риях, у мужчин - в одном. Нервная система женщин менее устойчива. Поэтому она быстро пере­ходит от одного эмоционального состояния к другому. Широкая норма реакции женского пола обеспечивает ему более высокую, чем у мужского пола, пластичность (адаптивность) в онтогенезе.

Это относится и к психологическим признакам. Отбор в зонах дискомфорта у мужского и женского пола идет в разных направлениях: благодаря широкой норме реакции женский пол может «выбраться» из этих зон за счет воспитуемости, обучаемости, конформности, т. е. в общем - адаптивности. Для мужского пола такой путь закрыт из-за узкой нормы реакции; только находчивость, сообразительность, изобретательность могут обеспечить ему выживание в дискомфортных условиях. Женщины приспосабливаются к ситуации, мужчины выходят из нее, найдя новое решение, дискомфорт стимулирует поиск (Геодакян, 1998).


Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Вопросы:

  1. Анализ гендера в социологии (структурный функционализм и теория половых ролей, теория конфликта, гендер как стратификационная категория)

  2. Современные гендерные теории: теория социального конструирования гендера, гендер как культурная метафора, теории гендерной системы

  3. Неомарксистский анализ гендера

  4. Анализ гендера в постмодернизме, в феминистском дискурсе

  1. Анализ гендера в социологии (структурный функционализм и теория половых ролей, теория конфликта, гендер как стратификационная категория)

Социология внесла большой вклад в анализ гендера.

Э. Дюркгейм считал, что «мужчина является продуктом общества», тогда как женщина «в значи­тельно большей степени продукт природы». Э. Дюркгейм помогает объяснить природу тенде­ра исходя из того, что гендерные различия главным образом основываются на биологических различиях между мужчиной и женщиной. Подобный взгляд не означает, что гендерные различия являются, прежде всего, врожденными.

Структурный функционализм. Т. Парсонс и Р.Бейлс: теория половых ролей. Т.Парсонс провел четкое различие между соци­альным и культурным пластами. Производство и социальные отношения выполняют в обще­стве мужскую функцию: они дестабилизируют, разрушают стереотипы, движут общество вперед. Культура, по мнению Т. Парсонса, выполняет женскую функцию, обеспечивая трансляцию, наследование, стабильность, консервацию об­щественных отношений.

Он же, анализируя культурные процессы, вывел поня­тие генерализованной ценности — господствующих идейных представлений. В современном обществе западного типа это свобода, демократия, личность.

Развивая теорию о социальной системе, ее структуре и функциях, Т. Парсонс и Р. Бейлс предложили идею о пози­тивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точке зрения, таким путем осуществляются социализа­ция детей и регулирование сексуальных связей. Они счита­ют, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.

Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром — это, главным образом, работа и обеспечение семьи деньгами – эту роль выполняют мужчины;