ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2433
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
- гарантированный государством доступ к всеобщему среднему образованию,
- бесплатное высшее образование и трудоустройство,
- помощь в получении квартиры,
- профессиональное образование и профессиональный рост,
- существование сети государственных дошкольных и школьных учреждений,
- существование системы внешкольного образования и развития школьников,
- гарантированные и оплачиваемые больничные, отпуск по беременности, родам и т.д.
Международное и федеральное законодательство по улучшению положения женщин
Улучшение положения женщин стало одной из задач ООН с середины XX в. Утверждается принцип эгалитаризма – гендерного равенства мужчин и женщин во всех сферах общества.
Международное законодательство. Задача по улучшению положения женщин нашла отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Конвенции о политических правах женщин (1954 г.), в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), в материалах четырёх Всемирных конференций по положению женщин, организованных и проведённых по инициативе ООН (1975-1995 гг.).
Положения, закрепляющие принцип эгалитаризма, закреплены в следующих документах: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о политических правах женщин, Декларация прав ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин и др.
Суть этих документов международного уровня заключается в том, что для построения гражданского общества необходимо в первую очередь разрешить «женский вопрос», что означает реструктурировать общество и его институты, чтобы женщины получили возможность реализовать свой половой потенциал в качестве равноправных партнёров мужчин во всех сферах жизнедеятельности и гендерные конфликты потеряли свою остроту. Что в свою очередь обеспечит более устойчивое развитие общества и в конечном итоге выживание человечества.
Законодательство РФ. Конституция РФ. Гендерное равенство граждан России утверждается основным законом РФ (3 часть статьи 19 Конституции РФ от 1993 г.) где декларируется: «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
В 1996 году Правительство РФ утвердило «Концепцию улучшения положения женщин в РФ». Одной из стратегических задач, согласно этой Концепции, являлось оказание содействия участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях». Но Концепция носила лишь декларативный, рекомендательный характер.
Пункт 2 гласит: «право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления». В пункте 2.1 содержится предложение Совету Федерации и Правительству РФ принять «законодательные акты и целевые программы, направленные на обеспечение равного представительства лиц обоего пола в органах государственной власти». Содержится еще одна рекомендация, адресованная законодателю на случай принятия Закона о политических партиях: «в партийных избирательных списках представительство лиц одного пола не должно превышать 70% от общего числа кандидатов».
В 1996 году был издан Указ президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ» (указ № 1005 от 30.06.96). Он постановляет «рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы». Все это было призвано обеспечить женщинам равные с мужчинами стартовые возможности.
В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»: в перечень типов учреждений социального обслуживания включаются кризисные центры помощи женщинам, центры социальной адаптации, которые играют большую роль в оказании необходимой помощи женщинам (консультативной, психологической, правовой и т. п.).
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
Вопросы:
Гендерная структура занятости
Понятие домохозяйства
Понятие феминизации бедности
Гендерная структура занятости
Гендерная экономика — новая отрасль знаний о взаимовлиянии гендерной дискриминации и социально-экономического развития, в рамках которой статистически фиксируется гендерное неравенство в доступе к ресурсам и анализируются его причины и последствия.
За основу политики на отечественном рынке труда взята концепция американской модели рынка. Для нее характерными являются: децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным; жесткое отношение к работникам на предприятии, выражающееся в увольнении работников при сокращении объемов производства без предварительного уведомления, отсутствие внимания внутрифирменной подготовке; высокий уровень географической и социальной мобильности работников и высокий уровень безработицы. В этих условиях именно женское население страдает, прежде всего, ибо является неконкурентноспособным по сравнению с мужским.
На рынке труда гендерная дискриминация проявляется в следующем:
дискриминация при найме на работу;
неравенство в оплате труда;
препятствия продвижению по службе;
недостаток женщин на руководящих и их избыток на исполнительских должностях низшего и среднего звена;
наличие «мужских» и «женских» профессий;
запреты на профессии (в Кодексе о труде указан ряд профессий, занятие которыми женщинам не рекомендуется и допустимо лишь в исключительных случаях);
разные системы подготовки кадров для мужчин и женщин;
сексуальная эксплуатация (работа женщины в качестве сексуального объекта — фотомодели, девушки для сопровождения), сексуальные домогательства на рабочем месте (sexual harassment);
проблема двойной занятости женщин (усталость от сочетания домашнего и профессионального труда).
Природа проявлений гендерной дискриминации на рынке труда может носить объективный и субъективный характер. Объективный характер дискриминации женщин на рынке труда связан с их семейными и репродуктивными ролями. Женщины имеют меньше времени и возможностей делать карьеру, работать без перерывов, по жесткому графику и выполнять сверхурочную работу. Субъективный характер дискриминации женщин связан с предубеждением работодателей относительно того, что «женщина — худший работник
Гендерная профессиональная сегрегация — распределение мужчин и женщин на работах различного статуса в рамках профессиональной структуры. Различают горизонтальную и вертикальную профессиональную сегрегацию.
Горизонтальная профессиональная сегрегация возникает, когда мужчины и женщины работают в разных отраслях (отраслевая сегрегация) или на разных профессиях (выполняют разные виды труда).
Существует много профессий, стереотипно воспринимаемых как «женские» или «мужские». Процесс разделения профессий на «женские» и «мужские» происходит, когда «естественные» социальные роли мужчин и женщин переносятся на профессиональную структуру.
Вертикальная (иерархическая) профессиональная сегрегация означает наличие гендерных различий в структуре занимаемых должностей. Поддерживается она либо набором на различные профессии в рамках одной и той же профессиональной группы (учительница младших классов — учитель старших классов, преподаватель университета), либо удерживанием женщин на более низких ступенях организации труда.
Понятие домохозяйства
В западноевропейской гендерной социологии рассматривается «семейная группа» или «домохозяйство» — совокупность людей, соединенных брачным союзом (муж и жена) и родственными связями (родители — дети), которые проживают совместно. В семейную группу могут входить бабушки и дедушки, дяди и тети, а также люди, не являющиеся родственниками, — няни, прислуга, воспитанники.
Домохозяйство представляет собой группу лиц, объединенных общим бюджетом. В отличие от семьи, оно может быть представлено одинокими людьми и содержать неродственников. Изучение положения женщин в сфере занятости и в целом в экономике невозможно без анализа отношений внутри домохозяйства и связей между его членами. Теоретический анализ домохозяйства с учетом тендерного фактора можно условно разделить на несколько направлений.
Первое направление связано с общими теориями домохозяйства. Основная теория — теория новой экономики домохозяйства (неоклассическая концепция). Признанными в научном сообществе считаются также институциональные и гендерные критические концепции домохозяйства.
Теория новой экономики заключается в применении микроэкономического аппарата исследования к семейным отношениям: все можно измерить и оценить — любовь, престиж, сексуальные отношения. Все является благом, предназначенным для купли-продажи, на уровне семьи формируется семейный капитал, который расходуется на потребление благ, описывается распределение предпочтений членов домохозяйства в приобретении тех или иных товаров, благ.
Институциональные концепции исследуют, кроме того, ценность времени, потраченного на домашнее хозяйство, долгосрочность брачных контрактов, цену развода, цену отношений внутри семьи.
Феминистская критика этих концепций (направленная как раз на анализ генлерного фактора в домохозяйстве) делает акцент на внутридомохозяйственных отношениях и распределении ролей, труда, времени работы и времени досуга внутри домохозяйства.
Вторым направлением теоретического анализа домохозяйства является критика концепции воспроизводства «человеческого капитала» с точки зрения воздействия гендерного фактора на вложения в мальчиков и девочек на уровне домохозяйства, на отдачу «человеческого капитала», различного по полу.
Третьим направлением выступает собственно анализ формирования доходов и расходов домохозяйства с точки зрения участия полов в этом процессе, анализ распределения собственности домохозяйства. Это направление исследования приводит к более конкретным вопросам: изучению бедности и индикаторов феминизации (или маскулинизации) бедности, формирующихся на уровне домохозяйства.