Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2433

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

- гарантированный государством доступ к всеобщему среднему образованию,

- бесплатное высшее образование и трудоустройство,

- помощь в получении квартиры,

- профессиональное образование и профессиональный рост,

- существование сети государственных дошкольных и школьных учреждений,

- существование системы внешкольного образования и развития школьников,

- гарантированные и оплачиваемые больничные, отпуск по беременности, родам и т.д.

  1. Международное и федеральное законодательство по улучшению положения женщин

Улучшение положения женщин стало одной из задач ООН с середины XX в. Утверждается принцип эгалитаризма – гендерного равенства мужчин и женщин во всех сферах общества.

Международное законодательство. Задача по улучшению положения женщин нашла отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Конвенции о политических правах женщин (1954 г.), в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), в материалах четырёх Всемирных конференций по положению женщин, организованных и проведённых по инициативе ООН (1975-1995 гг.).

Положения, закрепляющие принцип эгалитаризма, закреплены в следующих документах: Всеобщая дек­ларация прав человека, Конвенция о политических правах женщин, Декларация прав ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Между­народный пакт о гражданских и политических правах, Дек­ларация об искоренении насилия в отношении женщин и др.

Суть этих документов международного уровня заключается в том, что для построения гражданского общества необходимо в первую очередь разрешить «женский вопрос», что означает реструктурировать общество и его институты, чтобы женщины получили возможность реализовать свой половой потенциал в качестве равноправных партнёров мужчин во всех сферах жизнедеятельности и гендерные конфликты потеряли свою остроту. Что в свою очередь обеспечит более устойчивое развитие общества и в конечном итоге выживание человечества.

Законодательство РФ. Конституция РФ. Гендерное равенство граждан России утверждается основным законом РФ (3 часть статьи 19 Конституции РФ от 1993 г.) где декларируется: «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

В 1996 году Правительство РФ утвердило «Концепцию улучшения положения женщин в РФ». Одной из стратегических задач, согласно этой Концепции, являлось оказание содействия участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях». Но Концепция носила лишь декларативный, рекомендательный характер.


Пункт 2 гласит: «право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления». В пункте 2.1 содержится предложение Совету Федерации и Правительству РФ принять «законодательные акты и целевые программы, направленные на обеспечение равного представительства лиц обоего пола в органах государственной власти». Содержится еще одна рекомендация, адресованная законодателю на случай принятия Закона о политических партиях: «в партийных избирательных списках представительство лиц одного пола не должно превышать 70% от общего числа кандидатов».

В 1996 году был издан Указ президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ» (указ № 1005 от 30.06.96). Он постановляет «рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы». Все это было призвано обеспечить женщинам равные с мужчинами стартовые возможности.

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российс­кой Федерации»: в перечень типов учреждений социального обслуживания включаются кризисные центры помощи женщинам, центры социальной адаптации, которые играют большую роль в оказании необходимой помощи женщинам (консультативной, психологической, правовой и т. п.).


Тема 15. Гендерные аспекты экономики

Вопросы:

  1. Гендерная структура занятости

  2. Понятие домохозяйства

  3. Понятие феминизации бедности

  1. Гендерная структура занятости

Гендерная эко­номика — новая отрасль знаний о взаимовлиянии гендерной дис­криминации и социально-экономического развития, в рамках которой статистически фиксируется гендерное неравенство в дос­тупе к ресурсам и анализируются его причины и последствия.

За основу политики на отечественном рынке труда взята концепция американской модели рынка. Для нее характерными являются: децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным; жесткое отношение к работникам на предприятии, выражающееся в увольнении работников при сокращении объемов производства без предварительного уведомления, отсутствие внимания внутрифирменной подготовке; высокий уровень географической и социальной мобильности работников и высокий уровень безработицы. В этих условиях именно женское население страдает, прежде всего, ибо является неконкурентноспособным по сравнению с мужским.

На рынке труда гендерная дискриминация проявляется в сле­дующем:

  1. дискриминация при найме на работу;

  2. неравенство в оплате труда;

  3. препятствия продвижению по службе;

  4. недостаток женщин на руководящих и их избыток на ис­полнительских должностях низшего и среднего звена;

  5. наличие «мужских» и «женских» профессий;

  6. запреты на профессии (в Кодексе о труде указан ряд про­фессий, занятие которыми женщинам не рекомендуется и допустимо лишь в исключительных случаях);

  7. разные системы подготовки кадров для мужчин и женщин;

  8. сексуальная эксплуатация (работа женщины в качестве сек­суального объекта — фотомодели, девушки для сопровождения), сексуальные домогательства на рабочем месте (sexual harassment);

  9. проблема двойной занятости женщин (усталость от сочета­ния домашнего и профессионального труда).

Природа проявлений гендерной дискриминации на рынке труда может носить объективный и субъективный характер. Объективный характер дискриминации женщин на рынке труда связан с их се­мейными и репродуктивными ролями. Женщины имеют меньше времени и возможностей делать карьеру, работать без перерывов, по жесткому графику и выполнять сверхурочную работу. Субъективный характер дискриминации женщин связан с предубеждением работо­дателей относительно того, что «женщина — худший работник


Гендерная профессиональная сегрегация — распределение муж­чин и женщин на работах различного статуса в рамках профессио­нальной структуры. Различают горизонтальную и вертикальную профессиональную сегрегацию.

Горизонтальная профессиональная сегрегация возникает, когда мужчины и женщины работают в раз­ных отраслях (отраслевая сегрегация) или на разных профессиях (выполняют разные виды труда).

Существует много профессий, стереотипно воспринимаемых как «женские» или «мужские». Процесс разделения профессий на «женские» и «мужские» происхо­дит, когда «естественные» социальные роли мужчин и женщин пе­реносятся на профессиональную структуру.

Вертикальная (иерархическая) профессиональная сегрегация оз­начает наличие гендерных различий в структуре занимаемых дол­жностей. Поддерживается она либо набором на различные профес­сии в рамках одной и той же профессиональной группы (учительни­ца младших классов — учитель старших классов, преподаватель университета), либо удерживанием женщин на более низких сту­пенях организации труда.


  1. Понятие домохозяйства

В западноевропейской гендерной социологии рассматривается «се­мейная группа» или «домохозяйство» — совокупность людей, со­единенных брачным союзом (муж и жена) и родственными связя­ми (родители — дети), которые проживают совместно. В семейную группу могут входить бабушки и дедушки, дяди и тети, а также люди, не являющиеся родственниками, — няни, прислуга, вос­питанники.

Домохозяйство представляет собой группу лиц, объединенных общим бюджетом. В отличие от семьи, оно может быть представлено одинокими людьми и содержать неродственников. Изучение поло­жения женщин в сфере занятости и в целом в экономике невозмож­но без анализа отношений внутри домохозяйства и связей между его членами. Теоретический анализ домохозяйства с учетом тендерного фактора можно условно разделить на несколько направлений.

Первое направление связано с общими теориями домохозяйства. Основная теория — теория новой экономики домохозяйства (нео­классическая концепция). Признанными в научном сообществе считаются также институциональные и гендерные критические концепции домохозяйства.

Теория новой экономики заключается в применении микроэконо­мического аппарата исследования к семейным отношениям: все мож­но измерить и оценить — любовь, престиж, сексуальные отношения. Все является благом, предназначенным для купли-продажи, на уровне семьи формируется семейный капитал, который расходуется на по­требление благ, описывается распределение предпочтений членов домохозяйства в приобретении тех или иных товаров, благ.

Институциональные концепции исследуют, кроме того, ценность времени, потраченного на домашнее хозяйство, долгосрочность брач­ных контрактов, цену развода, цену отношений внутри семьи.

Феминистская критика этих концепций (направленная как раз на анализ генлерного фактора в домохозяйстве) делает акцент на внутридомохозяйственных отношениях и распределении ролей, труда, времени работы и времени досуга внутри домохозяйства.

Вторым направлением теоретического анализа домохозяйства является критика концепции воспроизводства «человеческого ка­питала» с точки зрения воздействия гендерного фактора на вложе­ния в мальчиков и девочек на уровне домохозяйства, на отдачу «человеческого капитала», различного по полу.

Третьим направлением выступает собственно анализ формиро­вания доходов и расходов домохозяйства с точки зрения участия полов в этом процессе, анализ распределения собственности до­мохозяйства. Это направление исследования приводит к более кон­кретным вопросам: изучению бедности и индикаторов феминиза­ции (или маскулинизации) бедности, формирующихся на уровне домохозяйства.