ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2451
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
Гендерная самоактуализация - высший уровень проявления духовного и творческого гендерного потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности.
Гендерная самореализация – процесс раскрытия творческого гендерного потенциала личности в избранных видах жизнедеятельности, раскрытие и становление гендерной индивидуальности, самостоятельное достижение поставленных целей, удовлетворенность достигнутыми результатами в самоосуществлении себя как субъекта жизни, открытость новым достижениям.
Гендерное самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему гендерных качеств и способностей.
Культура взаимоотношений полов – система взаимоотношений полов, которая приобщает обучаемых к выполнению различных гендерных ролей, осознанию, утверждению себя как представителя определенного пола и соответствующему гендерному поведению.
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Принцип природосообразности предписывает учитывать гендерные, возрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая доступные ему зоны развития.
Принцип культуросообразности означает, что культурное ядро содержания гендерного воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку должно быть как к свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.
Принцип субъектности означает отношение к ребенку как к активному, свободному, равноправному участнику учебно-воспитательного процесса.
Принцип ценностно-смысловой направленности проявляется в обращенности к целостному человеку, способному самостоятельно обустроить свою жизнь и наполнить ее личностными смыслами. Роль образования при этом состоит в том, чтобы открыть учащимся мир ценностей, из которого они могут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем.
Принцип самоактуализации проявляется в побуждении и поддержке стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип выбора означает, что невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка без выбора.
Принцип творчества и успеха проявляется в том, что индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося, а достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принцип доверия и поддержки означает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его устремлений к гендерной самореализации и самоутверждению.
Рассмотрим принципы, отражающие только специфику гендерного подхода:
Принцип эгалитаризма: проявляется в направленности на равенство полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии и т.д.) в разнообразых сферах жизнедеятельности. Данный принцип необходимо рассматривать как естественную модель человеческих отношений в обществе.
Принцип формирования гендерной идентичности означает, что формирование гендерной идентичности необходимо осуществлять в культурной, педагогически организованной среде.
Принцип гендерного равновесия означает, что в образовательном учреждении в преподавательском составе должно быть примерно равное количество женщин и мужчин – педагогов, которые своим каждодневным поведением дают своим воспитанникам эталонный вариант гендерного поведения.
Условия практической реализации гендерного подхода в педагогике были выделены с учетом трех уровней:
1) Макроуровень – возможность отступления от традиционных патриархатных моделей устройства общества; привлечение в школу педагогов-мужчин; совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек;
2) Мезоуровень – развитие гендерной компетентности педагога, включающей гендерную компетентность в педагогической деятельности, гендерную компетентность в педагогическом общении и личностно-индивидуальную гендерную компетентность;
3) Микроуровень – учет гендерных особенностей как обучаемых, так и обучающих; развитие гендерного самосознания воспитанников; отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному гендерному саморазвитию; поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности; выявление скрытых возможностей мальчиков (юношей) и девочек (девушек) и стимулирование учащихся к самосовершенствованию гендерной индивидуальности.
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Вопросы:
Взаимообусловленность гендера и репродуктивного поведения мужчин и женщин
Институт семьи
Подходы к изучению репродуктивности населения
Политика государства по регулированию репродуктивного поведения
Взаимообусловленность гендера и репродуктивного поведения мужчин и женщин
Гендерная система общества напрямую влияет на демографическую ситуацию. Гендер и демография - взаимозависимые социальные аспекты.
По мнению Н.А.Цветковой, демографическая ситуация такова, что беременность и рождение детей должны поддерживаться всемерно и повсеместно. Однако этот процесс сдерживается в силу действия ряда субъективных и объективных факторов:
1. Прогрессирует тенденция преобладания количества женщин детородного возраста (20-44г.) над количеством мужчин того же возраста;
2. Возросшие потребности и уровень свободы личности влекут за собой рост уровня притязаний к жизни у современного молодого поколения; карьера как ценность более притягательна по сравнению с ценностью материнства,
3. Негативный опыт родительских семей, претерпевающих крушения по причине сексуализации российского общества в целом толкает молодое поколение к принятию решения скорее в пользу гражданского брака или развода, нежели к поиску способов сохранения и углубления отношений и бракосочетанию;
4. Отсутствие общественных институтов отцовства и материнства делают социальную ситуацию неуправляемой, молодое поколение – лишенным какого-либо позитивного опыта реализации материнской сферы и отцовства;
5. «Слабые» матери из пристрастившихся к бедности, безработице, алкоголю, асоциальному поведению семей воспроизводят себе подобных детей, страдающих зависимым поведением, т. е. социально незрелых с чрезмерной привязанностью к матери;
6. Негативный характер мышления значительной части молодёжи сводит до минимума ценность тех ресурсов, которые могут быть использованы в современных условиях жизнедеятельности.
Факторы влияющие на репродуктивное поведение.
Быстрый переход от патриархально-крестьянского уклада к индустриальному обществу, всеобщая пролетаризация женского труда, урбанизация, сопровождавшаяся на протяжении всего советского периода истории тяжелейшим жилищным кризисом.
Хроническое отставание объема необходимой социальной помощи от реальных потребностей – все эти, а также многие другие факторы оказывали и продолжают оказывать прямое воздействие на репродуктивное поведение женщин и их семей.
Уклад повседневной жизни, структура домохозяйства в условиях города обусловили изменение репродуктивных установок миллионов женщин и их семей, что и предопределило переход к малодетной семье.
Установка на малодетность с неизбежностью сужала контекст положительных оценок материнства. Несмотря на то, что на официальном уровне многодетность всячески поддерживалась и одобрялась (посредством введения почетного звания «Мать-героиня», награждений правительственными наградами, а также предоставления разнообразных льгот для многодетных семей), общественное мнение к многодетности относилось осторожно, а иногда с явным неодобрением и даже враждебностью.
Несмотря на гарантированные государством социальные гарантии, многие из многодетных семей не преуспели в мобилизации внутренних ресурсов выживания и маргинализировались.
Вокруг многодетных матерей и их детей возникала зона социального неодобрения и даже отторжения.
В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза ее утратить, низкий доход на душу населения, плохое жилье и питание, некачественная вода и загрязненный воздух, вредные привычки и т.д. Многие инфекционные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин.