ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2450
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
Итак, гендер - социальное отношение; не биологический пол; а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений.
Драматургический интеракционизм И. Гофмана: гендерный дисплей. Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупности ролей, предписанных обществом по признаку пола. И. Гоффман ввел в понятие гендерного дисплея, т.е. множества проявлений культурных составляющих пола.
Гендерный дисплей - множественные размытые, зачастую незамечаемые культурные коды, проявляющиеся в социальном взаимодействии.
В теории социального конструирования гендер в рамках этого подхода рассматривается как результат социального взаимодействия и одновременно как его источник.
Гендер проявляет себя как базовое отношение социального порядка. Чтобы осмыслить процесс строительства этого социального порядка в конкретной ситуации межличностного взаимодействия, И.Гофман вводит понятие гендерного дисплея. В коммуникации лицом к лицу обмен разного типа информацией сопровождаются фоновым процессом «созидания гендера» — doing gender. По утверждению И. Гофмана, гендерный дисплей является основным механизмом создания гендера на уровне межличностного взаимодействия лицом к лицу.
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Гендерная идентичность - одна из базовых характеристик личности, которая формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации.
Гендерная идентичность - аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.
Гендерная роль означает роль, обусловленную дифференциацией деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности.
Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям о мужском и женском.
Важно подчеркнуть, что гендерная идентичность и гендерные роли являются различными понятиями.
Гендерная идентичность основывается на субъективном ощущении себя мужчиной или женщиной, а гендерные роли усваиваются посредством социализации, в результате которой индивид принимает за норму свое поведение в качестве мужчины или женщины в данном обществе. Быть мужчиной не обязательно означает быть мужественном в традиционном смысле, так же как быть женщиной не обязательно означает быть женственной.
Именно взрослые играют решающую роль в усвоении детьми тех гендерных ролей, которые приняты в обществе. Родители, естественно, являются первыми и наиболее влиятельными агентами гендерной социализации1.
Классификация гендерных стереотипов
Условные обозначения:
1 – стереотипы маскулинности-фемининности; 2 – стереотипы содержания труда мужчин и женщин; 3 – стереотипы, связанные с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом.
|
мужчины |
женщины |
1. |
маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству |
фемининности приписывают «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках: зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность |
2. |
труд определяется в инструментальной сфере деятельности, возможна творческая и руководящая работа |
труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности; женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования |
3. |
наиболее значимыми социальными ролями являются профессиональные роли, предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи |
наиболее значимой социальной ролью считается роль домохозяйки, матери, предписывается нахождение в приватной сфере жизни - дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье
|
Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности.
Антрополог Маргарет Мид нанесла удар по убеждению, будто мужчины и женщины «от природы» созданы для определенных ролей. В своей книге «Культура и мир детства» она описала традиционное поведение представителей каждого пола в трех различных культурах на островах Новой Гвинеи. В начале исследования Мид была убеждена, что существует некие коренные различия между полами, эти различия врожденные, поэтому представители каждого пола предназначены для определенных ролей. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен мужчины и женщины выполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся «естественным» для каждого пола.
Множественность сексуальной и гендерной идентификации. Состояние, когда индивид не может принять данный ему тендерный статус мужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им, называется гендерной дисфорией («дисфория» в переводе с греческого означает «непереносимость»), или расстройством гендерной идентичности (англ. - Gender Identity Disorder, сокращенно GID). Это остро дискормфортное состояние может иметь разные причины, внешние проявления, длительность и глубину.
Трансгендеризм или транссексуализм – самая глубокая, всеобъемлющая форма гендерной дисфории - когда индивид полностью отвергает свой гендерный статус и добивается его смены, включая соответствующую хирургическую операцию, смену паспортного пола и так далее.
Трансвестизм – в более мягком варианте индивид не меняет своего анатомического пола, но чувствует себя отчасти мужчиной, а отчасти женщиной и потому в определенных ситуациях нарушает привычные полоролевые границы, например, путем переодевания в женскую одежду.
Механизмы и институты гендерной социализации
Выделяют три стадии социализации:
1.Начальная: социализация ребенка в пределах семьи
2. Средняя: обучение в школе
3. Социализация взрослого человека
Гендерная социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения культурных норм и освоения гендерных ролей, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т.д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское».
Гендерная идентификация – процесс формирования в результате психологической интериоризации мужских или женских черт в ходе социализации.
В современной социологии отсутствует единая точка зрения о механизмах социализации.
Все теории сходятся на том, что к важнейшим механизмам относятся идентификация и типизация
Идентификация – имитация ребенком поведения взрослых – представителей своего пола.
Типизация - активное участие взрослых в процессе гендерного воспитания, применение принципов поощрения и наказания.
Существует множество теорий гендерной социализации
Важное значение здесь имеют психологические и социологические теории:
1. Теория З.Фрейда. Одна из наиболее значимых теорий, подреркивавшая большое значение биологического фактора. Основным психологическим фактором усвоения гендерной роли является идентефикация ребенка с родителями, а главным аспектом в формировании гендерной идентичности - генитальный.
2. Теория К. Юнга. Он также отводит решающую роль в формировании идентичности бессознательной сфере, добавляя к личному бессознательному коллективное, формой проявления которого служат архетипы, выполняющие функцию формирования личности (анима – женское подсознательное и анимус – мужское подсознательное). Можно утверждать, что теория К.Юнга явилась основой для появления теории андрогинности С.Бем.
2. А. Адлер сделал радикальный вывод о том, что различие между полами является целиком результатом культурных установок, которые наиболее глубоко влияют на развитие человека в детстве.
4. Э. Эриксон вводит новую систему, в которой социализируется ребенок. Если для З.Фрейда это треугольник ребенок — мать — отец, то Э.Эриксон рассматривает социализацию в более широкой системе социальных отношений, где происходит взаимодействие между членами семьи и социокультурной реальностью.
6. Теория М. Мид. Маскулинные и феминные свойства человека имеют не биологическую, а социальную природу, что главную роль в половой социализации детей играют особенности образа жизни общества, его культура и созданные в нем стереотипы маскулинности и феминности.
5. Теория Т. Парсонса и Р. Бейлса. Эти ученые в теории полоролевой социализации полагают, что половые роли усваиваются в процессе социализации, а личность формируют агенты социализации. В центре теории социализации — процесс обучения, личность воспринимает образцы культуры, но не создает их.
6. Теория Э. Маккоби и К. Джэклин. Эти авторы утверждают, что усвоение характерных для пола черт личности и интересов зависит не от врожденных инстинктов и психологической потребности индивидов быть сохраненными в своей половой идентичности, а от усвоения ребенком в раннем детстве своей половой принадлежности и от социальных ожиданий общества и ближайшего окружения.
7. Теория Н. Ходороу. Ученый считала, что гендерные различия формируются с помощью образцов идентификации, усвоенных в детстве. И мальчики, и девочки первоначально отождествляют себя со своими матерями. В дальнейшем происходит сближение мальчиков с отцами, в то время как девочки продолжают отождествлять себя с матерями. В возрасте 4—6 лет мальчики оказываются вынужденными сменить идентификацию, что приводит к таким проблемам, как их гиперактивность, неусидчивость, большая подверженность заболеваниям.
8. Теория андрогинности С.Бем. Этот американский исследователь предположила, что усвоение гендерной идентичности происходит успешно не только в том случае, если приобретается идентичность, соответствующая «своему» (биологическому) полу, но и когда в результате социализации индивиды, как женщины, так и мужчины, приобретают смешанные, андрогинные черты (успешное сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств). В 1974 г. она предложила тест измерения максимального психологического благополучия, исходя из соответствия личности маскулинному, феминному или андрогинному типу.