Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2464

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

А. Социоцентристская +

Б. Биоцентристская

В. Ни одна из перечисленных

18. Аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола:

А. Гендерная социализация

Б. Гендерная идентичность +

В. Гендерный дисплей

19. Самая глубокая, всеобъемлющая форма гендерной дис­фории - когда индивид полностью отвергает свой гендерный статус и добивается его смены, включая соответст­вующую хирургическую операцию, смену паспортного пола:

А. Транссексуализм +

Б. Транссвестизм

В. Трансфертинг

20. Состояние, ккогда индивид не меняет своего анатомического пола, но чувствует себя отчасти мужчиной, а отчасти женщиной и потому в опреде­ленных ситуациях нарушает привычные полоролевые границы, например, путем переодевания в женскую одежду.

А. Транссексуализм

Б. Транссвестизм +

В. Трансфертинг

21. Соотнесите гендерные стереотипы с их смысловым содержанием

1. маскулинность

1 «пассивно-репродуктивное начало»,

2«активно-творче­ские» характеристики

3 экспрессивные личностные характеристики: зависи­мость, заботливость

2.феминность

4 инструментальные черты личности

5 активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логиче­ское мышление, способность к лидерству

6 тревожность, низкая самооценка, эмоциональность

22. Начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения культурных норм и освоения гендерных ролей, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т.д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское»:

А. Гендерная система

Б. Гендерная социализация +

В. Гендерная девиация


23. Процесс формирования в результате психологической интериоризации муж­ских или женских черт в ходе социализации:

А. Гендерная социализация

Б. Гендерная девиация

В. Гендерная идентефикация +

24. Имитация ребенком поведения взрослых – представителей своего пола, входит в процесс –

А. Идентификации +

Б. Девиации

В. Изоляции

25. Активное участие взрослых в процессе гендерного воспитания, применение принципов поощрения и наказания:

А. Идентификации

Б. Девиации

В. Типизация +

26. Основным психологическим фактором усвоения гендерной роли является идентефикация ребенка с родителями, а главным аспектом в формировании гендерной идентичности - генитальный - согласно теории ..

А. Н.Ходороу

Б. З.Фрейда +

В. М.Мид

27. Этот ученый в своей теории добавлял к личному бессознательному коллективное, формой проявления которого служат архетипы, выполняющие функцию формирования личности (анима – женское подсознательное и анимус – мужское подсознательное):

А. Э. Гидденс

Б. Э. Фромм

В. К. Юнг +

28. Маскулинные и феминные свойства человека имеют не биологичес­кую, а социальную природу, что главную роль в половой социализации детей играют особенности образа жизни общества, его культура и созданные в нем стереотипы маскулинности и феминности согласно …

А. М.Мид +

Б. Геодакян

В. З.Фрейд

29. Этот ученый выдвинул гипотезу о существовании 3 типов людей с различной гендерной идентичностью:

А. С.Бэм +

В. Э. Гидденс

В. Д. Батлер

30. Спенс в своей теории выделила следующие гендер-типы (выделите 4 верных варианта):

А. типичные мужчины,

Б. типичные женщины,

В. ан­дрогинные личности

Г. личности с недоступными диагностике показателя­ми маскулинности и фемининности

Д. недифференцированные личности с низкими показателя­ми маскулинности и фемининности

31. Подход, в рамках которого социальное положение женщины рассматривается через призму семейной политики и интересов семьи:

А. Фамилизация +

Б. Дефамилизация

В. Дестабилизация

32. В какой стране в середине XX в. была создана одна из самых первых эмансипаторских и дефамилизационных систем социального обеспечения:


А. Австралия

Б. СССР +

В. США

Г. ОАЭ

Д. Китай

Е. Бразилия

33. В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российс­кой Федерации»: в перечень типов учреждений социального обслуживания включаются:

А. Наркологические диспансеры и вытрезвители для женщин

Б. Скорая помощь, психиатрические лечебницы для женщин

В.Кризисные центры помощи женщинам,центры социальной адаптации +

34. распределение муж­чин и женщин на работах различного статуса в рамках профессио­нальной структуры это:

А. Гендерная профессиональная сегрегация +

Б. Гендерная стратификация

В. Гендерная мобильность

35. Совокупность людей, со­единенных брачным союзом (муж и жена) и родственными связя­ми (родители — дети), которые проживают совместно. Сюда могут входить бабушки и дедушки, дяди и тети, а также люди, не являющиеся родственниками, — няни, прислуга, вос­питанники.

А. Семья

Б. Домохозяйство +

В. Род

36. Явление, при котором женщины по сравнению с мужчинами более часто попадают в группу бедных:

А. Маскулинизация бедности

Б. Феминизация бедности

В. Обеднение феминности

37. Группа людей, члены которой имеют кровнородственные связи и взрослые несут ответственность за воспитание детей:

А. Семья +

Б. Домохозяйство

В. Племя

38. Кризис семьи проявился в следующих факторах (выделите 3 верных варианта):

А. Старение брака +

Б. Падение уровня рождаемости +

В. Преобладание гражданских браков (сожительства) +

Г. Многократные браки и разводы +

39. Этот подход направлен на оправдание сокращения численности населения на планете, регулирование рождаемости и всех демографических процессов:

А. Евгеника

Б. Мальтузианский дискурс +

В. Ни один из перечисленных

40. Эта наука изучала факторы, улучшающие и ухудшающие душевные и физические качества потомства, возникла на основе эволюционной теории, ее главное положение — человек является лишь одним из пред­ставителей животного мира:


А. Евгеника +

Б. Мальтузианский дискурс

В. Ни один из перечисленных

41. Протогенетический интервал:

А. Промежуток времени между регистрацией брака и рождением ребенка +

Б. Промежуток времени между знакомством и регистрацией брака

В. Промежуток времени между регистрацией брака и разводом

42. Одно из направлений социальной работы, осуществляемой с позиции пси­хосоциального подхода с целью оказания услуг клиентам женщинам как представи­телям социально уязвимой категории на­селения (как инвалидам или наркозависимым), по их индивидуаль­ному или групповому запросу о помощи:

А. Медико-социальная работа с девочками

Б. Психосоциальная работа с женщинами +

В. Превентивная интервенция бабушек

43. В основе социальной работы лежит метод работы со случаем, авторство которого принадлежит М. Ричмонд. Он включает в себя сочетание осуществляемые процедуры (выделите 4 верных варианта):

А. Получение информации о клиенте в процессе первичного собеседования с ним +

Б. Исследование ситуации социального развития и психологического состояния клиента +

В. Оценка перспектив развития социальной ситуации вокруг клиента и состояния клиента в ней (прогноз) +

Г. Применение методов трансактного анализа

Д. Помощь клиенту в изменении его ситуации подходящим ему образом +

44. Психокоррекционный аспект психосоциальной работы с юными матерями включает:

А. Помощь юным мамам в освоении новой социальной роли — материнс­тва, осознании ответственности за ребенка. Эта работа должна проводиться не только с юными матерями, но и с их социальным окружением, прежде всего семейным (так называемые "созависимые") +

Б. Гигиеничес­кие аспекты, обучение уходу за младенцем, профилактику и лечение осложнений родов и послеродового периода, которые наиболее часты у юных мам.

В. Помощь в решении проблем завершения образова­ния, получения профессии и трудоустройства.

45. Принцип переосмысления власти в «феминистской социальной работе»:

А. Небольшая группа людей, осуществляющих властные функции диктует остальным свои правила поведения и контролирует их соблюдение, должна быть преобразована в теорию и практику партнёрства, созависимости, делегирования полномочий, широкого распределения силы, влияния, эффективности и ответственности. Это касается любых отношений – между специалистами и клиентами, между менеджерами и подчинёнными, между населением и политиками +


Б. Позволяет изменять старые понятия и создавать новые. Он означает, что представители общественных движений за гражданские права, члены женских организаций берут на себя ответственность самостоятельно определять и выражать свои проблемы, переосмысляя значение привычных терминов и используя новые