Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2458

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3


  1. Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе

Акционистские гендерные исследования имеют своей главной целью внедрение результатов в определенные действия, выступают катализатором конкретных преобразований, что ведет за собой изменение социальной реальности. Термин «акционистское ис­следование» в 1944 г. был предложен социальным психологом К. Левином, которому принадлежит идея о том, что лучший способ изучить социальные системы - это изменить их. Другая идея состоит в том, что, проходя через процесс коллективного исследования, индивиды в большей степени готовы воспринимать изменения.

Несмотря на то, что выводы прикладного и акционистского социаль­ного исследования часто ведут к пересмотру понятий и способов решения социальных проблем, трудностью внедрения этих результатов является их формулирование в научных терминах, несколько удаленных от возможно­стей и потребностей реальной практики, от непосредственных задач соци­ально-политического контекста.

Партисипаторные гендерные исследования. В исследовании обычно предполагается более или менее четкое разделение ролей между исследователем и заказчиком, исследователем и исследуемыми людьми. Те, кого мы исследуем, фактиче­ски лишены возможности влиять на процесс написания нами научной ста­тьи или на создание пакета рекомендаций. Однако есть и другие подходы, в которых принципиально важным является го, что исследование, как и рекомендации, разрабатывается представителями сообщества, той группы, которая испытывает проблемы и стремится к их разрешению. Т.е. исследователями становятся рядовые социальные работники.

Такие иссле­дования базируются на понятии критического знания. Не­мецкий философ Ю. Хабермас говорит о критическом типе знания, кото­рое возникает из рефлексии и действия, позволяя поставить вопрос о том, что такое право и справедливость, и побуждая нас занять активную ценно­стную позицию. Такой подход реализуется в партисипаторных исследова­ниях.

РАЗДЕЛ 2. ГЕНЕЗИС ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ


Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

Вопросы:

  1. Начальный период развития феминологии

  2. Понятие женского вопроса. Социалистическая и либеральная трактовки женского вопроса

  3. Научно-философские предпосылки формирования феминологии

  1. Начальный период развития феминологии

Внимание к проблемам женщин изначально проявилось в рамках традиционных академических дисциплин – в литературе, истории, философии, социологии, психологии. Для специалиста по психосоциальной работе проследить эволюцию восприятия и понимания сущности женщины, её роли и места в обществе – значит понять историю женского вопроса, причины его возникновения, оценить исторически сформировавшиеся подходы к его разрешению и увидеть перспективы своего профессионального общения и взаимодействия с женской аудиторией.

Андрогинный и дуалистический подходы к пониманию проблемы пола. Основополагающие принципы патриархатной философской традиции были сформулированы представителями афинской школы Сократом, Платоном, Аристотелем (V-IV век до н. э.), в философии которых разум, ассоциирующийся с мужским началом, выступает как высшее совершенство.

Постулируется бинарная оппозиция разума и тела, в которой разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, носителем которых выступает мужское начало (таких как духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее), а тело — с серией негативных характеристик, которые репрезентированы женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность, внутреннее).

Логика бинарных оппозиций, в которой мужское является субъектом, а женское — объектом, является концептуальной основой патриархатной метафизики в целом, которую в современной философии называют фаллогоцентризмом.

Философское знание рассматривает сущность гендера на основе двух основных подходов.

- Дуалистический - базируется на идеях дуализма (противопоставления, бинаризма), ведущего к господству мужского начала и признанию только за мужчиной права быть собственно человеком (основоположник - Аристотель).

- Андрогинный подход осмысления гендера базируется на идеях андрогинной природы человека (Платон) признающих за человеком сочетание мужского и женского начал, их взаимодополнительности.


Платон в своих трудах «Пир», «Государство», «Законы», «Тимей» и др., ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов. Он использовал миф об андрогинах (от греч. andros - мужчина и gyne или gynaikos - женщина) - существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины - это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Платон предлагал установить нормы поведения в браке, например, ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до 55 лет.

Миф об «андрогине» служил основанием для объяс­нения полового деления людей. Идея андрогинии была противоположна по своему содержанию дуализму, как мировоззренческому принципу. В восточной культуре, наиболее близкой андрогинии по смыслу является наличие Ян и Инь – мужское и женское начала, предполагающие взаимодействие и взаимопроникновение, т.е. гармонию.

Аристотель выступил противником идей Платона об уравнении женщин с мужчинами, руководствуясь принципом биологического детерминизма. Аристотель проводит четкую грань между мужским и женским - все мужское считается эталоном, все женское – маргинальным. Его представления о женщине, были основаны на дуализме – иррациональном противопоставлении мужчины и женщины, мужского и женского.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в своих сочинениях «Политика», «О возникновении живот­ных» и др. рассматривал следующие проблемы отношений между мужем и женой в семье; способы сокращения избытка народонаселения; роль женщины и мужчины в обществе; разделение труда между полами; сущность мужчины и женщи­ны и т.д. Он считал, что гармоничные отношения в обществе возможны, только если население будет достаточно малочисленным. Таким образом, рассуждая о роли мужчины и женщины в обществе, в сочинении «Политика» Аристо­тель приходит к выводу, что «первый по своей природе выше, вторая ниже, первый властвует, вторая находится в подчи­нении».

В Древнем Риме социальный статус женщины был намного более высоким, чем в античной Греции. Во многих отношениях женщины в Древнем Египте были наиболее раскрепощенными в данную эпоху (Webster, 1873).

Доминирование мужчин и подчинение женщин считалось общепризнанной и не подлежащей сомнению данностью и любые попытки других авторов ее оспорить были сопряжены с большими трудностями. Большинство философов и мыслителей прошлого обосновывали доминирующее положение мужчин в обществе и подчиненное положение женщин (основной признак патриархатной культуры).


Зачатками феминизма мы с полным основанием можем считать творчество Кристины Пизанской (1364-1430) - одна из немногих женщин – «дочерей образованных отцов» - писавших от лица женщин и в защиту прав женщин в средние века, была поэтом, писательницей и историком при дворе короля Франции Карла VI в конце XIV-начале XV вв. В «Книге о граде женском» (1405) - Кристина, защищая свой пол, представила список женщин, достойных восхищения из-за своих добродетельных черт и вклада в развитие человеческой культуры. Она сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам. Вовлечение в полемическую переписку с некоторыми из известных тогда мужчин-гуманистов, создало Кристине Пизанской репутацию защитницы женского пола и положило начало трехсотлетним литературным дебатам об общественном положении женщин, известным под общим названием “спор о женщинах” (querelle des femmes.

Гуманисты Ренессанса посчитали необходимым предоставить женщинам образование. Это стало значимым шагом по пути эмансипации слабого пола. Гуманизм Ренессанса был основан на работах античной культуры. Авторы Ренессанса, как Л.Б. Альберти в труде «О семье», обосновывали традиционные роли женщин в семье. Автор пояснял в этой работе, что женщины «по природе были мягки, медлительны, и, следовательно, более полезны. В Англии первым актом защиты права женщины на образование было опубликование работы «Отче наш» Эрамуса в 1524 г. В предисловии Р. Херда к этой работе содержались призывы к защите женского образования. Эрамус в работе «В похвалу Фолли» считал, что образование необходимо для женщин, так же как и для мужчин. В своем диалоге «Образованная молодая женщина» он защищает женское образование как помощь в нравственном воспитании женщин, в ответ на средневековый антиинтеллектуализм христианства.

Т.Кампанелла в «Городе солнца» рисует идеальный город. Образование мужчин и женщин не различается. Однако занятия у них несколь­ко разные: мужчины выполняют более тяжелую физическую работу, а женщины рожают. Семьи нет, а проблема подбора партнеров для рождения детей решается с помощью астрологии. Т. Кампанелла высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характери­стик личности и поведения и жестко регламентировал гендерные роли.