Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2438

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

  1. Институализация гендерного подхода в зарубежной и отечественной социальной работе

Профессиональная социальная работа, придерживающаяся принципа нондискриминации. уважения прав человека, предполагает, что специалисты владеют подходами критического анализа.

Что это значит? Это означает, что социальные работники становятся рефлексивными практиками, способными критически оценить собственную деятельность, а также пересмотреть те установки, которые обусловлены субкультурой конкретной организации вызваны стереотипами, распространенными в обществе относительно женщин и мужчин, пожилых, подростков, сексуальных и этнических меньшинств.

По мнению российских ученых, критическое мышление специалиста по социальной работе способно увидеть несовершенство социаль­ного устройства, проявляющееся, в том, что одни и те же меры социальной и экономической политики оказывают качественно иное воз­действие на женщин, по сравнению с эффектом тех же мер для мужчин. При этом специалист по социальной работе может и должен проводить анализ проблем и затруднительных жизненных ситуаций своих клиентов, способствуя тем самым гармонизации социальных отношений.

Необходимо отметить и проблему гендерно­го дисбаланса, присущего юридическим актам гражданского, семейного, трудового и уголовного кодексов. Гендерная асимметрия законодательства создает предпосылки для дискриминации не только женщин, но и мужчин, например, в сфере репродуктивных прав, трудовых отношений и других аспектах.

Непосредственное выражение критического мышления специалиста по социальной работе выражается основой повышения эффективности последней. Поэтому гендерная экспертиза законодательства, решений в сфере социальной политики, а также деятельности по их воплощению должна стать сегодня неотъемлемой чертой демократического социального устройства (Ярская-Смирнова, 2004). Гендерная экспертиза законодательства является эффективным инструментом анализа.

Гендерный подход - это процесс оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и муж­чин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях.

По мнению Н. А. Цветковой, основателем психо­социальной практики в социальной рабо­те и автором первого научного подхода в социальных исследованиях стала М. Рич­монд. Она выделила соци­альные и индивидуально-личностные си­туации клиентов в качестве приоритетных проблемных областей познания и опреде­лила социальную работу как искусство помощи, искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуально­сти мужчины, женщины, ребенка (Цветкова, 2007). Данный подход применяется при психосоциальной работе с беременными женщинами (Цветкова, 2008).


В отечественной социальной работе понятие «психосоциальная работа с женщинами» связано с близким ему по значению понятием «феминистская соци­альная работа» (разработана Е.Р. Ярской - Смирновой). Содержание того и дру­гого включает то, что способствует про­цессу эмансипации женщин и, и конеч­ном счете, разрешению гендерных противоречий.

Термин «психосоциальная работа с женщинами» используется для определе­ния одного из направлений социальной работы, осуществляемой с позиции пси­хосоциального подхода с целью оказания услуг клиентам женщинам как представи­телям социально уязвимой категории на­селения (как инвалидам или наркозависимым), причем лишь по их индивидуаль­ному или групповому запросу о помощи.

Термин «феминистская социальная ра­бота» обозначает преднамеренную активизацию ресурсов женского сообщества для осуществления преобразований многоуровневой гендерной системы с целью устра­нения гендерного неравенства и является более политизированным, в отличие от первого. Понятие «психосоциальная работа с женщинами» может употребляться для обозначения социальной деятельности внутри феминистской социальной работы.

Необходимость организации психосоциальной работы с женщинами в российском государстве обусловлена рядом тенденций развития мирового сообщества, в частности процессом глобализации и инициативами построения гражданского общества.

Для реализации этого в условиях современной российской действительности необходимо определить основные сферы, в которых женщина находится в униженном положении, а также выявить основные факторы, удерживающие женщину в роли жертвы гендерного неравенства.

Основные проблемы, которая ставится в рамках гендерного подхода в социальной работе состоят в следующем:

• Что именно мешает современным россиянкам стать наряду с мужчинами равноправными членами общества? (Проблема заключается в том, что женщины на протяжении всей истории человечества стремятся к равноправию, но их инициативы до сих пор упорно и почти повсеместно подавляются социумом).

• Как именно следует организовать социальную работу с женщинами в России, чтобы они могли реализовывать свои права человека женщины, а значит выйти из положения жертвы интолерантной социальной среды?

Необходима специально организованная система социальной работы с женским сообществом, сориентированная на устранение препятствий на пути достижения гендерного равенства, т.е. на реализацию Пекинской декларации и Платформы действий, принятых на Четвёртой Всемирной конференции по положению женщин в 1995г.


Психосоциальная работа с населением в России только начала складываться. Для её эффективного осуществления нужны стройная теория, отработанная технология и высокий уровень профессионализма исполняющих её специалистов. В этом плане психосоциальная работа с женщинами как одно из её направлений отличается особой значимостью и по причине специфической, сложившейся в России к данному периоду ситуации общественного развития –

- поляризации общества по уровню доходов на одного члена семьи;

- деморализации, сексуализации общества и кризиса российской семьи;

- межпоколенных конфликтов; безработицы, у которой «женское лицо»;

- позиции «низкого жизненного старта» для значительной части молодёжи;

- приоритетности жизненной стратегии благополучия (потребления) над стратегиями достижения успеха (жизнестроительства) и жизнетворчества у подавляющего большинства россиян

Исследователи выделяют два приоритетных направления приложения усилий отечественных специалистов по психосоциальной работе с женщинами в контексте реализации гендерного подхода:

- помощь женщинам в установлении комплиментарных (взаимо-дополняющих, толерантных) отношений с мужчинами;

- помощь женщинам в освоении и исполнении ими роли матери (с учетом тревожной демографической ситуации в РФ).


  1. Основные направления медико-социальной работы с женщинами

В современных социально-экономических и культурных условиях особую значимость имеет социальная поддержка института материнства.

Основными направлениями медико-социальной работы с женщинами, перспективными для дальнейшей разработки, являются:

  • Социальная работа с беременными женщинами

  • Социальная работа с женщинами, имеющими нарушения материнской сферы

  • Социальная работа с юными и многодетными матерями

  • Социальная работа с женщинами-инвалидами

  • Социальная работа с женщинами-пенсионерами

  • Социальная работа с женщинами, подвергшимися насилию

Перечисленные направления можно дополнять.

В основе социальной работы лежит метод работы со случаем, авторство которого принадлежит М. Ричмонд. Он включает в себя сочетание методов медицинского подхода, психоанализа З.Фрейда, бихевиористской школы психологии и реализуется в процессе последовательно осуществляемых процедур:

1) получение информации о клиенте в процессе первичного собеседования с ним;

2) исследование ситуации социального развития и психологического состояния клиента;

3) оценка перспектив развития социальной ситуации вокруг клиента и состояния клиента в ней (прогноз);

4) помощь клиенту в изменении его ситуации подходящим ему образом.

Эта схема применима и в случаях, когда поводом для обращения женщины к психосоциальному работнику являются объективно или субъективно существующие препятствия для её желания реализоваться в роли матери. Типологизацию таких запросов и методов психосоциальной работы с ними возможно представить в соответствии с двумя критериями: 1) этап реализации материнской сферы женщины; 2) содержание психосоциальной деятельности, адекватное данному этапу.

Психосоциальное направление деятельности с беременными женщинами и молодыми семьями только оформляется. Ищутся методы организации работы, апробируются новые технологии взаимодействия с семьями и женщинами.

Юные матери сейчас особо нужда­ются в социальной помощи. Одним из путей оказания такой помощи может стать социальная реабилитация юных матерей.

Программа социальной реабилитации юного материнства должна включать в себя несколько основных направлений: институционализацию юного материнства в обществе, реаби­литационную работу с семейным окружением юной матери; реабилитационную работу с юной женщиной, имеющей ребенка; наблюдение за ребенком, родившимся от юной матери.


При разработке программы реабилитации юных матерей необходимо учитывать социальный, медико-социальный, пси­хологический статус девушек-подростков.

В программе социальной реабилитации юных матерей мож­но выделить социальный, психокоррекционный, медицинский, профориентационный и правовой аспекты.

Социальное направление прежде всего должно быть ори­ентировано на адаптацию юной матери в социуме. Необходимо помочь молодой маме определиться в ее статусных позициях. С появлением ребенка меняется мировоззрение, ценностно-ориентационная структура личности.

Психокоррекционный аспект должен включать помощь юным мамам в освоении новой социальной роли — материнс­тва, осознании ответственности за ребенка. Эта работа должна проводиться не только с юными матерями, но и с их социальным окружением, прежде всего семейным (так называемые "созависимые").

Медицинский аспект должен включать в себя гигиеничес­кие моменты, обучение уходу за младенцем, профилактику и лечение осложнений родов и послеродового периода, которые наиболее часты у юных мам.

Работа в профориентационном направлении предполагает помощь юным мамам в решении проблем завершения образова­ния, получения профессии и трудоустройства.

Кроме реабилитационной работы важным направлением является профилактика раннего материнства, в которой важное значение имеет половое воспитание.