ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2446
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Вопросы:
Технологии гендерно-ориентированной социальной работы
Возрастные кризисы женщин
Типы женщин-клиентов
Технологии гендерно-ориентированной социальной работы
В основу групповой психосоциальной работы с женщинами может быть положена социально-психологическая модель С.Паппела и Б.Ротмана. Она сочетает в себе
- эго-психологию,
- когнитивные теории,
- теории социального научения,
- теории ролей и теорию коммуникации, объясняющие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром.
Эти концепции дают возможность специалисту по социальной работе понять поведение клиентки как отдельного индивида и как члена группы, проследив, как происходит индивидуальное приспособление женщины к действительности и к другим членам сообщества, как она воспринимает внешнее давление, как формирует собственное внутреннее беспокойство. Присоединившись к себе подобным, женщина получает возможность обогатить свой опыт распознавания, упреждения и разрешения собственных житейских проблем.
В функции специалиста по социальной работе с женщинами входят:
1) составление индивидуального портрета клиента
(диагностическая функция);
2) определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция);
3) переадресация клиентки нужному специалисту (диспетчерская функция);
4) сообщение клиентке нужных ей знаний о ее проблеме и путях ее разрешения (информационная функция).
Методика психосоциальной работы с женщинами включает совокупность методов индивидуального и группового консультирования и индивидуальной и групповой, психотерапии. Отдельные технологии психосоциальной работы с женщинами могут включать различные виды социально-психологических тренингов. К их числу относят:
• групповые дискуссии, тренировка точности восприятия социальных объектов;
деловые игры и игротерапевтические приемы, нацеленные на коррекцию эмоционально-волевых и коммуникативных качеств;
тренинг коммуникативных умений и ассертивного поведения;
методы социодрамы и психодрамы, позволяющие женщинам осознать различные социальные роли и эмоциональные состояния.
Психосоциальная работа с женщинами предусматривает процедуру оформления социальной истории клиентки: особенности личности женщины и образа ее жизни.
В случаях, когда у женщины обнаруживают характерные признаки кризиса, в «социальной истории» клиентки указывается наличие события, вызывающего стресс; способа переживания горя; чувства потери, опасности или унижения; контроля происходящего; изменений в первичном ходе жизни; показателей определенности будущего; длительного страдания (от 2 до 6 недель). При таком наборе показателей наиболее эффективны телесно- ориентированные методы психотерапии (К.И. Секацкий, И.Б. Канифольский), телесно-фокусированная визуализация (Ю. Джендлин, А. Ермошин), эмоционально-образная терапия (Н.Д.Линде), кризисная интервенция (Дж. Митчел, Е.В. Емельянова), мнемореабилитация (А. Ефимов).
Процесс разрешения житейской проблемы идет успешнее, если специалист помогает клиентке документально (с использованием документов и фотографий) восстанавливать ее подлинную биографию. В практике психосоциальной помощи пожилым женщинам используется метод значимых событий. Для женщин с развитым самосознанием, активно заявляющих о своем желании измениться и сталкивающихся с затруднениями по поводу того, как это сделать, адекватной помощью могут стать коуч-консультирование и другие методы, позволяющие клиентке встать на путь саморазвития. Особое внимание уделяется женщинам в случаях совершения над ними насилия, в т.ч. домашнего. В этом случае помощь им должны оказывать только женщины.
Принципы феминистской социальной работы
В процессе взаимодействия с клиентами, группами или социальными сетями гендерочувствительная практика использует принципы так называемой «феминистской социальной работы», которая преследует цель – активизировать ресурсы клиента, чтобы индивид мог самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность и отвечать за собственное жизнеосуществление. Фактически данное направление социальной работы направлено на решение типичных женских проблем.
Принципы феминистской социальной работы
Одним из её ведущих принципов является принцип переосмысления власти. С феминистической точки зрения патриархатная концепция власти, согласно которой небольшая группа осуществляющих её людей диктует остальным свои правила поведения и контролирует их соблюдение, должна быть преобразована в теорию и практику партнёрства, со-зависимости, делегирования полномочий, широкого распределения силы, влияния, эффективности и ответственности. Это касается любых отношений – между специалистами и клиентами, между менеджерами и подчинёнными, между населением и политиками. Власть в социальной работе рассматривается как фактор, позволяющий обеспечить благоприятные условия для жизнедеятельности людей. Осознание власти и права на неё помогает клиентам осуществлять контроль над собственной жизнью и научиться самостоятельно принимать решения.
Другим не менее важным принципом является принцип равноценности процесса и конечного результата. Он означает, что само течение процесса достижения цели - благополучно обустроить собственную жизнь или профессионально выполнить социальную интервенцию – должно осуществляться на фоне удовлетворённости применяемыми при этом средствами и методами. А также означает понимание того, что невозможно повысить уровень удовлетворённости жизнью и социального оптимизма женщин путём устрашения, принуждения, назидания и даже методами проявления отеческой опеки и заботы (концепция патернализма, до недавних пор казавшейся подходящей для психосоциальной практики). Для этого более приемлемы способы создания специальных условий, при которых клиенты получают доступ к освоению новых вариантов жизненной практики. Это означает, что, обеспечивая клиентов социальными пособиями, следует предлагать им возможность получить дополнительное образование, присоединиться к группе себе подобных и научить отслеживать позитивные перемены в собственной и общественной жизни.
Принципу переопределения – позволяет изменять старые понятия и создавать новые. Он означает, что представители общественных движений за гражданские права, члены женских организаций берут на себя ответственность самостоятельно определять и выражать свои проблемы, переосмысляя значение привычных терминов и используя новые. Обладание правом на переименование собственного опыта воспринимается в свете этого принципа как акция свободного волеизъявления.
Холизм, или принцип целостного подхода, отрицает разобщённость и изолированность людей и общества. Его суть можно выразить формулой: всё связано со всем. Он обращает внимание на необходимость рассматривать систему связей индивидов, семей, сообществ как экосистему и осуществлять профессиональную интервенцию с пониманием того, как это вмешательство отразится на различных уровнях функционирования клиента, сообщества, к которому он принадлежит, и экосистемы в целом. Иными словами, изменение в жизнедеятельности одного клиента влечёт за собой изменения во всей системе его социальных связей.
Феминистская психосоциальная работа стремится к достижению трёх главных целей:
1) достижение у клиента осознания того влияния, которому он подвергается в силу укоренившегося в обществе андроцентризма;
2) развитие у клиента навыков самоорганизации и самоуправления;
3) создание или усиление структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитарности, т.е. равенстве самоценности мужчин и женщин.
В процессе достижения этих целей используются методы:
интеграция теории и практики;
• фасилитация выражения точки зрения женщин их собственным голосом;
• активное выслушивание женщин;
• партнёрское взаимодействие;
• поиск коллективных решений социальных проблем;
• исследование и сопровождение частных случаев из жизни женщин;
• осознание и признание взаимосвязи и взаимозависимости между представителями местных национальных и международных сообществ;
• осознание и понимание характера отношений между неоплачиваемой домашней работой женщин и рынком труда;
• осознание необходимости учитывать связи между ответственностью женщин за других и необходимостью удовлетворять собственные потребности;
• развитие у женщин способности оценивать и ценить собственный опыт, свои знания, умения и навыки;
• освоение женщинами стратегий достойного поведения;
• осознание и освоение принципов и методов создания психологической атмосферы, способствующей развитию благополучных отношений в семье, между мужчинами и женщинами, между матерью и детьми.
Теоретическая осведомлённость специалиста по психосоциальной работе с женщинами позволит ему определить собственную личностно-профессиональную позицию по отношению к путям, методам и средствам разрешения одной из главных проблем дальнейшего социального развития человечества – «женскому вопросу».
Возрастные кризисы женщин
Возраст – значимый аспект взаимодействия специалиста по психосоциальной работе и клиента-женщины. Возраст, в соответствии с научными критериями, определяется по ряду признаков:
а) по характеру требований, которые предъявляются к человеку на данном этапе его развития, и особенностям условий жизни;
б) по особенностям отношений человека с окружающими его людьми;
в) по уровню развития его психической структуры личности;
г) по типу знаний и деятельности, которыми он овладевает;
д) по совокупности определённых физиологических особенностей.
Возраст – понятие многогранное. С точки зрения биологического подхода он определяется по состоянию обменных процессов, органов и систем (это биологический возраст). Хронологический возраст определяется с момента рождения. Психологический диагностируется по уровню развития психических процессов. Эти возрасты могут не совпадать. Тогда целостность личности ставится под сомнение.
В социальной работе принято пользоваться возрастной периодизацией Д. Б. Бромлей (1966г.) Она включает 5 циклов жизни человека:
Первый цикл – утробный:
1 стадия – зигота (оплодотворённое яйцо)
2 стадия – эмбрион
3 стадия – плод
4 стадия – момент рождения
Второй цикл – детство (0-13 лет):
1 стадия- младенчество (0-1,5 года)
2 стадия – дошкольное детство (1,5-5лет)
3 стадия – раннее школьное детство (5-13лет)
Третий цикл – юность (13-21 год):
1 стадия – половое созревание – старшее школьное детство (ранняя юность)- 11-15 лет
2 стадия – поздняя юность – 15-21 год
Четвёртый цикл - взрослость (21-65 лет):
1 стадия – ранняя взрослость (21-25 лет)
2 стадия – средняя взрослость (25-40 лет)
3 стадия – поздняя взрослость (40-55 лет)
4 стадия – предпенсионный возраст (55-65 лет)
Пятый цикл – старение (65-70 лет и далее):
1 стадия – «удаление от дел, отставка» (65-70 лет)
2 стадия – старость (после 70 лет и далее)
3 стадия – дряхлость (после 90 лет) и смерть.
Знания о развитии сознания и тела человека во времени позволяют выстроить формулу жизни применительно для женщин по принципу: от возрастного кризиса к очередному возрастному кризису:
0 – кризис новорождённости - 1-ый психический удар. Переход от внутриутробного существования к индивидуальной жизни, появление на свет. Главная задача – закричать. Ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение.
1 год - кризис первого года жизни. Основная задача возраста – встать на собственные ноги для освоения пространства, цвета, звуков, времени начала говорить. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Осуществляя её, девочка накапливает силы для перехода на новую ступень возрастного развития.
3 года – кризис самости. Основная задача возраста – делать хоть что-нибудь и научиться говорить: «Я сама!». Ведущая деятельность – игровая. В процессе игры в куклы и в результате участия в ролевых играх («В школу», «В семью» и т.п.) девочка развивает собственную материнскую сферу.
6 лет - начало школьного периода - 2-ой психический удар. Задача возраста – включаться в общественную жизнь там, где это возможно, по принципу: « Давай вместе!». Ведущая деятельность – учебная, т.е. познание начал наук. Девочка демонстрирует своим поведением безусловное принятие психологии старших.
12 лет - кризис подросткового возраста – он начинается с сомнения в правоте взрослых и попытки высказать своё иное мнение, спровоцировав родителей на конфликт. Это пора романтической любви, Задача возраста – осознать свою половую принадлежность и принять её, научиться уподобляться (идентифицироваться) и выделяться (обособляться), отдавать себе отчёт, на кого и чем
16 лет – кризис пересадки корней – переход с позиции критического восприятия родителей к сотрудничеству с ними. Задача возраста - освоить интимно-личностное общение и научиться избирательно относиться к опыту старших.
21 год - начало кризиса, в процессе разрешения которого девушка выстраивает план на всю жизнь. Задача возраста – вскружить голову максимальному количеству женихов и выбрать спутника жизни, определить траекторию карьерного роста; принятие из опыта предшествующих поколений того, что кажется прогрессивным.
30 лет - коррекция плана на всю жизнь. Задача возраста – родить ребёнка, переоценить ценности, внести коррективы в свой отклонившийся от реальности жизненный план. Ведущая деятельность – репродуктивный труд, а также профессионально-трудовая.
37 лет - кризис середины жизни – 1-ый жизненный итог. Задача возраста – к 45 годам достичь расцвета во всех сферах жизни и осознать свои достижения; переоценить опыт старших поколений по новым критериям; отбросить лишнее и нереальное, более точно расставить приоритеты в жизненных целях, возможно, даже трансформироваться для движения в ином направлении. Тело начинает подавать сигналы о том, что оно стареет, поэтому женщине в этом возрасте важно перенести акценты с привлечения к себе внимания молодостью и красотой на поиск ситуаций, где можно утвердиться умом и компетентностью, которые не менее сексуальны, чем красивое молодое тело.