Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2446

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Вопросы:

  1. Технологии гендерно-ориентированной социальной работы

  2. Возрастные кризисы женщин

  3. Типы женщин-клиентов

  1. Технологии гендерно-ориентированной социальной работы

В основу групповой психосоциальной работы с женщинами может быть поло­жена социально-психологическая модель С.Паппела и Б.Ротмана. Она сочета­ет в себе

- эго-психологию,

- когнитивные теории,

- теории социального научения,

- тео­рии ролей и теорию коммуникации, объяс­няющие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром.

Эти концепции дают возможность специалисту по социальной работе понять по­ведение клиентки как отдельного инди­вида и как члена группы, проследив, как происходит индивидуальное приспособле­ние женщины к действительности и к дру­гим членам сообщества, как она воспри­нимает внешнее давление, как формирует собственное внутреннее беспокойство. Присоединившись к себе подобным, жен­щина получает возможность обогатить свой опыт распознавания, упреждения и разрешения собственных житейских про­блем.

В функции специалиста по социальной работе с женщинами входят:

1) составление индивидуального портрета клиента

(диагностическая функция);

2) определе­ние возможностей и средств психологиче­ской помощи (психотерапевтическая функция);

3) переадресация клиентки нуж­ному специалисту (диспетчерская функ­ция);

4) сообщение клиентке нужных ей знаний о ее проблеме и путях ее разреше­ния (информационная функция).

Методика психосоциальной работы с женщинами включает совокупность мето­дов индивидуального и группового кон­сультирования и индивидуальной и груп­повой, психотерапии. Отдельные техноло­гии психосоциальной работы с женщинами могут включать различные виды социаль­но-психологических тренингов. К их числу относят:

• групповые дискуссии, тренировка точности восприятия социальных объектов;

  • деловые игры и игротерапевтические приемы, нацеленные на коррекцию эмоционально-волевых и коммуникативных качеств;

  • тренинг коммуникативных умений и ассертивного поведения;

  • методы социодрамы и психодрамы, позволяющие женщинам осознать различные социальные роли и эмоциональные состояния.


Психосоциальная работа с женщина­ми предусматривает процедуру оформления социальной истории клиентки: особенности личности женщины и образа ее жизни.

В случаях, когда у женщины обнару­живают характерные признаки кризиса, в «социальной истории» клиентки указыва­ется наличие события, вызывающего стресс; способа переживания горя; чувства потери, опасности или унижения; конт­роля происходящего; изменений в первич­ном ходе жизни; показателей определен­ности будущего; длительного страдания (от 2 до 6 недель). При таком наборе показа­телей наиболее эффективны телесно- ори­ентированные методы психотерапии (К.И. Секацкий, И.Б. Канифольский), телесно-фокусированная визуализация (Ю. Джендлин, А. Ермошин), эмоциональ­но-образная терапия (Н.Д.Линде), кризис­ная интервенция (Дж. Митчел, Е.В. Еме­льянова), мнемореабилитация (А. Ефимов).

Процесс разрешения житейской про­блемы идет успешнее, если специалист помогает клиентке документально (с ис­пользованием документов и фотографий) восстанавливать ее подлинную биографию. В практике психосоциальной помощи по­жилым женщинам используется метод значимых событий. Для женщин с разви­тым самосознанием, активно заявляющих о своем желании измениться и сталкива­ющихся с затруднениями по поводу того, как это сделать, адекватной помощью мо­гут стать коуч-консультирование и другие методы, позволяющие клиентке встать на путь саморазвития. Особое внимание уде­ляется женщинам в случаях совершения над ними насилия, в т.ч. домашнего. В этом случае помощь им должны оказы­вать только женщины.

Принципы феминистской социальной работы

В процессе взаимодействия с клиентами, группами или социальными сетями гендерочувствительная практика использует принципы так называемой «феминистской социальной работы», которая преследует цель – активизировать ресурсы клиента, чтобы индивид мог самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность и отвечать за собственное жизнеосуществление. Фактически данное направление социальной работы направлено на решение типичных женских проблем.

Принципы феминистской социальной работы

  1. Одним из её ведущих принципов является принцип переосмысления власти. С феминистической точки зрения патриархатная концепция власти, согласно которой небольшая группа осуществляющих её людей диктует остальным свои правила поведения и контролирует их соблюдение, должна быть преобразована в теорию и практику партнёрства, со-зависимости, делегирования полномочий, широкого распределения силы, влияния, эффективности и ответственности. Это касается любых отношений – между специалистами и клиентами, между менеджерами и подчинёнными, между населением и политиками. Власть в социальной работе рассматривается как фактор, позволяющий обеспечить благоприятные условия для жизнедеятельности людей. Осознание власти и права на неё помогает клиентам осуществлять контроль над собственной жизнью и научиться самостоятельно принимать решения.

  2. Другим не менее важным принципом является принцип равноценности процесса и конечного результата. Он означает, что само течение процесса достижения цели - благополучно обустроить собственную жизнь или профессионально выполнить социальную интервенцию – должно осуществляться на фоне удовлетворённости применяемыми при этом средствами и методами. А также означает понимание того, что невозможно повысить уровень удовлетворённости жизнью и социального оптимизма женщин путём устрашения, принуждения, назидания и даже методами проявления отеческой опеки и заботы (концепция патернализма, до недавних пор казавшейся подходящей для психосоциальной практики). Для этого более приемлемы способы создания специальных условий, при которых клиенты получают доступ к освоению новых вариантов жизненной практики. Это означает, что, обеспечивая клиентов социальными пособиями, следует предлагать им возможность получить дополнительное образование, присоединиться к группе себе подобных и научить отслеживать позитивные перемены в собственной и общественной жизни.

  3. Принципу переопределения – позволяет изменять старые понятия и создавать новые. Он означает, что представители общественных движений за гражданские права, члены женских организаций берут на себя ответственность самостоятельно определять и выражать свои проблемы, переосмысляя значение привычных терминов и используя новые. Обладание правом на переименование собственного опыта воспринимается в свете этого принципа как акция свободного волеизъявления.

  4. Холизм, или принцип целостного подхода, отрицает разобщённость и изолированность людей и общества. Его суть можно выразить формулой: всё связано со всем. Он обращает внимание на необходимость рассматривать систему связей индивидов, семей, сообществ как экосистему и осуществлять профессиональную интервенцию с пониманием того, как это вмешательство отразится на различных уровнях функционирования клиента, сообщества, к которому он принадлежит, и экосистемы в целом. Иными словами, изменение в жизнедеятельности одного клиента влечёт за собой изменения во всей системе его социальных связей.


Феминистская психосоциальная работа стремится к достижению трёх главных целей:

1) достижение у клиента осознания того влияния, которому он подвергается в силу укоренившегося в обществе андроцентризма;

2) развитие у клиента навыков самоорганизации и самоуправления;

3) создание или усиление структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитарности, т.е. равенстве самоценности мужчин и женщин.

В процессе достижения этих целей используются методы:

  • интеграция теории и практики;

• фасилитация выражения точки зрения женщин их собственным голосом;

• активное выслушивание женщин;

• партнёрское взаимодействие;

• поиск коллективных решений социальных проблем;

• исследование и сопровождение частных случаев из жизни женщин;

• осознание и признание взаимосвязи и взаимозависимости между представителями местных национальных и международных сообществ;

• осознание и понимание характера отношений между неоплачиваемой домашней работой женщин и рынком труда;

• осознание необходимости учитывать связи между ответственностью женщин за других и необходимостью удовлетворять собственные потребности;

• развитие у женщин способности оценивать и ценить собственный опыт, свои знания, умения и навыки;

• освоение женщинами стратегий достойного поведения;

• осознание и освоение принципов и методов создания психологической атмосферы, способствующей развитию благополучных отношений в семье, между мужчинами и женщинами, между матерью и детьми.

Теоретическая осведомлённость специалиста по психосоциальной работе с женщинами позволит ему определить собственную личностно-профессиональную позицию по отношению к путям, методам и средствам разрешения одной из главных проблем дальнейшего социального развития человечества – «женскому вопросу».


  1. Возрастные кризисы женщин

Возраст – значимый аспект взаимодействия специалиста по психосоциальной работе и клиента-женщины. Возраст, в соответствии с научными критериями, определяется по ряду признаков:

а) по характеру требований, которые предъявляются к человеку на данном этапе его развития, и особенностям условий жизни;

б) по особенностям отношений человека с окружающими его людьми;

в) по уровню развития его психической структуры личности;

г) по типу знаний и деятельности, которыми он овладевает;

д) по совокупности определённых физиологических особенностей.

Возраст – понятие многогранное. С точки зрения биологического подхода он определяется по состоянию обменных процессов, органов и систем (это биологический возраст). Хронологический возраст определяется с момента рождения. Психологический диагностируется по уровню развития психических процессов. Эти возрасты могут не совпадать. Тогда целостность личности ставится под сомнение.

В социальной работе принято пользоваться возрастной периодизацией Д. Б. Бромлей (1966г.) Она включает 5 циклов жизни человека:

Первый цикл – утробный:

1 стадия – зигота (оплодотворённое яйцо)

2 стадия – эмбрион

3 стадия – плод

4 стадия – момент рождения

Второй цикл – детство (0-13 лет):

1 стадия- младенчество (0-1,5 года)

2 стадия – дошкольное детство (1,5-5лет)

3 стадия – раннее школьное детство (5-13лет)

Третий цикл – юность (13-21 год):

1 стадия – половое созревание – старшее школьное детство (ранняя юность)- 11-15 лет

2 стадия – поздняя юность – 15-21 год

Четвёртый цикл - взрослость (21-65 лет):

1 стадия – ранняя взрослость (21-25 лет)

2 стадия – средняя взрослость (25-40 лет)

3 стадия – поздняя взрослость (40-55 лет)

4 стадия – предпенсионный возраст (55-65 лет)

Пятый цикл – старение (65-70 лет и далее):

1 стадия – «удаление от дел, отставка» (65-70 лет)

2 стадия – старость (после 70 лет и далее)

3 стадия – дряхлость (после 90 лет) и смерть.

Знания о развитии сознания и тела человека во времени позволяют выстроить формулу жизни применительно для женщин по принципу: от возрастного кризиса к очередному возрастному кризису:


0 – кризис новорождённости - 1-ый психический удар. Переход от внутриутробного существования к индивидуальной жизни, появление на свет. Главная задача – закричать. Ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение.

1 год - кризис первого года жизни. Основная задача возраста – встать на собственные ноги для освоения пространства, цвета, звуков, времени начала говорить. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Осуществляя её, девочка накапливает силы для перехода на новую ступень возрастного развития.

3 года – кризис самости. Основная задача возраста – делать хоть что-нибудь и научиться говорить: «Я сама!». Ведущая деятельность – игровая. В процессе игры в куклы и в результате участия в ролевых играх («В школу», «В семью» и т.п.) девочка развивает собственную материнскую сферу.

6 лет - начало школьного периода - 2-ой психический удар. Задача возраста – включаться в общественную жизнь там, где это возможно, по принципу: « Давай вместе!». Ведущая деятельность – учебная, т.е. познание начал наук. Девочка демонстрирует своим поведением безусловное принятие психологии старших.

12 лет - кризис подросткового возраста – он начинается с сомнения в правоте взрослых и попытки высказать своё иное мнение, спровоцировав родителей на конфликт. Это пора романтической любви, Задача возраста – осознать свою половую принадлежность и принять её, научиться уподобляться (идентифицироваться) и выделяться (обособляться), отдавать себе отчёт, на кого и чем

16 лет – кризис пересадки корней – переход с позиции критического восприятия родителей к сотрудничеству с ними. Задача возраста - освоить интимно-личностное общение и научиться избирательно относиться к опыту старших.

21 год - начало кризиса, в процессе разрешения которого девушка выстраивает план на всю жизнь. Задача возраста – вскружить голову максимальному количеству женихов и выбрать спутника жизни, определить траекторию карьерного роста; принятие из опыта предшествующих поколений того, что кажется прогрессивным.

30 лет - коррекция плана на всю жизнь. Задача возраста – родить ребёнка, переоценить ценности, внести коррективы в свой отклонившийся от реальности жизненный план. Ведущая деятельность – репродуктивный труд, а также профессионально-трудовая.

37 лет - кризис середины жизни – 1-ый жизненный итог. Задача возраста – к 45 годам достичь расцвета во всех сферах жизни и осознать свои достижения; переоценить опыт старших поколений по новым критериям; отбросить лишнее и нереальное, более точно расставить приоритеты в жизненных целях, возможно, даже трансформироваться для движения в ином направлении. Тело начинает подавать сигналы о том, что оно стареет, поэтому женщине в этом возрасте важно перенести акценты с привлечения к себе внимания молодостью и красотой на поиск ситуаций, где можно утвердиться умом и компетентностью, которые не менее сексуальны, чем красивое молодое тело.