Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2470

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

3.Понятие феминизации бедности

Феминизация бедности — явление, при котором женщины по сравнению с мужчинами более часто попадают в группу бедных. Обратный процесс — маскулинизация бедности. Поскольку про­цесс феминизации бедности может проходить не только в домохо­зяйстве, но и в общественном производстве, он выходит за рамки теорий домохозяйства и затрагивает анализ рынка труда, уровня оплаты труда, налогообложения, тендерного распределения фи­нансовых и других ресурсов.

Таким образом, факторы существования гендерного разрыва в доходах многочисленны и присутствуют как на макроуровне, так и на микроуровне.

Макропричины:

1) экономический кризис, сформировавший в стране социальный класс бедных, в том числе работающих бедных, большинство из которых женщины по причине тендерной асимметрии на рынке труда;

2) сегрегированный по полу федеральный бюджет;

3) экономическая политика, на­правленная на развитие добывающих («мужских») отраслей; рег­ламентация «мужской» номенклатуры общественных работ (стро­ители, дорожные рабочие);

4) несовершенство налоговой систе­мы: налоги платятся с официальных заработков, а женщины чаще имеют только официальные заработки; слабо учитывается ижди­венческая нагрузка, которая выше у женщин, в частности в не­полных семьях;

5) разрушение системы социальной защиты, низ­кий уровень социальных трансфертов и разрушение или удорожа­ние (недоступность) сферы услуг (включая детские учреждения), потребителями которой являются в большей степени женщины.

Микропричины:

1) патриархатные формы отношений внутри до­мохозяйства приводят к тому, что властный фактор преобладает над доходным, когда женщина не может на равных распоряжаться семейными доходами, даже если приносит в семью равный или больший по сравнению с мужчиной доход;

2) репродуктивные нагрузки ложатся в основном на женщин, распределение роди­тельских функций и функций по уходу за больными и престарелы­ми членами домохозяйства неравномерно.

Феминизация бедности проявляется не только посредством высокой вероятности попадания в число бедных по доходам, но и в том, что женская бедность имеет крайние формы проявления в виде застойной и глубокой бедности (самые бедные среди бедных).

Причины, по которым работодатели при приеме от­дают предпочтение мужчинам. Основная причина, по которой женщине отка­зывают в трудоустройстве, — необходимость предоставления ей льгот как матери малолетних детей.


Вторая по значимости причи­на — работодатель обязан соблюдать ограничения, обусловленные психофизиологическими особенностями женского организма.

Третья причина: «не­соответствие основных профессионально-квалификационных и социально-экономических характеристик женской рабочей силы предъявляемым требованиям». Фактически же за этим стоит стереотип о том, что женщина менее профессиональна, чем ее коллега-мужчина.

Первая тенденция, характеризующая положение женщин в сфере занятости - снижение ее доли.

Вторая тенденция не менее негативна и заметна - увеличение разрыва в оплате труда.

Занятые распределяются по сегментам рынка труда в зависимости от нескольких групп факторов, определяющих спрос.

Первая группа факторов связана с гендерной дискриминацией.

Проблемы гендерной дискриминации проявляются: во-первых, в характере рабочих мест; во-вторых, в разнице ставок. Руководящие и более квалифицированные должности занимают преимущественно мужчины, а женщины привлекаются для работ, менее престижных и квалифицированных, а также с более низкой зарплатой. Наличие гендерной дискриминации на рынке труда зависит во многом от наличия стереотипов тендерного сознания; а также консервативных социальных и юридических норм.

Вторая группа факторов включает образовательные и профессиональные различия. У представителей более квалифицированных слоев больше шансов попасть в ядро. В то же время трудоустройство женщин, имеющих достаточно высокий профессиональный потенциал, во многом затруднено фактором пола.

Гендерная дискриминация оказывает усиливающее действие не только на образовательные и профессиональные факторы, но и на факторы возраста, ухудшая ситуацию со спросом на женский молодежный труд. Молодые женщины чаще занимают низкие профессионально-должностные ступени и чаще оказываются среди безработных, даже если начинают догонять старших женщин, но, в особенности, мужчин по уровню квалификации.

Распределение по сегментам рынка труда во многом обусловливается и способами территориального расслоения. На эту группу факторов формирования рынка труда также накладывается гендерное неравенство. Женщины, проживающие в сельской местности, малых городах, поселках и так далее обречены на худшие условия найма и негарантированную занятость даже по сравнению с проживающими рядом с ними мужчинами.


Таким образом, гендерная дискриминация на рынке труда приводит к ситуации преимущественного попадания женщин либо во вторичный сегмент, либо на «периферию» рынка.

Сегментация в сфере занятости чаще всего воспринимается как функциональное распределение трудовых ресурсов, способствующих их более эффективному использованию.


Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

  1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

  2. Принципы гендерного подхода в педагогике

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

Предпосылки возникновения гендерного подхода в педагогике и обоснованы его методологические основания: философские (культурологический, личностный, антропологический подходы), социально-психологические (биосоциокультурный подход в объяснении гендерных различий) и педагогические (личностно-ориентированный подход культурологического типа).

Анализ культурно-исторического развития педагогической теории гендерного подхода показал ее междисциплинарность. Педагогическая теория гендерного подхода основывается на:

- положениях философии (о равноправии полов, о равенстве способностей мужчин и женщин к обучению,

- о социальной обусловленности «природных» склонностей и особенностей мужчин и женщин и т.д.),

- дифференциальной психологии (гендерные аспекты внимания, памяти, математических и речевых способностей, эмоций, эмпатии, тревожности и т.д.),

- социальной психологии (о соотношении биологического и социального в категории «гендер», гендерной идентичности как базовой структуры личности),

- социологии (об обеспечении равенства полов),

- психофизиологии (половые различия латерализации полушарий; особенности работоспособности, утомления мальчиков и девочек и т.д.),

- педагогики (формирование понятия «гендерное воспитание», вычленение нравственного аспекта гендерного воспитания, в связи с необходимостью полового просвещения, проблема совместного и раздельного обучения, влияние полоролевой структуры коллектива на развитие личности).

Сущность и задачи гендерного подхода в педагогике. Гендерный подход в педагогике – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддер­живать процессы гендерного самопознания, самостроительства и само­реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Основные его представители в отечественной науке – Е.А.Каменская, Л.И.Столярчук, С.А.Коробкова и др.


Фундаментальным положением педагогической теории гендерного подхода является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.

Основная идея гендерного подхода в педагогике состоит в учете специфики взаимовлияния на развитие представителей мужского и женского полов всех факторов учебно-воспитательного процесса: содержание, методы обучения, организация учебного процесса, педагогическое общение.

Целью гендерного подхода в педагогике является гендерное воспитание человека культуры, гражданина, нравственной личности, способного к максимальной самореализации и раскрытию своих способностей.

Создание модели гендерного воспитания – одна из основных задач гендерного подхода в педагогике. От ее решения зависит эффективность воспитания вцелом.

Основные понятия гендерного подхода в педагогике

Гендерное воспитание – это процесс культурной, гендерной ориентации, идентификации и овладения подрастающим поко­лением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов в определенной культурной (педагогически организованной) среде.

Гендерные идеалы – идеализированные представления о поведении, чувствах, ка­чествах мужчин и женщин, которые изменяются вместе с раз­витием общества.

Гендерная культура – совокупность общечеловеческих, национальных и личностных ценностей и программ гендерного поведения, деятельности, общения, выраженные в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, этнических обычаях, различных языках и символических системах, содержащих социально-значимую информацию, регулирующую деятельность, поведение, общение людей.

Гендерное равновесие (в преподавательском составе) – примерно равное количество женщин и мужчин – педагогов в образовательном учреждении.

Гендерное развитие – это развитие ценностно-смысловой гендерной сферы сознания личности, обеспечивающее становление ее половой субъектности.

Гендерная индивидуальность - интегральный, целостный «образ Я» мужчины или женщины, который включает личностные качества: активное, осознанное освоение гендерных ролей, соответствующих ожиданиям общества, и индивидуальные – самореализация богатства внутреннего мира, женское и мужское своеобразие, ощущение самоценности, женское и мужское достоинство, наличие неделимого внутреннего «Я», включающего ориентацию на самосовершенствование.