ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2463
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
Женские организации в Современной России:
В России зарегистрировано более 400 женских организаций, однако политическая активность женщин растет медленно, а женское движение является крайне разобщенным.
Наиболее крупным политическим объединением в защиту прав женщин является движение «Женщины России». На выборах 1993 г. движение получило 8,13% голосов и смогло сформировать свою фракцию в парламенте. Однако уже на следующих выборах ему не удалось преодолеть пятипроцентный барьер на выборах по партийным спискам.
Программа «Женщин России» содержала призыв к созданию в России «паритетной демократии», предполагающей равное представительство полов во всех органах государственного управления. В качестве основных методов достижения этой цели предполагалось использовать систему квотирования (предоставления женщинам от 30 до 40% мест в органах власти), «гендерное просвещение» общества — как мужчин, так и женщин, а также координацию действий женских организаций.. Из-за неудачи на выборах и внутренних разногласий это движение практически прекратило свое существование как самостоятельная политическая сила.
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Феномен кризиса маскулинности
Мужское движение за рубежом
Подходы к изучению маскулинности
Феномен кризиса маскулинности
В 1970-х гг., в западном научном дискурсе а затем и в СССР отмечался «кризис маскулинности». Однако сущность, причины кризиса маскулинности и возможные пути его преодоления трактуются по-разному и даже противоположно.
Одни авторы усматривают проблему в том, что мужчины как социальная группа отстают от требований времени: их установки, деятельность и особенно групповое самосознание, представления о том, каким может и должен быть мужчина, не соответствуют изменившимся социальным условиям и подлежат радикальному изменению и перестройке.
В последней трети XX в. исторический кризис привычного гендерного порядка стал вызывать растущую озабоченность как мужчин, так и женщин. Если в XIX в. в европейском общественном сознании появился так называемый «женский вопрос», то сегодня можно говорить о появлении особого «мужского вопроса» (Кон, 2001).
Американский социолог М.Месснер, выделяет три специфических фактора мужской общественной жизни:
Мужчины как группа пользуются институциональными привилегиями за счет женщин как группы.
В силу узких определений маскулинности, обещающих им высокий статус и привилегии, для мужчин свойственны ухудшающее здоровье и преждевременная смерть.
Неравенство в распределении общественных благ в условиях патриархата распространяется не только на женщин, но и на мужчин: в социуме выявляется гегемонистская маскулинность белых гетеросексуальных мужчин
Мужское движение за рубежом
Мужское движение в поддержку женщин
Первое «Мужское освободительное движение» (The Men's Liberation) зародилось в США в 1970 гг. в русле либеральной идеологии. Его организационным центром в 1970-80-х годах была «Национальная организация для меняющихся мужчин», которую в 1991 году сменила «Национальная организация мужчин против сексизма» (The National Organization for Men Against Sexism — NOMAS).
Главный источник всех мужских проблем и трудностей идеологи движения усматривали в ограниченности мужской половой роли и соответствующей ей психологии, доказывая, что от сексистских стереотипов страдают не только женщины, но и сами мужчины.
В рамках данного движения сформулированы три главные принципа организации 1) положительное отношение к мужчинам, 2) поддержка феминистского движения 3) защита прав геев.
Идеи «мужского освобождения», получили довольно широкое распространение в США, Англии, Австралии, но серьезной политической силой это движение не стало.
Мужское движение в защиту прав мужчин
Консервативно-охранительные мужские движения, направлены на сохранение и возрождение мужских привилегий. В противоположность либералам и феминистам, идеологи американского «Движения за права мужчин» (The Men's Rights Movement) У. Фаррел, Х. Голдберг и другие видят главную опасность для мужчин в феминизме и растущем влиянии женщин:
женщины блокируют мужскую сексуальность,
в семье американские мужчины бессильны,
при разводе отцы теряют право на собственных детей
В данном направлении в США функционируют союзы и ассоциации — «Коалиция для свободных мужчин», «Национальный конгресс для мужчин», «Мужские права» и т. п. Особенно популярна среди мужчин идея защиты прав отцов и одиноких отцов в особенности.
Существенную роль в обосновании и возрождении идеи сильной маскулинности играет протестантский фундаментализм.
Возникшее в начале 1990-х гг. по инициативе Б. МакАртни движение «Верных слову» (Promise Keepers) выступает против «феминизации» и «гомосексуализации» общества.
Подходы к изучению маскулинности
Реакция общества на движение феминизма включила в себя появление исследований мужской субъективности. За рубежом созданы научные организации по изучению мужчин и маскулинности.
Американская Ассоциация по изучению мужчин (The American Men's Studies Association — AMSA) объединяет мужчин и женщин, занятых преподаванием, исследованиями и клинической практикой в сфере мужских исследований и работы с мужчинами. Появился термин по аналогии с женскими исследованиями - мужские исследования.
Мужские исследования - предметная область знания, охватывающая все то, что касается мужчин, включая биологию мужского тела, мужское здоровье и т. п.
Маскулинность - особая социальная идентичность, которая существует исключительно в определенном социуме и изменяется вместе с ним.
В психологии мужчин исследованы последствия полоролевой социализации, которые приводят к психологическим стрессам, конфликтам и препятствуют целостной самореализации (Дж.М. О’Нейл, К. Соломон, К. Гиллиган, М.У. Стэйнкамп). Проблема феминизации мужчин, как и проблема предписываемых мужчинам стереотипов «мужского» поведения только становятся предметом гендерных изысканий (М. Бэррон, Р. Норрис, Дж. Коурани и др.).
В современной науке существуют 4 главные парадигмы маскулинности: биологическая, психоаналитическая, социально-психологическая и постмодернистская.
Первые две парадигмы являются эссенциалистскими, - важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин, являются объективной данностью, культура только оформляет и регулирует их проявления.
Вторые две парадигмы — конструктивистские: они считают маскулинность продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы.
В гендерологии, находящейся под влиянием феминизма и социального конструктивизма, биолого-эволюционная парадигма непопулярна. Ее считают редукционистской (сложные и разнообразные формы маскулинности сводятся к универсальному биологическому императиву), сексистской (гендерные свойства редуцируются к половым), антиисторической (гендерные свойства выглядят везде и всюду более или менее одинаковыми) и политически консервативной (она часто используется для идеологического обоснования и оправдания гендерного неравенства и мужского господства).
Более популярна в гендерных исследованиях (особенно феминистских) психоаналитическая парадигма маскулинности. Подобно биоэволюционной теории, психоанализ является эссенциалистским - он постулирует универсальные мужские свойства, а также механизмы и стадии формирования мужского характера.
Социально-психологическая теория. В социологии в 1960-х гг. важную роль сыграла теория Т. Парсонса и Р. Бейлза, рассмотревших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно-функциональном плане.
На макросоциальном (в рамках больших социальных систем) и на микросоциальном (в малых группах) уровне половые роли чаще всего взаимодополнительны: мужской стиль жизни является преимущественно «инструментальным», направленным на решение предметных задач, а женский — эмоционально-экспрессивным.
Постструктуралистский анализ маскулинности обосновал дискурсивную природу любых социальных отношений, включая половые и сексуальные идентичности (М.Фуко). В свете этого подхода, маскулинность, как и сами гендерные свойства, не является чем-то самодовлеющим, она органически переплетается с расовыми, сексуальными, классовыми и национальными отношениями. При этом она заведомо условна, связана с определенным контекстом, конвенциональна и может разыгрываться и представляться по-разному (т.н. гендерный дисплей).
Важный аспект этого подхода — комплексное (одновременно антропологическое, социально-психологическое и биомедицинское) изучение феномена «третьего пола» и гомосексуальности.
Главное достижение этого подхода — деконструкция идеи единой, твердой, универсальной маскулинности.
-
РАЗДЕЛ 4. МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ГЕНДЕРА