Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 993

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

13 Зак. 6661 поскольку ЦБ все большее предпочтение отдают более гибкому инстру­менту регулирования.

Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени различных компонентов денежной массы. В большинстве случаев на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегатель­ным депозитам. Но и в такой политике могут быть исключения. В ряде стран (Великобритания, Италия, Южная Корея) в последние годы действо­вали единые нормы резервирования.

Нормы резервирования неодинаковы в разных странах. Наиболее высо­кий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В России также достаточно высокая норма резервных требований (в 90-е гг. она колебалась от 22 до 16%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды норма резервных требований на прирост банковских депозитов повышалась до 100%. В Японии, напротив, норма резервирова­ния в последние годы составляла 2,5%. Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-кредитной политики, уста­навливает норму на уровне 0,45% объема обязательств в КБ1.

Политика установления норм резервирования в качестве эффектив­ного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы утратила свое значение. В большинстве стран все большую роль начинает играть такой инструмент, как операция на открытом рынке. В России таким инструментом пока остается ставка рефинансирования (учетная ставка).

Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды КБ. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Именно поэтому политика из­менения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качест­венного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов.

Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на со­стояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост офици­альной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает умень­шение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, посколь­ку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных ин­ститутов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финан-


См.: Поляков В. П., Московкина Л. А, Структура и функции центральных банков: Зару­бежный опыт. М., 1996. С. 59-71.

сового рынка могут скупать иностранную валюту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в периоды обострения финансового кри­зиса в 1998 г., что вынуждает ЦБ еще выше поднять ставку рефинансиро­вания. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю, когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Пони­жение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса.

Таким образом, учетная политика ЦБ представляет собой механизм не­посредственного воздействия на ликвидность КБ посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих век­селей. Посредством них ЦБ воздействует на ликвидность банковской сис­темы (количество денег в обращении) и процентные ставки. Продажа век­селей и облигаций влечет за собой уменьшение денежной массы и падение процентных ставок; покупка имеет противоположный эффект.

Операции на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий ры­ночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а сле­довательно, на экономику. Механизм операций на открытом рынке несло­жен, что делает его привлекательным для использования.

Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны. Во- первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит от того, покупа­ют ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большин­ство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки под­держивают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидно­сти банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно ве­лик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки под­держивали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.


Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал денежно-кре­дитного регулирования экономики. В некоторых странах ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам КБ, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит прежде всего от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития.


7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

Данный способ воздействия государства на экономику подразумевает кос­венное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложе­ния и правительственные расходы. Поскольку осуществление государст­венных расходов означает использование средств государственного бюд­жета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискаль­ная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.

Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов, получили название финансо­вых отношений, или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспе­чивают существование самого государства и его институтов, а с другой — используются государством для макроэкономического регулирования об­щественного производства в соответствии с теми или иными националь­ными потребностями.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила назва­ние финансовой системы. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использую­щихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономи­ческих функций.

К фискальной (налогово-бюджетной) политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.

Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы государст­венного бюджета показывают направления и цели государственных ас­сигнований. В современных условиях, в связи с проведением активной государственной политики, расходы государства приобрели огромные, бес­прецедентные масштабы. Так, в США государственные расходы в XX в. выросли более чем в 350 раз. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфра­структуры (образование, здравоохранение), на поддержание и развитие государственного сектора экономики и другие многочисленные программы и объекты.

Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, бывшим советником канцлера Германии Отто фон Бисмарка еще в XIX в. А. Вагнер предпринял одну из самых ранних попыток объяс­нить этот феномен. Он сформулировал закон возрастающей государст­венной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы национального дохода.


Наиболее общим объяснением этого закона является то, что государ­ственные услуги стали высококачественным благом, т. е. эластичность спроса на государственные расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе говоря, каждый процент увеличения в доходах домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса до­машних хозяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличе­нии дохода на душу населения доля G в ВВП также имеет тенденцию к росту.

Для доказательства своего закона А. Вагнер приводил три основных до­вода. Во-первых, усложнение всей системы общественно-экономических отношений, что увеличивает число причин всевозможных трений в обще­стве. В этой связи государству для поддержания надежности и эффектив­ности экономики, а также сохранения правопорядка потребуется больше средств на содержание правоохранительных органов, полиции, предостав­ления всевозможных юридических услуг и т. д. Во-вторых, новые техноло­гии создают потребность в больших количествах капитала, необходимого для производства, который может быть обеспечен только акционерными компаниями либо государственными корпорациями. Последние, по мне­нию А. Вагнера, обладают рядом преимуществ по сравнению с акционер­ными компаниями в связи с тем, что роль государства возрастает в произ­водстве, где технические условия способствуют образованию монополий. В-третьих, А. Вагнер увидел растущую государственную активность в та­ких сферах, как здравоохранение и образование, где выгоды от предостав­ляемых услуг не поддаются экономической оценке.

Согласно прогнозам А. Вагнера, тенденция роста государственных рас­ходов, которую он наблюдал в прошлом веке, сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Эти пред­сказания подвергались проверке неоднократно во многих странах, и они всегда оказывались верными. Именно поэтому экономисты называют закон возрастающей государственной активности законом Вагнера, который обычно проверяется расчетом доли государственных расходов в ВВП. Этот показатель возрастает с 1830-х гг., что дает основания ученым считать пророчества А. Вагнера в области экономики наиболее точными из числа когда-либо сделанных экономистами. В Нидерландах, например, доля го­сударственных расходов по отношению к объему ВВП в течение 50 лет почти утроилась. Во Франции она более чем удвоилась, в США — удвои­лась. Единственными странами, которые избежали этой тенденции, были Германия и Япония, где размер государственных расходов остался при­мерно таким же, как в конце 30-х гг. При этом, однако, надо иметь в виду, что в этих двух странах государственные расходы в те годы были чрезмер­но