Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 1002

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлении по социальному страхованию (эта статья до­ходов по природе близка к налогу и выплачивается физическими лицами, нанятыми на работу, в процентном отношении к валовому заработку и предприятиями с общего фонда заработной платы); за счет доходов госу­дарственных предприятий и других объектов государственной собствен­ности и т. д.

Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства и всего того, что с ним связано. Более 100 лет назад К. Маркс в статье "Морализирующая критика и критизирующая мораль" писал: "В налогах воплощено экономи­чески выраженное существование государства. Чиновники и попы, солда­ты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени — в налогах" . Одним словом, налоги по сути неотделимы от государства.

В немецком городе расположенном в земле Северный Рейн —

Вестфалия, находится единственный в мире Музей налогообложения, рассказывающий о том, как люди поднимались к вершинам современ­ной цивилизации с налоговым бременем на плечах. На этом пути встре­чалось немало забавных налоговых курьезов и нелепостей. Что только не служило объектом налогообложения? Налоги на общественные туалеты и бороды, на фортепьяно и скаковых лошадей, на певчих птиц и холостяков, на кружева и балконы, на двери и окна, выходившие на проезжую улицу (сохранялись во Франции вплоть до XIX в.; поэтому там многие старые дома не имеют окон и дверей со стороны улицы). Были налоги на женскую косметику и на бракосочетание (последние получили у нас совершенно неверное объяснение как "право первой брачной ночи"), налоги за бездет­ность и т. д.

Этот перечень причудливых форм налогообложения можно продолжать долго, но он не раскроет нам суть и цель налогообложения. Средневековый философ Ф. Аквинский, причисленный к лику святых римско-католиче­ской церкви, определял налог как форму грабежа". Разуме­ется, это не совсем так. Грабительский характер налогообложения имел и

См.: Сакс Дж.,Ларрен Ф. Указ. соч. С. 225. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308-309.

имеет место, но нельзя сказать, что налоги вообще не возвращаются насе­лению: ведь государство удовлетворяет многочисленные общественные потребности.


Самое главное в системе налогообложения — и в этом кроется внутрен­няя сущность налогов — в том, что она должна опираться на принцип полной и эффективной возвратности налогов. Только полная, адресная и эффективная возвратность налогов делает налоговый механизм одним из важнейших звеньев общественного воспроизводства.

Но налоги необходимо рассматривать не только с позиций обществен­ных и государственных (фискальных) интересов. У них есть еще одна важная функция — функция воздействия на рынок. Рынок и налоги — это чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономи­кой, поскольку налоги — мощный инструмент регулирования рыноч­ных отношений. Налогообложение используется государствами разви­тых стран для воздействия на циклическое развитие экономики; борьбы с инфляцией; создания производственной и социальной инфраструк­туры; реализации военных программ; смягчения социальных конфликтов и т. п. Но основной задачей и целью налоговой политики государства является обеспечение доходов бюджета, стимулирование (или ограни­чение) предпринимательской деятельности, общее регулирование дохо­дов в стране.

Как выглядит структура налогообложения в рыночной экономике? Она состоит главным образом из следующих платежей:

подоходного налога с населения (впервые введен в США в 1913 г.);

налога с прибыли корпораций (взимается с первой мировой вой­ны);

имущественного налога (налог на постройки и т. п., уплачиваемый как физическими, так и юридическими лицами);

налога на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых операций);

налога с наследства.

Все эти виды платежей получили название прямых налогов. Их специ­фическая черта — обложение налоговыми сборами напрямую физических и юридических лиц (граждан, предприятий, организаций).

Другую группу налоговых поступлений образуют так называемые кос­венные налоги. Это налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги (налог на пиво касается только любителей пива, налог на табак — курильщиков и т. д.). Подобного рода косвенные налоги получили назва­ние акцизов. Разновидностью акциза является налог на добавленную стои­мость (НДС). К косвенным налогам относятся также таможенные пошли­ны (экспортные и импортные).

Все косвенные налоги увеличивают цену продаваемых товаров и услуг, а значит, понижают благосостояние потребителей. Однако в силу своей скрытости косвенные налоги вызывают у общества меньшее недовольство, чем прямые. Недовольство может быть достаточно глубоким: в 1986 г. США провели грандиозную налоговую реформу, так как американцы счи­тали, что существовавшая налоговая система несправедлива, что налоги непомерно велики (в г. 3 часа рабочего дня уходило на выплаты госу­дарству, тогда как в 192б г. менее 1 часа).


Различия между прямыми и косвенными налогами — не выдумка уни­верситетских профессоров с целью мучить студентов на экзаменах, как однажды кто-то саркастически заметил. Они имеют под собой серьезные основания, проходя красной нитью сквозь финансовую науку и учение о налогах. Дело в том, что вид и природа происхождения прямых и косвен­ных налогов совершенно отличны друг от друга. Если прямые налоги всегда ориентированы на личную (коллективную) работоспособность, ко­торая и является источником жертвоприношения, то косвенные налоги почти индифферентны — они ориентируются на вещи, а не на лица. По­этому косвенные налоги всегда взимаются с производителей вещей, тор­говцев, купцов, содержателей товарных складов и тех, кто занимается пе­ревозкой грузов. Но в итоге, как уже говорилось, они оплачиваются поку­пателями и потребителями. Поэтому истоки возникновения косвенных налогов следует искать на античных базарах, в портах, у городских ворот, на дорогах и горных перевалах, во всех других узких местах торговых отношений.

В противоположность прямым налогам, ориентирующимся на способ­ность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог на имущество, налог на наследство), косвенные налоги более примитив­ны и грубы, но именно поэтому ими легче манипулировать и их проще взимать. Достаточно знать налоговую структуру страны, чтобы догадать­ся, на какой ступени развития она находится. Страны со слаборазвитой экономикой взимают в основном косвенные налоги, в то время как пря­мые налоги в большинстве своем взимаются в странах с развитой эконо­микой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем обра­зования.

Таково правило. Из этого правила выводится еще одно: чем богаче об­щество, тем большая часть созданного ВВП огосударствляется через нало­говую систему. Так, если в ряде европейских стран в начале XX в. налоги составляли примерно 8% общественного продукта, то к его концу пре­высили 40%, т. е. выросли более чем в 5 раз. Такой рост невозможен без повышения экономического благосостояния. Не случайно сегодня развитые страны называют еще налоговыми государствами, т. е. государ­ствами, деятельность которых финансируется за счет налоговых поступ­лений (табл. 7-1).

Таблица 7-1

Структура налогообложения в группе ведущих промышленных стран (в % от ВВП)

Виды налогов

США

ФРГ

Англия

Япония

Франция

Всеналоги

29

38

39

27

15

В том числе

подоходный налог

10

11

10

7

6

налог на корпорации

2

2

4

6

2

Взносы на соцстрах:

рабочих и служащих

3

6

3

3

6

предпринимателей

5

7

4

4

13

Акцизы

2

3

5

4

4

Налоги на предметы потребления

2

6

6

-

9


Источник. Все начинается с десятины: этот многоликий налоговый мир. М., 1992. С. 23.

Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго — эффективность. Пер­вый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходо­вание влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. При этом оно ориенти­руется на два основных этических принципа:

а) принцип горизонтальной справедливости, предполагающий, что лица, находящиеся в равном материальном положении, должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Это значит, что, например, два инди­вида, работающие по 40 ч в неделю и получающие одинаковый доход (но у одного доход существует в виде заработной платы, а у другого — в виде предпринимательской прибыли от собственного бизнеса), долж­ны выплачивать налог одинаковой величины.

б) принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково: тот, кто по­лучает больше, должен и больше платить в виде налогов.

Противники этих двух принципов, основывающихся на идее платеже­способности, выдвигают альтернативный принцип выгод: платить больше должен тот, кому от налогов достается больше выгод. Однако анализ пока­зывает, что этот принцип не всегда согласуется с социальной справедливо­стью, так как в ряде случаев бедные люди должны были бы платить более высокие налоги, чем богатые, поскольку они получают больше выгод (от поддержания правопорядка, пособий по безработице, стипендий и т. п.). Однако иногда принцип выгод позволяет поддержать справедливость: за содержание дорог должны платить прежде всего владельцы автомобилей (налог на автомобиль, налог на бензин и т. д.); любители сигарет, пива, алко­гольных напитков уплачивают акцизы, включенные в цену этих товаров.

Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном по­ложении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения.


Для определения меры неравенства в обществе используется кривая Лоренца (рис. 7-1).

Процент

доходов

Кривая Лоренца до уплаты налогов

Кривая Лоренца после уплаты налогов

Рис. 7-1. Кривая Лоренца

—►

Процент населения

О

Кривую Лоренца можно построить, откладывая по одной оси кумуля­тивную долю получаемого дохода, а по другой — кумулятивную долю его получателей во всем населении, начиная с получателя наименьшего дохо­да, как видно из приведенного графика. Кривая Лоренца превращается в показанную на графике прямую, проходящую под углом 45°, когда на всех получателей дохода приходятся равные его доли, т. е. 10% населения получают 10% дохода, 20% населения — 20% дохода и т. д. Степень от­клонения кривой Лоренца от прямой линии, отражающей абсолютное равенство, указывает на степень неравномерности распределения дохода в обществе. Прогрессивные налоги делают распределение посленалого- вых доходов более равным, чем распределение предналоговых доходов, поэтому кривая Лоренца после уплаты налогов смещается в сторону линии полного равенства.

Л

/ i

S

L

s0

/

СEr

^ О

А

—►