ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 1010
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
4.4. Государственная политика в области занятости
5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
53. Социально-экономические последствия инфляции
6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
7.1. Банковская система, ее структура и функции
7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
12.2. Анализ статей платежного баланса
12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
12.5. Системы обменного курса валют
13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
15.2. Предпосылки экономического роста
15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
15.4. Факторы и типы экономического роста
16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
Основной инструмент перераспределения доходов — бюджет. Система государственного бюджета включает сбор итогов, осуществление трансфертных платежей (в денежной и натуральной формах), формирование механизма социального обеспечения и страхования и т. д.
Идея перераспределения доходов родилась вследствие того, что одним людям достается слишком мало, а другим — слишком много средств существования. При этом сторонники этой идеи исходят из того, что для богатых расставание с частью дохода — не столь чувствительный акт, как ее приобретение для бедных. Иначе говоря, для богатого определенная потеря дохода будет значить меньше, чем соответствующий прирост дохода для бедного.
Такой вывод имеет научное объяснение и основывается на теории убывающей предельной полезности, в соответствии с которой в процессе обмена каждая сторона отказывается от "последних'" долей товара, которого у него много, чтобы приобрести "первые" доли товара, которого у нее нет. В этом случае обмен максимизирует общую степень удовлетворенности (полезности) индивидов. Смысл максимизации заключается в том, что два набора товаров и первоначально сосредоточенных в разных руках, возрастают в стоимости в процессе обмена, поскольку последние доли товара малополезные для индивида переходят в руки индивида для которого они имеют большую в то время как индивид
приобретает у индивида последние доли товара которые более ценны для него, чем для предыдущего их владельца.
Данная теория, появившаяся в XIX в. и относящаяся к экономическим со была распространена и на доходы. Одним из авторов
убывающей полезности дохода был А. Пигу, который писал: "Очевидно, что любое перемещение доходов от относительно богатого человека к относительно бедному... должно увеличить общую сумму удовлетворенности, поскольку это обеспечивает удовлетворение более насущных потребностей за счет менее насущных". Другой сторонник этой концепции, А. Лернер, отмечал; "Общая удовлетворенность максимизируется таким распределением доходов, которое уравнивает предельные полезности доходов всех членов общества" . Однако в этих двух высказываниях есть свои нюансы. Утверждение А. Пигу означает, что передача 10 долл. из одних рук в другие оправданна, если новому владельцу эта сумма принесет больше пользы, чем предыдущему. Сказанное же А. Лернером необходимо понимать таким образом, что доходы хорошо распределены, если потеря 10 долл. будет одинаково переживаться всеми членами общества. Отсюда нетрудно сделать вывод о том, что общая удовлетворенность максимизируется при равномерном распределении доходов.
Однако у сторонников государственного перераспределения доходов и их теоретиков есть немало оппонентов. Они полагают, что распространение теории убывающей полезности на доходы неоправданно, потому что применение маржиналистских подходов в этой сфере подразумевает сравнение степеней удовлетворенности разных люде и. Между тем удовлетворенность разных людей неодинакова, их вкусы и образ жизни нельзя мерить одной меркой. В демократическом обществе те, кто располагает большим доходом, как правило, прилагают больше усилий к тому, чтобы его иметь для удовлетворения более высоких потребностей (например, купить хороший автомобиль, построить загородный дом, совершить зарубежное путешествие). Однако есть немало лю хей, которые довольствуются не слишком высоким уровнем дохода и не испытывают особого диском-
Цит. но: Жувенель Б. де. Этика перераспределения^., I 995. С. 62.
форта от этого. У таких людей всегда есть выбор, который предоставляет возможность иметь больший или меньший доход, зависящий в значительной мере от их индивидуальных усилий (если исключить инвалидов, больных, стариков).
Разумеется, тот факт, что распределение в рыночной экономике вытекает из вклада, который одни участники рынка вносят в благосостояние других, вовсе не означает, что это единственный критерий распределения. По большому счету рыночное распределение — результат игры, в которой переплетаются вклад, удача и случай. Как отмечал Ф. Хайек. рыночный процесс "это соревнование, проходящее по правилам, исход которого решает умение игроков, их силы, но также и случай. Это игра, в которой побеждает не только умелый, но и удачливый" . Результат этой игры до известных пределов обществу приходится принимать как данность.
С точки зрения Дж. Бьюкенена, проблему перераспределения можно решить с помощью договора, заключаемого между богатыми и бедными. Имущие из предусмотрительности или страха перед революцией добровольно должны соглашаться на перераспределение, и такое перераспределение может быть оптимальным по Парето. В итоге никому не становится хуже, а некоторым — лучше, поскольку богатые извлекают полезность из уменьшения страха перед революцией, а бедные — из самого перераспределения дохода2.
Комментируя этот подход, немецкий философ П. Козловски указывает, что при добровольном перераспределении (в отличие от государственного) возникает "дилемма заключенного" и проблема гарантий. Многие готовы поделиться, если так же поступят другие, но сокращают свою благотворительность, если остаются в одиночестве. Уверенность во всеобщем характере благотворительности может дать только принуждение со стороны государства. Рациональность такого принуждения заключается в преодолении заключенного", а цель — в обеспечении выживания людей и сохранения культуры данного народного хозяйства. Выживание людей и сохранение жизни стоят выше ценностей добровольной координации и невмешательства в ценовой механизм".
Кроме того, неравномерное распределение доходов не является само по себе несправедливым. Давая ему оценку, экономисты предлагают выяснить вопрос о причинах возникновения этого неравенства и различать неравенство возможностей и неравенство результатов. Общество должно предоставить всем гражданам одинаковые возможности для реализации их способностей, а это прежде всего проблема производства. "Справедливость — это принцип, который должен быть определен как формально, так
Hayek F. A. Drei Vorlezungen uber Demokratic, Gcrechtigkei und Sozialismus, Tubingen:
J. С. B. Mohr (Paul Siebeck), 1977. S. 27. 2 См.: БъюкенеиДж. M. Соч. М., 1997. С. 305-315.
КозловскиП. Принципы 'этической экономии. СПб., 1999. С. 289.
и материально, как процессуальными, так и структурными условиями. Справедливость не может быть привнесена в уже завершившийся процесс создания экономических ценностей ex post, как это делается в теориях конечного состояния, описывающих распределение дохода... Тезис о том, что в сфере производства нет места справедливости, неверен: справедливость должна быть соблюдена и при распределении, и при создании общественного
Если руководствоваться справедливостью лишь в процессе распределения, то необходимо иметь в виду, что любое перераспределение дохода. преследующее максимизацию общей полезности в текущем периоде, неизбежно ведет к снижению дохода и общей полезности в последующем. Это связано с тем, что перераспределение снижает заинтересованность в интенсивной деятельности у тех слоев, которым приходится отдавать часть своего дохода, и не повышает ее у тех, кому оказывается поддержка. В результате часть дохода общества теряется. По расчетам А. утечка через "дыры худого ведра перераспределения" составляет более 70% дохода. Эти неизбежны во всяком перераспределении и возникают как следствие подрыва стимулов к деловой активности и роста административных расходов на осуществление программ поддержания доходов.
К сказанному следует добавить, что перераспределение дохода вызывает большие изменения в экономической деятельности: спрос на одни товары и услуги возрастает, а на другие — снижается или исчезает вовсе. Поскольку в рыночной экономике трудовые усилия и ресурсы направляются туда, где они лучше используются и вознаграждаются, общество имеет возможность производить высококачественные товары и услуги, спрос на которые предъявляют главным образом зажиточные слои. Можно предположить, что при значительном перераспределении доходов прекратится производство многих из таких товаров и услуг, и в результате люди потеряют опыт и профессиональные навыки, необходимые для их выпуска, огрубеют вкусы, которые формируются этими товарами и услугами.
Нельзя также забывать, что многие из широкодоступных сегодня благ были когда-то предметами роскоши и продавались только благодаря тому, что немногие люди хотели приобрести их по высоким ценам и имели такую возможность. К таким благам можно отнести специи, газеты, автомобили и др. Нетрудно предположить, каким бы сейчас было экономическое развитие США, Японии, многих западноевропейских стран, если бы их хозяйственные системы ориентировались главным образом на выпуск товаров массового спроса для большинства в ущерб разнообразию товаров для меньшинства. К сожалению, реальная действительность дает немало примеров подобного хозяйствования, одним из которых был опыт бывшего СССР. Напротив, опыт развитых стран показывает, что рост
КозловскиП. Указ. соч. С. 286, госостояния их граждан, имеющаяся у них возможность потреблять многие высококачественные товары (от продуктов питания и одежды до жилья и отдыха) были связаны не с уравнительным распределением, а с неравенством в распределении доходов.
Рассматривая эту проблему, Б. де Жувенель обращает внимание на взаимосвязь между распределением покупательной способности и прогрессом. "Опыт показывает, — пишет он, — что прогресс сдерживается в тех случаях, когда неравенство чрезмерно наследуется, а также когда шкала доходов имеет разрывы. Но он также сдерживается, когда равенство достигается насильственными мерами. Видимо, существует оптимальное для целей прогресса распределение потребительской способности" .
Реальная жизнь, однако, требует активного участия государства в перераспределении доходов и поддержании их на определенном уровне. В странах с развитой рыночной экономикой постепенно сформировалась разветвленная система социального обеспечения граждан, на которое уходят значительные средства. Социальные государственные расходы, как правило, составляют от 10-15 до 24-30% ВВП. В большинстве стран социальная политика реализуется посредством разного рода программ, среди которых типичными являются:
Программы социального страхования.
Программы государственной помощи.
Программы социального страхования являются формой социальной защиты от различных рисков, связанных с потерей трудоспо
собности и доходов. Особенность социального страхования — его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. В России система социального страхования состоит из двух частей. Первая призвана обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий; вторая гарантирует материальное лиц, утративших трудоспособность
или не имеющих ее.
Социальное страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное. Обязательное социальное страхование — особая разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств госбюджета.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства. Его отличительными чертами являются демократизм управления страхо-
Жчвенеяь Б. де. Указ. соч. С. 69.
выми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива, а как дополнение к обязательному страхованию.
Источниками финансирования социальных фондов служат:
а) страховые взносы застрахованных;
б) страховые взносы предпринимателей;
в) субсидии государства.
Взносы застрахованных представляют собой прямой целевой налог, ставка которого в большинстве стран устанавливается в процентах к валовому заработку независимо от величины дохода. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы фирмы, а к заранее установленной максимальной валовой заработной плате. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются ими в виде повышения цен на товары и производимые услуги.
Использование средств социального страхования осуществляется в форме денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Основной формой являются денежные выплаты: пенсии и пособия. Пенсии представляют собой гарантированную денежную выплату для обеспечения граждан в в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности. Различают страховые (трудовые) и социальные пенсии. К первым относятся пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; вторые выплачиваются гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Право на государственную страховую пенсию приобретают лица при наличии у них определенного трудового стажа и при условии уплаты соответствующими предприятиями и организациями страховых взносов в государственный Пенсионный фонд. Размер пенсий, как правило, соизмеряется с прошлым заработком и устанавливается в процентах к нему на общих или льготных