ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 1604
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 10. Кредитование юридических лиц
Глава 11. Организация отдельных видов кредита
1.1. Представление о сущности банка с позиции его исторического развития
1.2. Современные представления о сущности банка
1.3. Банк как элемент банковской системы
1.4. Организационные основы построения аппарата управления банком
1.5. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
Глава 2. Правовые основы банковской деятельности
2.1. Структура современного банковского законодательства
2.2. Эволюция банковского законодательства в россии
2.3. Особенности первых банковских законов 1990 года
2.4. Основная характеристика современного банковского законодательства
Глава I. Общие положения (ст. 1-8).
2.5. Законодательные основы деятельности современного банка
2.6. Обеспечение безопасности банков
2.8. Взаимоотношения банка с клиентами
3.1. Ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика
3.2. Понятие и структура собственного капитала банка
3.3. Оценка достаточности собственного капитала банка
3.4. Привлеченные средства коммерческого банка
Глава 4. Структура и качество активов банка
4.1. Состав и структура активов
Глава 5. Доходы и прибыль коммерческого банка
5.1. Доходы коммерческого банка
5.2. Расходы коммерческого банка
5.4. Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка
5.5. Формирование и использование прибыли коммерческого банка
5.6. Оценка уровня прибыли коммерческого банка
Глава 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
6.1. Понятие и факторы, определяющие ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
6.2. Российская практика оценки ликвидности коммерческих банков
6.3. Зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков
Глава 7. Банковская отчетность
7.1. Значение и виды банковской отчетности
7.2. Баланс банка и принципы его построения
7.3. Текущая бухгалтерская отчетность
7.4. Годовая бухгалтерская отчетность
7.5. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках
РазделIii. Услуги и операции коммерческого банка Глава 8. Пассивные операции банков
8.1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков
8.2. Депозитные и внедепозитные операции
Глава 9. Система оценки кредитоспособности клиентов банка
9.1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента
9.2. Кредитоспособность крупных и средних предприятий
9.2.1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка
9.2.2. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика
9.2.3. Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента
9.2.4. Определение класса кредитоспособности клиента
9.3. Оценка кредитоспособности мелких предприятий
9.4. Оценка кредитоспособности физического лица
Глава 10. Кредитование юридических лиц
10.1. Фундаментальные элементы системы кредитования
10.2. Субъекты кредитования и виды кредитов
10.4. Особенности современной системы кредитования
10.7. Общие организационно-экономические основы кредитования
10.7.1. Методы кредитования и формы ссудных счетов
10.7.2. Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
10.7.3. Процедура выдачи кредита
10.7.4. Порядок погашения ссуды
Глава 11. Организация отдельных видов кредита
11.1. Современные способы кредитования
11.2. Кредит по овердрафту и контокорренту
11.4. Организация потребительского кредита (кредитование физических лиц)
11.7. Консорциальные (синдицированные) кредиты
Глава 12. Содержание кредитного договора банка с клиентом
12.1. Правовой и экономический аспекты кредитного договора банка с клиентом
12.2. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора
12.3. Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
12.4. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентом
Глава 13. Формы обеспечения возвратности кредита
13.1. Понятие формы обеспечения возвратности кредита
13.2. Залог и залоговый механизм
13.3. Уступка требований (цессия) и передача права собственности
13.4. Гарантии и поручительства
Глава 14. Организация платежного оборота и межбанковские корреспондентские отношения
14.1. Основы платежного оборота
14.2. Платежная система и ее элементы
14.3. Принципы организации безналичных расчетов
14.4. Расчеты в нефинансовом секторе (в народном хозяйстве)
14.5. Расчеты в финансовом секторе (между банками)
Глава 15. Лизинговые операции коммерческих банков
15.1. История возникновения и развития лизинга
15.2. Сущность лизинговой сделки
15.3. Основные элементы лизинговой операции
15.4. Классификация видов лизинга и лизинговых операций
15.5. Организация и техника лизинговых операций
15.6. Содержание лизингового договора
Глава 16. Операции коммерческих банков с ценными бумагами
16.1. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг
16.2. Выпуск банком собственных ценных бумаг
16.3. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами
Глава 17. Валютные операции коммерческих банков
17.1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
17.2. Экономические основы валютных операций коммерческих банков россии
17.3. Классификациям понятие валютных операций коммерческих банков россии
17.4. Валютные риски и методы их регулирования
17.5. Финансовые инструменты как метод страхования валютных рисков
Глава 18. Прочие операции коммерческих банков
18.1. Классификация и общая характеристика прочих операций коммерческих банков
18.2. Правовые основы развития прочих операций коммерческих банков
18.3. Организация прочих операций коммерческих банков
Глава 19. Новые банковские продукты и услуги
19.1. Пластиковые карты. Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике
19.2. Банкомат как элемент электронной системы платежей
19.3. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях
19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте
19.6. Форфейтинговые операции банков
19.7. Опционы, фьючерсы, свопы
Глава 20. Банковский процент и процентные начисления
20.1. Банковский процент и механизм его использования
20.2. Процентный риск, методы его оценки и управления
20.3. Процентные ставки и методы начисления процентов
Раздел III услуги и операции коммерческого банка....211
Глава 8 Пассивные операции банков.213
Глава 9 Система оценки кредитоспособности клиентов банка..,...222
Сформированные в РКЦ пакеты ЭПД передаются в ГРКЦ, осуществляющий начальный провод МЭР (ГРКЦ-отправитель), с использованием средств внутрирегиональных телекоммуникаций и средств защиты информации, применяемых в Банке России.
В свою очередь, ГРКЦ-отправительпосле контроля ЭПД, полученных от РКЦ, а также от клиентов Банка России и КО, обслуживаемых самим ГКРЦ, формирует их в виде пакетов ЭПД, сортирует по регионам-получателям и передает по назначению средствами телекоммуникаций согласно установленному графику.
К особенностям контроля за подтверждением (квитовки) МЭР относятся: во-первых,если при обычных межфилиальных расчетах РКЦ квитовка осуществляется филиалами "Б", то в процессе МЭР ГРКЦ, начавшим платеж, т.е. филиалом "А"; во-вторых, квитовка последним проводится по каждой проводимой им операции. Это весьма актуально, учитывая безотзывность платежей.
ГРКЦ-отправительдолжен не позднее следующего рабочего дня получить от ГРКЦ-получателя подтверждение, в котором содержится сообщение (пакет ЭСИД-подтверждений) о получении ЭПД. Подтверждения используются для квитовки ЭПД с отражением по балансу ГРКЦ. По принятым подтверждениям формируются реестры сквито-ванных в ГРКЦ межрегиональных электронных платежей (сгруппированных по регионам-получателям. ЭПД и содержащих все реквизиты ЭСИД-подтверждений), которые помещаются в документы дня.
Информация (ЭСИД) о подтверждениях, полученных в ГРКЦ-от-правителе платежа, передается средствами телекоммуникаций в РКЦ для создания бумажного документа-подтверждения (уведомления) приема ЭПД ГРКЦ-получателем.
Если в установленный срок подтверждения не поступили, формируется и посылается ЭСИД-запрос на своевременно не полученные подтверждения. По истечении двух рабочих дней со дня отправки ЭПД в случае, если подтверждения по ним не получены, межрегиональные электронные расчеты с ГРКЦ данного региона могут быть временно приостановлены до выяснения и устранения причин возникшей нестандартной ситуации.
ГРКЦ-получателъ, который осуществляет ответный провод, после проверки ЭПД и зачисления средств на соответствующие счета формирует пакеты ЭПД в разрезе РКЦ-получателей и передает их туда с использованием системы внутрирегиональных электронных расчетов в соответствии с установленным в регионе "регламентом. При этом по принятым к проводу ЭПД распечатываются реестры проведенных платежей, содержащих все реквизиты ЭПД, и помещаются в документы дня ГРКЦ.
Далее, в случаях, когда договором с КО (или клиентом РКЦ) предусмотрена передача полученных в их адрес ЭПД с использованием средств телекоммуникаций в КО (или клиенту Банка России), в соответствии с
===434===
установленным регламентом расчетно-кассовым центром (ЦОИ) направляется пакет ЭПД, подписанный ЭЦП и подтверждающий факт получения и исполнения данных ЭПД в обслуживающем подразделении расчетной сети Банка России. Копии ЭПД на бумажном носителе при этом могут быть распечатаны и оформлены в КО. В документы дня РКЦ помещаются реестры проведенных платежей, полученных в РКЦ в адрес обслуживаемых КО и клиентов и содержащих все реквизиты ЭПД.
Суммы по ЭПД, имеющие отдельные дефекты: отсутствие (для плательщика и/или получателя) банковского идентификационного кода кредитной организации или подразделения расчетной сети Банка России в "Справочнике БИК РФ"; несоответствие номера корсчета банковскому идентификационному коду КО; неверно указанный номер счета клиента Банка России в ГРКЦ и др. - ГРКЦ-получатеяь зачисляет на отдельный балансовый счет. Важно отметить, что операция зачисления в ГРКЦ ошибочного ЭПД на этот счет и операция возврата ошибочного ЭПД (формирование пакета ЭПД по возврату платежей и списания с этого счета) должны быть выполнены влечение одного операционного дня.
На электронные платежи, поступившие в ГРКЦ, создаются пакеты ЭСИД-подтверждений о принятии ЭПД к проводу, которые направляются в регионы-отправители платежей в день получения ЭПД или на следующий рабочий день, но не позднее 10 чместного времени. В случае отрицательных результатов контроля принятые пакеты возвращаются в ГРКЦ-отправители без исполнения. При поступлении в ГРКЦ ЭСИД-запроса на своевременно не полученные подтверждения проводится оперативная проверка причин, вызвавших запрос. После выявления и устранения причин, вызвавших запрос, при необходимости в регион-корреспондент отправляется пакет ЭСИД-подтверждений, соответствующий полученному запросу.
На пути внедрения межрегиональных электронных расчетов через подразделения расчетной сети Банка России имеется немало проблем. Не все они осуществили замену устаревшей и низко производительной техники обработки информации на современную аппаратную платформу с соответствующим программным обеспечением. К тому же она разнотипна в этих подразделениях, что препятствует созданию единой сети. Во многих регионах несовершенны каналы связи, а без надежных телекоммуникаций внедрение электронных платежей невозможно. Огромные затраты на приобретение новых технических средств и организацию работ, связанных с участием в расчетах, обременительны для значительного круга банков, особенно после системного августовского (1998 г.) банковского кризиса.
С приближением нового тысячелетия чрезвычайно актуальной и важной стала проблема 2000 г., которая решалась всеми странами во многих сферах, в том числе в системах электронных расчетов. В Российской Федерации согласно директивным решениям к кредитным организациям, не обеспечившим решение "Проблемы 2000", принимались
===435===
самые жесткие меры, вплоть до отзыва лицензии на банковскую деятельность. Банк России определил в качестве главной стратегии решения данной проблемы непрерывность обслуживания пользователей электронных компьютерных систем до. при переходе и после наступления 2000 г.1
Тем не менее электронные расчеты в системе Банка России развиваются весьма динамично. Так, из 79 регионов РФ внутрирегиональные и межрегиональные электронные платежи проводились в 1996 г. в 45 регионах, в 1997 г. - соответственно в 59 и 52 регионах, в 1998 г. - в 72 и 65, к концу 1999 г. - в 75 и 72. На последнюю дату сумма электронных платежей составила более половины от всего объема межбанковских расчетов, проводимых в системе Банка России.
Расчеты на основе прямых корреспондентских отношений
Расчеты через корсчета, открытые в других коммерческих банках и их филиалах, начали внедряться в России с 1992 г. Наиболее широкие корреспондентские связи имели такие крупные коммерческие банки, как Промстройбанк, Инкомбанк, "Российский кредит" и др.
Дальнейшее развитие межбанковских корреспондентских связей было приостановлено кризисами рынка межбанковского кредита в Московском регионе (1995 г.), системным банковским кризисом 1998 г., подрывом доверия банков друг к другу после кризисов. На первый план выдвинулся не размах корсети, а ее надежность и совершенствование посредством управления средствами на корсчетах, снижения стоимости операций, управления рисками.
Преимущества расчетов по межбанковским корреспондентским счетам заключаются в следующем.
Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют устойчивые контрактные отношения с клиентами других банков. С самого начала корреспондентские отношения устанавливаются именно для предоставления услуг клиентам. При открытии корсчета банк может купить определенные услуги для клиентов гораздо дешевле, нежели осуществлял бы их сам, главным образом за счет экономии на масштабах. Имеют место случаи, когда банк открывает корсчет в другом банке для обслуживания даже одного какого-нибудь очень крупного клиента. Известно, что организация расчетов как в рублях, так и в валюте является ключевым моментом в выборе клиентами обслуживающего банка. В условиях усиления конкуренции за привлечение и удержание клиентов после августовских (1995 и 1998 гг.) кризисов этот фактор стал одним из важнейших.
Во-вторых,и в тесной связи с первым значительно ускоряются расчеты, так как они осуществляются напрямую, без промежуточных звеньев - РКЦ, а в расчетах со странами СНГ, кроме того, - и других звеньев. Оперативности расчетов способствует использование в отношениях между корреспондентами системы электронных платежей или телексной
+++1 См.; Проблема 2000 г.- деятельность Банка России по ее решению / Деньги и кредит - 1999, №5.
===436===
связи. Для упорядочения таких платежей ЦБ РФ издал Временное положение о порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи при проведении безналичных расчетов между кредитными организациями от 10 февраля 1998 г. № 17-П. Как правило, все банки применяют системы "Клиент-Банк", технология которых предусматривает, что обе стороны - и банк, и клиент располагают реальным и доступным средством гарантированного подтверждения достоверности содержания (аутентичности) и авторства передаваемого электронного документа и могут при необходимости прибегнуть к юридически полноценной процедуре разрешения споров по поводу содержания, времени создания или авторства такого документа. Единственным на сегодняшний день техническим решением, полностью удовлетворяющим этим требованиям, является электронная цифровая подпись, о которой изложено ранее.
В-третьих, при широких корреспондентских отношениях появляются условия для проведения клиринга - зачета взаимных требований банков, как правило, посредством открытия счетов в одном каком-либо крупном банке. Проведение клиринга между банками-корреспондентами позволяет минимизировать остатки средств на корсчетах, а значит, высвободить часть их в расчетах и использовать для получения дохода. Клиринговые банки (Автобанк, Российский кредит, Инкомбанк и др.), имевшие у себя сотни счетов других банков, играли значимую роль в экономике благодаря четкой работе и устойчивости. Они организовали транзитные платежи: перечисление средств по поручению банков в различные регионы, с банками которых налажены корреспондентские отношения. Однако нормативная база таких платежей практически отсутствует, что обусловливает усиление возникающих при этом рисков.
В-четвертых, расширяются возможности для активной работы на рынке и применения целого набора финансовых инструментов. С одной стороны, крупный банк может привлечь в качестве остатков по корсчетам значительные средства и использовать их на разнообразные операции. Большая корреспондентская сеть позволяет крупному банку развивать вексельное обращение. С другой стороны, банки-клиенты могут, имея в качестве обеспечения на корсчетах остатки денежных средств, получать кредиты под операции, которые осуществляет основной банк.
Крупные банки, как правило, устанавливая корреспондентские отношения, обмениваются корсчетами, а более мелкие открывают счета в более крупных и рассчитываются через них так же, как через РКЦ. Открытие корсчетов означает для банка-респондента то же самое, что открытие отделений банка. Но в то же время за ним сохраняются право собственности (самостоятельности) и контроль за своими операциями без лишних затрат.
Многие банки для поддержания и расширения полезных банковских связей идут на сокращение стоимости услуг в пользу респондентов. Известно, что банки, не имеющие достаточного престижа, не избираются в качестве корреспондентов и рискуют потерять свои позиции в
===437===
деловом мире. Степень развития и количество корреспондентских связей могут стать основой для более глубокого подчинения одних банков другими.
Однако разветвленная система обусловливает рассредоточение денежных средств по многочисленным банкам-корреспондентам.Расчетные операции носят локальный характер, проводятся одним банком по поручению и за счет другого, поэтому, к примеру, для корреспондентских отношений с тысячью банков нужно открыть тысячу счетов. Для среднего банка это неприемлемо. К тому же управление средствами ведет к необходимости ограничивать общее количество корсчетов.
Расчеты по межбанковским корсчетам менее поддаются контролю со стороны центрального банка, а значит, и более подвержены риску. Партнерство между банками в процессе корреспондентских отношений связано с рисками финансовой надежности контрагентов и требует квалифицированного анализа результатов их деятельности.
В ряде случаев такие расчеты при использовании кредитных линий могут быть даже опасны: неплатежеспособность одного из банков способна вызвать цепочку неплатежей, в результате чего пострадают клиенты банков. Анализ практики показал, что через корсчета накапливались неплатежи по межбанковским операциям, похищались крупные средства. Возникают проблемы и в процессе проведения контроля за финансовым состоянием банков-респондентов. Известны случаи, когда при наличии дебетового сальдо в РКЦ банк открывал корсчет в другом банке и проводил расчеты через него.
В соответствии с письмом ЦБ РФ от 28 февраля 1997 г. № 419 "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций", инструкцией от 31 марта 1997 г. № 59 (с изменениями и дополнениями) учреждения Банка России могут направлять предписания кредитным организациям об ограничении (запрете) на осуществление операций через корсчета "НОСТРО" в рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях, как резидентах, так и нерезидентах. Предписания направляются тем организациям, которые не обеспечивают своевременного выполнения обязательств перед кредиторами (вкладчиками), бюджетом и имеют картотеку к корсчету (субсчету) в РКЦ. Начиная с отчетности на 1 апреля 1997 г., кредитные организации стали ежемесячно представлять вместе с балансами в учреждения ЦБ РФ сведения: об открытых корсчетах "НОСТРО" и "ЛОРО"; о полученных и предоставленных межбанковских кредитах, размещенных и привлеченных межбанковских депозитах.