Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 448

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Все упражнения проводятся по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию.

Педагог должен сам:

*правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;

*ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё;

*уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе;

*видеть и исправлять характер движений у детей;

*стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и учащихся;

*слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

*пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.


Практическая часть

В практической части представлены комплексы упражнений по артикуляционной гимнастике, пальчиковой гимнастике, музыкальной стимуляции с использованием материала по устному народному творчеству.

Каждый комплексрассчитан на работу в течение одного месяца, по одному занятию в неделю.

На первом занятии показ упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики проводит сам педагог, выполнение заданий идёт синхронно: дети и педагог

На втором занятии - показ может проводить педагог, а выполнять задания дети могут самостоятельно (с подсказкой педагога)

На третьем занятии – показ может проводить кто-то из детей (с подсказкой педагога) – а выполнять задания дети могут сами (с подсказкой ребёнка-ведущего).

На четвёртом занятии – и показ, и выполнение заданий могут проводиться только детьми

Сами упражнения и в артикуляционной и в пальчиковой гимнастиках проводятся по показу. Объяснения к упражнениям в комплексах написаны только для педагога.

И не стоит акцентировать внимание на назывании комплекса, его название даётся для педагога. Весь комплекс проходит как игра-сказка, без дополнительных объяснений, только по показу действий.

В музыкальной стимуляции:

На первом занятии педагог сначала пропевает попевочку, затем разучивает ритм этой попевочки, но уже с движениями и без слов (со слогами).

На втором и третьем занятиях – повторяется ритм с голосом и движениями , и далее задания можно усложнить: повторять только голосом ритм, без движений, или, наоборот, выполнять движения, без голоса.

На четвёртом занятии – повторить ритм в разных его проявлениях, затем проговорить слова попевочки, используя движения рук, а уж потом пропеть её, с движениями и без.

Движения рук при произнесении попевочки идут свободно в прсторе по качеству звуков (см. приложение)

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

Как за алыми губами,

Да за белыми зубами,

Жил-был бравый мужичок,

Развесёлый Язычок.

В гости мы к нему пойдём,

Один день с ним проведём.

Язычок мы навестим,

У него мы погостим.


Нам хозяин очень рад

Любит он гостей-ребят.

Вот он дом,

А вот кроватка.

Язычок спит

Сладко-сладко.

Давайте будем с ним играть,

Ему мы будем подражать.

Ну-ка, как там у ребят

Язычки в кроватках спят?

«Язычок спит»губы улыбаются в улыбке, язычок лежит не нижней губе.

Сначала идёт показ правильного выполнения упражнения, затем - его выполнение.

Пока ваши язычки будут спать, я спою им колыбельную песню:

«Спи, младенец мой прекрасный, баюшки, баю.

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки, песенку спою,

Ты дремли, закрывши глазки, баюшки, баю.

Повернулся на бочок,

Ой, проснулся Язычок.

Стал выглядывать в окошко

Вперёд-назад,

Устал немножко.

А пока он отдыхает,

На кроваточке вздыхает,

Наши тоже язычки

В окошко выглянуть должны.

«Выглянул язычок» – вытянуть узкий язычок вперёд, не закрывая рта, убрать назад, не закрывая рта, продолжить упражнение ещё несколько раз.

Закончить упражнения можно пословицей:

«Взошло солнце красное, прощай, светел месяц»


2. Музыкальная стимуляция.

Чтобы нам не уставать,

В ладошки будем мы играть.

Вы ладошки подставляйте,

И за мною повторяйте.

Попевочка: Солнышко, солнышко, Где твои детки?

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

Ритм:ша шошо ша шошо

ша шошо ша ша

шошо шошо ша шошо

ша шошо ша ша

Вот и солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось,

Разбудить оно успело

Всех, кого уже ждёт дело

3. Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите-ка, ребятки,

Кто встаёт ещё с кроватки?

Тут и пальчики проснулись,

Солнышку все улыбнулись.

«Утречко» – русская народная игра (показ педагога).

Утро настало, солнышко встало. - Ладони скрещены, пальцы растопырены,

образуя «солнышко с лучиками».

-Эй, братец Федя, разбуди соседей! - Кулак правой руки сжат, большой палец

совершает круговые движения, скользя по ладони левой руки.

-Вставай, Большак! - Большой и указательный пальцы правой

руки щёлкают по большому пальцу левой

руки.

-Вставай, Указка! - Щелчок по указательному пальцу.

-Вставай, Серёдка! - Щелчок по среднему пальцу.

-Вставай, Сиротка! - Щелчок по безымянному пальцу.

-И Крошка-Митрошка! - Щелчок по мизинцу.

-Привет, Ладошка! - Щелчок в центр ладони.

Все потянулись и проснулись. - Руки поднимаются вверх, пальцы

вытягиваются и быстро шевелятся.

Язычок пусть посидит

И на нас пусть поглядит.

Вместе с пальцами ребятки

Выполнят сейчас зарядку.

Дети выполняют упражнение

(при повторении игры руки меняются ролями).

2 комплекс упражнений


«Часики идут, песенку поют»

1. Артикуляционная гимнастика

Солнце красное встаёт

Язычок с собой зовёт.

Луч крадётся по часам:

«Много время. Смотри сам!»

Ходики идут «Тик-так»

Стрелки движутся вот так:

«Тик-так, тик-так, часики идут,

Тик-так, тик-так, песенку поют»

«Часы»– вытянуть узкий язычок и чётко, не спеша передвигать кончик язычка из одного уголка рта в другой, слева-направо)

Язычок встаёт с кроватки,

Быстро делает зарядку.

Язычку мы подражаем,

И за ним мы повторяем.

«В здоровом теле – здоровый дух».

«Гимнастика»– положить язычок на нижнюю губу и поднимать свой кончик вверх, опускать вниз, поворачивать вправо-влево.

Вправо – влево,

Вверх и вниз,

Лучше делай, не ленись!

2. Пальчиковая гимнастика

А вот и пальцы-братцы,

Есть им чем заняться.

Вы потихоньку посидите

И на них вы посмотрите…

«Маланья» - русская народная игра (показ педагога).

У Маланьи у старушки - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука

сверху.

Жили в маленькой избушке - Сложить руки углом, показать «избушку».

Семь сыновей, - Показать семь пальцев.

Все без бровей, - Очертить брови пальцами.

Вот с такими носами, - Показать нос двумя ладонями с

растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, - Очертить пальцами длинные «гусарские»

усы.

Вот с такими ушами, - Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такой головой, - Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! - Показать руками большую окладистую

бороду.

Они не пили, не ели. - Одной рукой поднести ко рту «чашку»,

другой «ложку».

На Маланью всё глядели, - Держа руки у глаз, похлопать пальцами,

как ресницами.