Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 432

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Зимой беленький,

Летом серенький

Никого не обижает,

А сам всех боится. (Заяц)

Не доктор, а деревья лечит,

Постучит - им станет легче. (Дятел)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке.

Потому что дотемна

В норке прячется она. (Мышка)

Вот вам и теремок в лесу, и его обитатели. Как вы думаете, почему эти звери оказались вместе у ёлочки? (Ответы детей)

Да, они дружат с ёлочкой: белочка грызёт шишки и устраивает дупло на ёлке, дятел лечит ёлочку и тоже ест семена из шишек, мышка, оказывается, тоже любит шишки и норку может сделать под ёлочкой, а зайчик прячется под еловыми ветками от хищников и охотников.

Вот какое доброе дерево-теремок ёлочка, особенно сейчас, зимой - и еду, и жильё даёт зверушкам. Выполним аппликацию “Доброе дерево”.

Дети садятся за столы и выполняют первую часть аппликации.

Физминутка “Лес”

Вырастают леса -

Всему городу краса

Деревья в них качаются

Макушками встречаются

Под деревьями - кусты,

Под кустами - травка,

В травке прячутся цветы,

Можешь спрятаться и ты. (Повторить 3 раза)

Дети возвращаются за столы.

Ёлочка не только добрый друг для зверей, она ещё и большой помощник нам, людям. Как вы думаете, что же хорошего делает для людей ёлочка? (Ответы детей)

1. Красота. Еловый лес красив в любое время года. (Фотоальбом)

2. Свежий, чистый воздух, а значит здоровье.

3. Люди научились делать из ёлок очень много вещей:

а) бумагу (для книг, тетрадей, альбомов);

б) мебель, строительные материалы;

в) искусственный шёлк, который идёт нам на платья, блузки, колготы, т.е. на одежду (аппликация).

А теперь ответьте мне на вопросы:

1. Для того, чтобы зверям было хорошо в лесу, надо срубать деревья? Нет.

2. Для того, чтобы увидеть красоту леса, подышать чистым, свежим воздухом, надо срубать деревья? Нет.

3. А вот для того, чтобы сделать бумагу, стул, стол, дом, шелковую ткань или просто встретить Новый год с ёлкой, надо срубать деревья? Да.


Как же быть? С одной стороны жизнь животных, красота и чистый воздух для нас с вами требуют, чтобы ёлки не срубали. А с другой стороны, книги, одежда, мебель, дома требуют срубленных ёлок. Можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы срубалось меньше деревьев? (Ответы детей)

Вывод:

1. Бережное отношение к изделиям из бумаги.

2. Сбор макулатуры.

3. Искусственные ёлки или ветки на Новый год.

4. Выращивание ёлок из семян.

Итог:

Посмотрите внимательно на свои работы и скажите, что вы узнали о ёлочке?

1. Польза животным - может быть для них теремком.

2. Польза человеку и от неё беда - вырубание лесов.

3. Ёлочке можно помочь.

Е. Ангелина

Здравствуй, гостья Зима!”

Новогодний праздник.

Звучит тема песни “Здравствуй, гостья Зима!”

Музыка. Выход детей. Театрализованная зарисовка “Зимние забавы”.

Снег да снег всю избу замело.

Снег белеет кругом по колено

Так морозно, светло и бело,

Только черные, черные стены.

Прочь от дома на снежный простор

На салазках ребята катили,

Оглашается криками двор,

Великана из снега слепили.

Палку в нос, провертели глаза

И надели лохматую шапку,

И стоит он, ребячья гроза,-

Вот возьмет, вот ухватит в охапку!

Немая сцена-картинка..

Тихо звучит мелодия песни “Здравствуй, гостья Зима!”

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем

На бескрайний простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Словно рад он чему, -

И на ветках берез

Как алмазы горят

Капли сдержанных слез.

Рассыпай же Зима,

До весны золотой

Серебро по полям,

Нашей Руси святой!

Песня “Здравствуй, гостья Зима!”

Вот опять зима пришла

Снег и вьюгу позвала

Землю всю ковром укрыла

Лед на реки положила.

Вот идет она сама,

Наша Зимушка- зима!


Звучит тема Зимы. Дети рассаживаются на места. Выход Зимы.

Зима: К вам, ребята, я спешила,

Из-за гор, из-за морей,

Просьбу вашу не забыла

Вновь вернуться поскорей,

Мой снежок я знаю ждете

Песни про меня поете

Чтобы не замерзли все вы

Позову-ка ка я метели

Пусть закружат и завьюжат

И для вас добром послужат,

Эй, снежиночки, летите,

Снега много наметите!

Звуки метели, полумрак. Девочки-снежинки кружатся.

Появляется Вьюжка.

Вьюжка: (торопясь, запыхавшись). А вот и я! Вот и я, Вьюжка-метелица! Зимушка-Зима, я так спешила, так спешила. Мне так хотелось поскорее замести дорожки, запорошить крыши. Мои-то старшие сестры, взрослые Вьюги да Метели далеко позади остались...

А я, а я... первая на праздник прилетела. По всей России покружила, где только не была...

Зима: Да погоди ты, торопыга. Посмотри-ка, что ты натворила.

Вьюжка: (оглядывается).А что? Что такое?

Зима: Что это ты со снегом принесла, что это за вещицы? Откуда они?

Вьюжка: (разглядывает предметы).Это...это... Ой, я не знаю, не помню(Хнычет).Я кружила, вьюжила, так к вам торопилась... Что же я натворила... Матушка Зима, что же теперь делать?... Как нам все вернуть?

Зима: Ну ладно, ладно тебе. Что-нибудь придумаем. (Берет гжельскую чашку).Какая дивная посуда! Удивительные цветы, синие и голубые, будто из моего сада.

Вьюжка: Интересно, где их могли подсмотреть люди?

Зима: А знаешь что, давай-ка спросим у самой посуды. Откуда она?

Вьюжка: Да как же мы их спросим? Чашки ведь не говорят.

Зима: Ты видно забыла, что Зима - волшебница.

Выходят девочки в костюмах Гжели, делают пластическую зарисовку.

Волшебная музыка.

Зима: Я чудесной своей силой

Всю посуду оживила.

Танец “Гжельский сувенир” .

Белое поле, цветок голубой,

Как хорошо мне рядом с тобой.

Синяя речка, березка бела...

Ой, до чего же ты, Русь, хороша!

Что случилось? Бело вокруг,

Лишь голубые цветы встали в круг.

Синий цвет и белизна...

Это Гжель к нам пришла.

Зима: Ну вот, посуда чудесная эта из Гжелии (Укладывает чашку в сундук).Какие там живут мастера-умельцы. Давай пока уберем это сокровище в сундук.(Оглядывается, берет хохломские ложки).А это что за пестрые ложки-резвушки?


Вьюжка: Да такими не щи хлебать, а разве что играть.

Зима : А мы у них спросим, зачем их так расписали.

Волшебная музыка.

Ложки пусть заговорят

И нас песней одарят.

Песня “ Заиграли ложкари”

Хохлома: Мы семья большая,

Посуда хохломская.

Вьюжка: Что это вы расшумелись, весь зимний лес разбудили своим стуком да песнями.

Хохлома: Роспись хохломская,

Словно колдовская.

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Зима: ( укладывает ложки в сундук)Какие звонкие эти хохломские ложки.

Вьюжка: Ой! Они там всю посуду перебьют.

Зима: ( снимает со стены кружевное полотно)А это что за красота такая, будто из снежинок сплетенная...

Вьюжка: (с удивлением)Только теплое и не таит.

Волшебная музыка.

Паутинка кружевная, просто чудо,

Расскажи ребятам: ты откуда?

Танец “Снежный вальс”.

Снежинки: Мы вместе с метелью

Сюда прилетели

С родной вологодской земли.

Там вьюга кружится

И кружево снега

Ложится на плечи зимы.

Зима: Вот видишь, Вьюжка, что ты натворила. Ну ничего, мы обязательно придумаем как вас вернуть. Что за чудо-мастерицы плели эти дивные узоры. (Кладет в сундук). (Задумчиво). Мне вспомнились родные края, заснеженные леса, ветки берез в инее, подружки метели...

Вьюжка: Матушка Зима, а хочешь ребята тебе о метели сыграют.

Ансамбль народных инструментов “Метель”.

Зима: Смотри-ка, а это что за птички? Они не живые, а как будто вот-вот вспорхнут.

Вьюжка: Не живые, а голосистые. (Свистит в свистульку)

Зима: И, что же они нам пропоют?

Музыка волшебная.

Вы свистульки оживите

Про себя нам расскажите.

Ансамбль народных инструментов “Снегири”.

Снегири: - Мы сделаны из глины

- Нас мастер расписал

- Веселые игрушки

- Детишкам он раздал

- Из звонкой, яркой Дымки

- Нас вьюга принесла

- Чтобы раскрылись детям

- Секреты ремесла


Вьюга: Что же я наделала, у детишек игрушки унесла? Ай-яй-яй.

Зима: Да, Вьюжка, натворила ты дел. (Укладывает свистульки в сундук).Кажется все мы собрали, а как же теперь разнести эти дивные вещи обратно их мастерам и хозяевам. Ой, Вьюжка, а это что? Ты погляди...(Находит варежку)Чья же это варежка? Сразу видно не простая. Мне она кажется знакомой... Я даже знаю об этой варежке сказку.

Инсценировка народной сказка “Рукавичка”.

Зима: Так и есть. Это варежка Деда Мороза. Да ты у самого Деда Мороза варежку утащила? (Смеется) Вот это, Вьюжка, вот торопыга-проказница.

Вьюжка: (испуганно)Ой, что же теперь будет? Осерчает на меня Дед Мороз. Заморозит, к северному полюсу прикует.

Зима: Да нет, что ты, Дед Мороз добрый! Правда, ребята!? Конечно, вот он то нам и поможет. Будет ребятам в разные города и села подарки разносить и наши доставит обратно. Позовем Деда Мороза?

Дети зовут Деда Мороза. Музыка. Входит Дед Мороз.

Зима: Здравствуй Дедушка Мороз. Мы уж тебя заждались, что ж ты так долго шел?

Дед Мороз: Здравствуй, Зимушка-Зима! Да вот, стал в дорогу собираться, не смог варежку найти.

Зима: Знаем мы про твою пропажу... (Вьюжке)Что ж проказница, возвращай рукавичку.

Вьюжка: (виновато)Дедушка Мороз, прости меня, я так спешила к ребятам на праздник, так торопилась(Отдает варежку Деду Морозу).

Дед Мороз: (улыбаясь, но строго).Ну раз на праздник торопилась... тогда прощаю.

Зима: Дедушка Мороз, просьба у нас к тебе. Не поможешь нам вернуть замечательным русским умельцам и художникам эти чудеса рукотворные.

Дед Мороз: С удовольствием!

Зима: Вот, Вьюжка, из-за твоего озорства мы и про праздник забыли.

Дед Мороз: Ох и правда! Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Дед Мороз поздравляет всех с Новым годом.

Праздник продолжается.

Е. Ангелина

«Праздник Рождества»

театрализованный праздник

Здравствуйте ребята. Вижу, вы пришли в особом праздничном настроении. Да у нас сегодня большой праздник, целых 12 дней празднуют его православные. Что это за праздник? (Святки)

Святки. Святые, торжественные дни. Начинаются они 7 января с великого дня Рождества Христова, когда на Землю пришел Спаситель, чтобы своей мученической смертью на кресте, искупить грехи людские и открыть путь верующим в царствие небесное. Это событие такое значительное, что большинство людей на Земле ведут счет лет от этого дня, и говорят: «наступил 200… год от Рождества Христова».