Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 673
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Состояние человека как проявление огня души.
Рассматриваем репродукции скульптурных работ Третьяковской галереи. Характеризуем тот душевный огонь, который хотел вложить скульптор в свое творение.
Пробуем создать пластические образы разных состояний и настроений человека: счастье и скорбь, смелость и трусость, покой и боль, светлая грусть и торжество победы.
«Одно и то же по-разному». Выполняем упражнения на память физических действий: шьем, печатаем на машинке, рисуем, но с разным отношением: радостно, лениво, сердито.
Игра «Расследования Золотого ключика». Какой огонь живет внутри Буратино, Карабаса-Барабаса, Лисы-Алисы...?
Проявление внутреннего состояния человека через словесные действия. Пользуясь одним текстом, сообщаем тайну, злорадствуем, сочувствуем, сплетничаем, сожалеем.
Беседа «Какое душевное состояние ты больше всего любишь в себе?» В других? Почему?
Стихотворение Э. Мошковской "Обида".
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Пробуждение природы. Образы праздника Масленицы.
Массовая сцена-этюд «Пробуждение леса»: восходит солнце, затихает вьюга, просыпаются деревья, тает снег, появляются первые лесные жители.
Пробуждение в жизни человека. Пословицы и поговорки о Масленице.
Творческие задания по картине Б. Кустодиева "Масленица". Конкурс «Масленицы»: игры-упражнения с текстом.
Импровизации на тему «Веселого балагана»: канатоходцы, жонглеры, фокусники, клоуны, силачи, гимнасты, акробаты.
Народные игры: «Коза с бубенчиком», «Дедушка Матвей».
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Образ доброй и милой мамы.
И. Косяков «Все она».
Словесные портреты «Моя мамочка».
Работа над техникой звучания стихотворных текстов. Инсценировка «Тебе, родная мамочка!»
Подарок для мамы. Выполняем театральный эскиз или мастерим куклу.
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Светлая радость весны.
Словесная игра-разминка «Про март-каплюжник».
Картина И. Левитана "Март".
Массовые звуковые и пластические импровизации: тает сугроб, журчит ручей, звенит капель, падая с крыш, булькает лужа, ломается лед на озере, тают сосульки.
Игры-упражнения на произвольное внимание: «Веселые потехи сосулек», «По первым проталинам».
Фотография на память. Построение общей композиции в пространстве «Четкие контуры мартовского леса».
Стихотворение Е. Баратынского «Весна! Весна!»
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Весна - утро года. Певцы весны,
Упражнения на одновременное звучание и физическое действие «Песни и танцы апрельских ручьев».
Стихи о весне. Словесные игры. Стихотворение Г. Сапгира "Туча".
Творческое задание по картине А. Саврасова "Грачи прилетели".
Театральные этюды на тему «Весенние забавы»: чистит перышки в луже воробей, греется на солнце ворона, парит в небе жаворонок, ищет червей в поле грач.
Игра «Нагадала мне кукушка». Разгадаем «кукушкино предсказание».
Игра-упражнение «Птичий базар». Каждая стая на своем языке злится на мороз, ворчит на слякоть, приветствует солнце.
Подвижная игра «Веселые ручьи».
Стихотворение Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы».
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Пробуждение игрового пространства.
Картина В. Бакшиева «Голубая весна».
Звуковая и голосовая разминка «на языке птиц и насекомых».
Массовые этюды «прорастания из земли»: мхи, трава, кусты, цветы, деревья. Работа над выразительностью образа, правильной мышечной нагрузкой, «прорастание» из разных точек тела.
Работа парами «Скульптор и волшебная глина». Образы животных: змея, лягушка, еж, медведь, волк, лиса.
Сцены-импровизации «В царстве воды»: дельфины, морские звезды, улитки, акулы, медузы. Оценка изменения ситуации.
Игра «Морская фигура».
Стихотворение А. Майкова «Весна».
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Светлая радость первого дождя. Приметы первой весенней грозы.
Голосовая и физическая разминка-игра «Нестрашная гроза».
Закличка дождя. Стихотворение А. Толстого «Весенний дождь».
Музыкально-пластические импровизации «Озорные капли дождя»: весело прыгаем на месте, кружимся «вокруг себя», по кругу, догоняем друг друга, перепрыгиваем через лужи, «брызгаемся», «испаряемся» на солнце.
Ю.Тенфьюрд «Дождинки пляшут».
Игра-упражнение «Красавица астра и волшебная капля дождя». Фантастические превращения в «круглые» предметы.
Игра с закличкой «Радуга, появись!»
Стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза».
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Радость творческого открытия.
Игра путешествие «Отправляемся в лес». Одновременное выполнение звуковых упражнений и физических действий: летим на воздушном шаре (дыхательная гимнастика), едем на машине (упражнение «моторчик»), мчимся в поезде (длинные и короткие гудки), трясемся в автобусе (работает средний регистр), взлетаем и садимся на самолете (работают верхний и нижний регистры).
«Театр рук». «Моя волшебная рука» превращается в бабочку, паука, лист дерева, цветок, веточку, зайца, лису, оленя.
Индивидуальные упражнения-этюды. Руки работают в паре.
Работа группами, парами. Темы: "Бабочка в плену у паука», «Спор солнышка и тучи», «Утренний рассвет».
Групповые творческие работы. Животные или предметы из восьми-десяти рук: плетень, гусеница, паутина, солнце, озеро, гора, куст... Возможен вариант «театра ног».
Стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Образ сказочного болота.
Творческие задания по картине А. Васнецова «У омута».
Пластические и звуковые импровизации: колышется густая осока на ветру, «беспокоится» трясина, качаются и разговаривают кочки, озираются старые деревья и коряги, ворчит грязная вода, страшно булькает омут, колдуют камыши.
Групповые этюды. Композиционное построение кустов, деревьев, коряг. «Лепим» коряги из своего тела: круглые, острые, старые, больные, кокетливые, ворчливые, злые, добрые. Подключаем звуковые характеристики.
Этюды на оценку события: ползет по коряге змея, села бабочка, ищет червяка птица, топает медведь.
Подвижная игра «Цапля и лягушки».
Стихотворение Т. Белозерова «Кладовая ветра».
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Пробуждение природы. Чудо-дерево.
Большой массовый этюд «Чудо-дерево». Все вместе - одно дерево: ствол, ветви, листья. Дерево спит. С появлением солнца и дождевых капель оно просыпается, потягивается, оглядываемся, раскрывает листочки, поднимает свою крону к небу и начинаются чудеса: чудо-ветви дерева превращаются в живые существа - обитателей леса (индивидуальные этюды детей, «выходящих» из дерева). Радостно зачирикал воробей, клюнул червяка, улетел. Вспорхнула бабочка, любуется чудо-деревом. Лягушка сторожит глупого комара, ловит и, сытая, уходит в тину. Громко загудел шмель. Промчалась стрекоза-вертолет. Расцветает дерево.
Стихотворение Э. Мошковской «Дедушка-дерево».
«Русь изначальная» (64 часа)
2 Класс
Раздел 1. Мифы о Земле (16 часов)
Тема 1. Как Русь начиналась (2 часа)
Путешествуем в глубину истории. По страницам книги «Лебедь - сестра Киева», разыгрываем сцены и эпизоды.
Этюды, игры, упражнения: «Как перебраться через реку?», «Разговор со старейшиной», «Сцена в жилище».
Что наиболее характерно для русского человека? Какие положительные свойства характера и нравы мы сохранили от наших предков до сегодняшнего дня?
Тема 2. Мать-сыра-земля (2 часа)
Слайд-фильм «Спелые колосья» (фото), картины П. Бакста «Скирды», 3. Серебряковой «Жатва», миниатюра «Пахота», фрагменты картин А. Смирнова «Лето», «Осень», «Роспись набирухи», лубочная картинка «Песня пахаря».
Игровые упражнения с пословицами и поговорками о земле.
Игры-этюды с «Полевиком».
Стихотворение П. Бутурина «Мерцана».
Сочиняем гимны-здравицы хлебу и земле.
Можешь ли ты назвать землю, на которой живешь, родной? Почему?
Тема 3. Мифы и рождении Земли и человека (2 часа)
Массовые и групповые этюды-импровизации: «Рождение Земли», «Дыхание Земли», «Живая Земля», «Первые «волосы» Земли» - театр рук, прорастание из разных точек тела.
Работа парами: «Ваятель» и «Чудесная глина». Скульптурные превращения.
Сцена по роману П. Мельникова-Печерского «В лесах» (Миф о Солнце, Рождение Земли).