Файл: Пособие Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы экономической теории

Содержание

Модуль № 1. Введение в курс

Глава 1. Введение в экономическую теорию

§1.Предмет экономической теории

§2.Основные этапы развития экономической теории

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Выберите правильный вариант ответа

Глава 2. Типы экономических систем

§1.Классификация экономических систем

§2.Натуральное и товарное хозяйство

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Глава 3. Категории рыночной экономии

§1. Понятие товара и его свойств

§2. Деньги, их сущность и функции.

§3. Капитал фирмы и его формы

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Глава 4.Издержки производства и прибыль

§1.Виды издержек производства

§2.Прибыль фирмы

Р (прибыль)

§3.Концентрация и централизация капитала

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный вариант ответа

Глава 5. Рынок, его виды и функции

§1.Возникновение рынка и его инфраструктура

§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны

§3.Роль государства в современной рыночной экономике

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Ответьте на следующие вопросы

Глава 6. Механизм рыночной экономики

§1.Цена и ее функции

§2.Рыночный спрос и рыночное предложение

§3.Конкуренция и ее формы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 7. Сущность и формы предпринимательства

§1. Экономическая природа предпринимательства

§3. Организационно-правовые формы предпринимательства

§3. Крупное и мелкое предпринимательство

§4. Предпринимательство в России и его особенности

§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 8.Торговое предпринимательство

§1. Торговый капитал и торговая прибыль

§2. Товарная биржа

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 9. Рынок труда

§1. Спрос и предложение на рынке труда

§2. Занятость населения и безработица

§3. Зарплата и ее основные формы

§4. Заработная плата работников школы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 10. Рынок капитала

§1. Рынок ссудного капитала.

§2. Кредит и его формы

§3. Рынок ценных бумаг

Основные понятия и категории

Вопросы и задания

Глава 11. Рынок земли

§1. Земля как фактор производства

§2. Арендные отношения и земельная рента

§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 12. Национальное воспроизводство

§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.

§2.Макроэкономическое равновесие.

§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 13. Государственный бюджет и налоги

§1. Финансовая система общества

§2. Государственный бюджет

§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 14. Современное мировое хозяйство

§1. Мировой рынок и политика

§2. Международная валютная система.

§3. Глобальные экономические проблемы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Набор потребительской корзины является предметом дискуссии между государственными организациями, предпринимателями и профсоюзами.

В экономически развитых странах в этот набор включаются несколько сот важнейших товаров и услуг. В практике расчетов в нашей стране применяется среднедушевая потребительская корзина на продукты питания, отражающая физиологический прожиточный минимум. Она представлена в следующем виде:

Минимальная потребительская корзина на продукты питания

пп

Наименование продукта

Суточный расход, в гр.

Сред. цена в руб. за кг

Сум-ма

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Хлеб и хлебобулочные изделия

Сахар и кондитерские изделия

Масло растительное и животное

Рыба

Молоко и молочные изделия

Яйцо

Картофель

Овощи

Фрукты

350

100

30

50

700

0,5 шт

400

250

100

ИТОГО: - -

Итоговую сумму по графе 5 следует умножить на 30 дней для определе­ния месячной величины корзины.

Кроме того, рассчитывается и полная потребительская корзина, которая представлена ниже.

Структура расходов (полная потребительская корзина)

№№

пп

Вид расходов

Доля

(в %)

Сумма

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Питание

Одежда

Предметы санитарии, гигиены, лекарства

Товары длительного пользования

Содержание жилища и коммунальные услуги

Транспорт

Культурно-просветительные мероприятия и отдых

Услуги связи

Вино-водочные изделия

Табачные изделия

Налоги и платежи

Накопления и сбережения

63

18

2

3

4

2

2

0,5

3

1

0,5

1

ИТОГО: 100


В условиях инфляционного роста цен, превышающего определенный порог, возникает необходимость индексациизаработной платы, т.е. периодического пересмотра размеров номинальной зарплаты в сторону ее повышения. Исходной основой для этого является увеличение минимальной зарплаты. Однако, рост зарплаты не может происходить без учета темпов роста экономики. Он должен быть страной “заработан”.

Индексационная политика, выражающая соотношение цен и зарплаты (доходов) призвана не только сохранить реальные доходы населения, но и поддержать определенное равновесие между доходами и ценами. Если индексация приведет к резкому и неоправданному возрастанию зарплаты, это увеличит издержки производства и, соответственно, цены на товары вырастут, что приведет к новому подъему инфляции.


§4. Заработная плата работников школы

Отличительной особенностью затрат в сфере просвещения является высокий удельный вес живого труда в общей массе используемых ресурсов. Как известно, в структуре затрат на производство промышленной продукции расходы на заработную плату составляют лишь 1/5 часть, остальное приходится на материальные затраты. Под влиянием научно-технического прогресса и роста производительности труда доля заработной платы имеет устойчивую тенденцию к снижению.

В просвещении, напротив, заработная плата педагогического и вспомогательного персонала является главным элементом расходов, причем рост уровня заработной платы педагогов, а также повышение квалификации занятых в народном образовании ведет к увеличению доли заработной платы в структуре затрат. Сферу просвещения можно отнести к самым трудоемким отраслям народного хозяйства.

Правильная организация заработной платы работников школы, так же как и работников других отраслей, требует определить качественные и количественные различия педагогического труда, время необходимое для данной работы, квалификацию работников, форму и уровень заработной платы. Все это достигается посредством нормирования труда учителей, установления тарифных ставок и окладов в соответствии с квалификацией, стажем и объемом работы.

Естественной мерой труда работников школы является время - день, час, неделя, месяц. Для выполнения различных работ педагогического процесса установлены разные формы измерения и нормы затрат труда. Так, для учителей - количество уроков в часах, для воспитателей школ-интернатов - педагогическая деятельность в день. Директора школ и их заместители по учебно-воспитательной работе осуществляют в течение дня руководство всем учебно-педагогическим процессом в школе.

Количество труда учителей школы учитывается через фактическое выполнение нормы учебной нагрузки в часах в неделю, в месяц, в год. Однако, устанавливать разницу в оплате только по одному этому показателю совершенно недостаточно, ибо успех учебного и воспитательного процесса в школах в значительной степени зависит от качества труда учителя - квалификации, уровня образования работника, опыта его работы. Поэтому образование учителя и стаж его работы положены в основу дифференциации должностных ставок и окладов работников.

Заработная плата работников школы является повременной в форме ставок за определенное количество часов в неделю для учителей и воспитателей и должностных окладов директоров и их заместителей по учебной части.


Уровень оплаты труда работников просвещения должен соответствовать уровню заработной платы аналогичных категорий работников сферы материального производства. Если возникает большая разница, то это ведет к необходимости повышения зарплаты учителям школ. В прошлом среднемесячная зарплата работников просвещения была на 20% ниже, чем у соответствующих работников, занятых в промышленности. Имелись и другие недостатки в организации оплаты труда работников школ.

В настоящее время последовательно проводится принцип единства ставок заработной платы для лиц, имеющих одинаковое образование и стаж педагогической работы, независимо от группы классов и преподаваемого предмета. Увеличены доплаты за классное руководство и проверку письменных работ. В ставку зарплаты для лиц со стажем 25 лет и более включена пенсия за выслугу лет. Это дает учителям значительный выигрыш при выходе на пенсию по возрасту, т.к. ранее пенсия за выслугу лет не учитывалась.

Работники сельских школ уравнены с городскими в отношении ставок и окладов заработной платы. Кроме того, им предоставляется бесплатная квартира с отоплением и освещением и выделяются в пользование земельный участок и сенокосные угодья.

Существенные изменения претерпел порядок определения стажа педагогической работы. В настоящее время в системе просвещения, школах, детских садах, внешкольных учреждениях и др. она включается в педагогический стаж без всяких ограничений, чего раньше не было. В педагогический стаж засчитывается также работа в органах, осуществляемое руководство в системе просвещения, профсоюзе, на выборных должностях и в некоторых других общественных организациях, обучение в аспирантуре, высших и средних специальных учебных заведениях и служба в Вооруженных Силах. Все это повышает зарплату педагогических работников школы, и уровень их ставок и окладов значительно приблизился к размерам заработной платы работников сферы материального производства.

Размер ставки зарплаты учителя зависит от образования и педагогического стажа. По образованию учителя делятся на имеющих высшее образование, имеющих образование в объеме учительского института и приравненных к нему заведений, имеющих среднее образование.

По стажу педагогической работы учителя делятся на 5 категорий: до 2 лет, от 2 до 5 лет, 5-10 лет, свыше 10 лет и 25 лет и более. В зависимости от стажа и образования учителям присваивается тарификационный разряд (от 7 до11).


Таблица 1.

Зависимость тарификационного разряда от стажа работы

Пед. стаж / образование

Среднее

Высшее

до 2 лет

7 разряд

8 разряд

от 2 до 5 лет

8 разряд

9 разряд

от 5 до 10 лет

9 разряд

10 разряд

свыше 10 лет

10 разряд

11 разряд

Но если администрация учебного заведения видит, что учитель работает творчески и имеет высокие педагогические результаты, то ему предлагается пройти аттестацию на II,Iили высшую категорию.

Таблица 2.

Соответствие квалификационных разрядов категориям

Категория

Разряд

II

12

I

13

высшая

14

Кроме проведения уроков учитель занят дополнительными педагогическими функциями и обязанностями. Одним из условий организации зарплаты педагогов школы является наиболее полный учет дополнительной работы и обязанностей, которые требуют больших затрат времени сверх основного объема работ. К таким видам работ относятся занятия в группах продленного дня, классное руководство, заведование учебными кабинетами и лабораториями, учебно-опытными участками, руководство школой. Учителя 1-3 классов и преподаватели 9-11, ведущие русский язык, литературу, математику и иностранный язык получают дополнительную плату за проверку письменных работ учащихся в размере 10%. Классное руководство предполагает надбавку в 20%.