ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1439
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Всероссийское театральное общество 1984
Эстафета молодым к. С. Станиславский в Оперно-драматической студии Из воспоминаний
Артистическая этика и дисциплина
Работа станиславского с ассистентами
Репетиции пьесы а. С. Грибоедова «горе от ума»
Пробные уроки преподавания системы
Станиславский занимается художественным чтением с ассистентами
Станиславский занимается со студийцами первая встреча
Работа над телесным аппаратом (освобождение мышц)
Предлагаемые обстоятельства. «если бы». Воображение
Работа над пьесами шекспира «ромео и джульетта» и «гамлет» по методу физических действий
Работа над пьесой «ромео и джульетта»
Органический процесс и физические действия
Соединение логики мысли с логикой действия
Станиславский разбирает проделанную без него работу
Работа над пьесой «гамлет»1 Линия физических действий
Органический процесс (сегодня — здесь — сейчас)
Добавление логики мыслей к логике действий
Оценка, анализ своего творчества
Поэтапная схема работы над пьесой
Завершение работы над спектаклем «ромео и джульетта»
Перспектива роли, ритмический рисунок и атмосфера
Элементы психотехники актерского мастерства Тренинг и муштра
Методика воспитания мастерства актера
Первый этап. Выработка мышечного контролера или наблюдателя
Раздел I. Научить определять излишние напряжения (зажимы) и освобождаться от них
Раздел II. Научиться подчинять мышцы своему намерению
Второй этап. Центр тяжести и точки опоры
Раздел I. Научить определять центр тяжести и точки опоры для большей устойчивости
Раздел I. Получение правильного мускульного ощущения данного действия
Раздел II. Добиться правильного ощущения мышц и напряжения при борьбе, не нарушая свободы партнера
Четвертый этап. Каждое движение, положение, поза должны быть оправданы, целесообразны, продуктивны
Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства
Первый этап. Целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие
Раздел I. Научить действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно
Раздел II. Хотение — задача — действие
Второй этап. «если бы», предлагаемые обстоятельства
Раздел II. Предлагаемые обстоятельства
Первый этап. Развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемой плоскостях
Раздел I. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости)
Раздел II. Развитие воображения и фантазии в воображаемой плоскости
Второй этап. Видения внутреннего зрения-кинолента видении
Третий этап. Воображение как помощник для обновления износившегося, истрепанного
Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости
Раздел I. Объекты — точки внимания на все пять чувств
Раздел III. Развитие стойкости внимания
Раздел IV. Публичное одиночество
Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости
Раздел I. Научить передавать партнеру свои видения
Раздел II. Круги внимания воображаемой плоскости
Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)
Четвертый этап. Внимание как средство добывания творческого материала
Чувство правды, логика и последовательность
Второй этап. Развитие логики и последовательности
Раздел II. Создание логики переживания (создание логической и последовательной линии чувствований)
Раздел III. Последовательность и непрерывность в движениях
Первый этап. Развитие памяти пяти органов чувств
Второй этап. Развитие эмоциональной памяти
Третий этап. Манки внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти)
Первый этап. Органический процесс общения
Второй этап. Условия, необходимые для общения
Раздел I. Внутренний материал для общения и объекты (то есть чем и с кем общаться)
Раздел II. Способы, приемы общения
Третий этап. Работа по развитию органического непрерывного процесса общения
Первый этап. Изучение темпо-ритма действия
Раздел I. Развитие ощущения чувства ритма
Раздел II. От темпо-ритма к чувству
Раздел III. От чувства к темпо-ритму
Второй этап. Темпо-ритм в этюдах, отрывках, спектаклях
Раздел I. Научить определять свой темпо-ритм в каждой данной сцене и действовать в нем
Студиец. Значит, физическое действие и есть приспособление?
К. С. Физическое действие это и есть физическое действие, но оно нуждается в приспособлениях. Например, мы выполняем физическое действие — «подлизаться», приспособления к нему будут: погладить, взять за подбородок и т. д. (то есть грубо-физические действия). Никогда не придумывайте приспособления. Придуманное приспособление — это трючок, это штамп. В жизни интуитивно и подсознательно человек бывает хитер. Он берет контрастную краску для выражения любой страсти. Например: радость он выражает злостью, восхищение — ужасом. Нет ни одной человеческой страсти, которая не могла бы быть приспособлением, по средствам которой вы не могли бы выразить всех остальных. Бойтесь, чтоб приспособление не стало самоцелью. Вот в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» очень легко впасть в ошибку. Она вся построена на приспособлениях: один человек сидит и все время чертит, другой все время дает советы. Тут что страшно? Чтобы приспособления не стали задачей...
Король. Моя задача: узнать, приятен я или нет?
К. С. Это ваша задача, это ваше действие.
Король. Я хочу прочитать вам, правильно ли я записал линию физических действий моей роли в сцене коронации. (Читает, перечисляя не только действия, но и некоторые приспособления.)
К. С. Неплохо, но я бы записал из этого только действия: 1 — проверяю отношение >к себе; 2 — держусь за королеву как за авторитет; 3 —скрываю свои чувства к Гамлету —это все действия. А вот: отворачиваюсь от взгляда Гамлета, гляжу на него, когда он не смотрит на меня, ласково ему улыбаюсь, когда он разговаривает с матерью, — это приспособления, их фиксировать не надо.
Королева. (Читает свою линию действий той же сцены) Мы находимся в торжественном зале нашего замка — я и мой новый, любимый муж, с нами —Гамлет, Полоний, Лаэрт, вельможи, Волтиманд и Корнелий, которых король хочет послать к Норвежцу послами, чтобы уладить с ним дело о поведении его молодого племянника; я в этом тоже держу сторону короля. Главное мое действие: я хочу представить всем своего нового супруга и хочу, чтобы его хорошо приняли. Я смотрю на всех
186
окружающих, улыбаюсь им, ласково заглядывая в глаза — подлизываюсь к ним. Король заговорил с Лаэртом, обещая исполнить его просьбу, любое желание, я киваю Лаэрту, выражая свое согласие со словами короля. Озабочена настроением Гамлета, все время, в продолжение всей сцены, оглядываюсь на него нежно, подбодряюще, пытаясь снять этим его грустное настроение и расположить к дяде — его новому отцу. Уговариваю его, чтобы он перестал скорбеть об умершем отце, ведь это участь всех; прошу его остаться дома, не уезжать в Виттенберг.
К. С. Тут много лишнего: приспособления и обстановка и т. д. Ведь ваша главная задача заключается в том, чтобы представить супруга так, чтобы его приняли хорошо.
Королева. Да, но я должна что-то сделать для того, чтобы его приняли.
К. С. Что же вы будете для этого делать, вы — Ольга Михайловна?
Королева. Посмотрю на всех, может быть, улыбнусь.
К. С. Вы мне называете опять приспособления, а мне надо, чтобы вы называли действия. Представить супруга. В это входит много более мелких действий. Для того чтобы его хорошо приняли, может быть, вам надо подлизаться, задобрить, подкупить, и все эти действия требуют многих приспособлений, и тех, которые вы назвали, и других. Вы чувствуете, какая богатая партитура? Проделайте мне все это — и ваша задача выполнена. (Возвращаясь к Гамлету.) Итак, что я буду делать для того, чтобы понять поступки моей матери?
Вяхирева. Самое трудное для них, это действовать от собственного лица. Когда ученики сидят вот так и думают, я чувствую, что они думают как бы от кого-то другого, а не от себя.
К. С. А в жизни разве вам трудно действовать от своего собственного лица?
Полоний. А вот правильно ли я делаю: из меня мысленно выделяется человек, как бы мое второе «Я», и я вижу, как этот человечек действует? Вот он идет, здоровается, кто-то его о чем-то спрашивает; но я знаю, также, что в то же время это и я сам.
К. С. И вы копируете себя. Это чистейшее представление. Так делал Коклен. Коклен рассказывал, как он работает: я вижу Тартюфа, я надеваю на него костюм и мысленно подбираю к нему грим — Тартюф готов, я выхожу на сцену и копирую его. И хотя Коклен был человек гениальный и довел до совершенства эту технику, мы могли любоваться и восхищаться этой техникой, но верить ему не могли. Мы аплодировали после спектакля, но как только выходили из театра, моментально забывали и Коклена и Тартюфа. Бойтесь этого, как огня. Это рождает пошлый штамп. Копировка не есть искусство. Делайте всегда и все от своего имени, спрашивайте всегда себя, как бы
187
я сделал сегодня в данных предлагаемых обстоятельствах то-то и то-то. (Возвращаясь к Гамлету.) Что вас пугает в Гамлете? Вы должны сравнить вашу мать, какой она была раньше и какой она стала теперь. Где же тут будут физические действия? Это «сравнить» и будет физическим действием, хотя и мысленным. Оно будет физическим действием, потому что дает нам импульс-позыв к физическому действию, а нам важно вызвать эти позывы. (Вяхиревой.) Запомните, что самое важное — это вызвать в актере позыв к действию.
Вяхирева. Константин Сергеевич, разрешите мне подвести итог всему проделанному и сказанному на сегодняшнем уроке, чтобы привести в систему то, что мы сегодня поняли.
К. С. Пожалуйста, это даже интересно, это закрепит то, чем мы сегодня занимались.
Вяхирева. В каждой сцене мы находим основную задачу каждого действующего лица, которая реализуется действием, например, для Гамлета «понять». Это большое действие, в свою очередь, распадается на более мелкие действия, например: слежу, сравнивая мать в прошлом и какая она сейчас и т. д. Эти мелкие действия мы выявляем при помощи бесконечного количества приспособлений. Для королевы — основная задача, реализующаяся действием: «представить своего супруга так, чтобы его приняли». Это большое действие распадается на более мелкие действия — подлизаться, задобрить, подкупить и т. д. Они, в свою очередь, выявляются приспособлениями: погладить Гамлета, взять за подбородок, улыбнуться кому-то из приближенных, ласково взглянуть кому-то в глаза и т. д., фиксируем мы только физические действия: как большие, так и маленькие, а приспособления фиксировать не надо, они должны являться каждый раз по-сегодняшнему, по-новому.
К. С. Очень хорошо, все правильно.
Вяхирева. Теперь мы будем работать над тем, чтобы они, «сидя на руках», мысленно действовали, рассказывая свою линию физических действий, то есть вызывали в себе позывы к действию. В связи с этим, Константин Сергеевич, у меня к вам вопрос: то, что вы требуете не фиксировать приспособления, это нам уже вполне понятно. Но вот, предположим, ученики написали мне физические действия. Пока мы действуем «сидя на руках», откуда мне, педагогу, узнать, какими приспособлениями они выявят это физическое действие. Надо ли, чтобы они рассказывали мне приспособления, рассказывали о том, что они в данном случае собираются делать? Или же они мне только скажут, что они понимают, а я должна им поверить на слово и идти дальше?
К. С. Если вы верите, что они понимают, то пройдите мимо. Я бы на вашем месте все же спросил бы: какими приспособлениями они сегодня собираются выявить свои действия? Каждое действие надо размассировать.
188
Вяхирева. Понятно. Буду спрашивать. И в следующий раз мы вам покажем все, что успеем наработать. К. С. Ну, что ж, очень хорошо. Буду ждать.
Поиски органических действий
Работа над «Гамлетом». Акт первый, сцена третья. Комната в доме Полония. Отъезд Лаэрта.
Студийцы рассказывают содержание сцены: Лаэрт, собираясь уезжать во Францию, прощается с Офелией, просит ее писать ему, предупреждает сестру, чтобы она остерегалась Гамлета, не верила его любви. Может быть, он сейчас и любит ее, но он не властен при своем высоком сане оправдать слова любви, а «поступит, как общий голос Дании прикажет»; поэтому он. просит быть ее осторожной, так как «для клеветы ничто и добродетель». Офелия обещает прислушаться к его совету, но и, в свою очередь, предостерегает его, просит не предаваться уж очень веселой жизни, не быть пустым гулякой. Потом входит Полоний. Он просит Лаэрта поспешить: «уж у паруса сидит на шее ветер». Далее он дает длинные советы на все случаи жизни: держать язык за зубами, не быть с любым человеком запанибрата, одеваться богато, но не броско, не брать и не давать в займы и т. п. Лаэрт прощается и уходит. Дальше разговор Полония с Офелией о Гамлете и об их взаимоотношениях. Офелия говорит отцу о любви Гамлета к ней, об его клятвах, о своем отношении к нему. Полоний запрещает ей встречи и разговоры с Гамлетом, требует подчиниться его приказу. Офелия соглашается. Она будет ему послушна и исполнит его волю отца.
К. С. Вы сейчас идете по линии текста, то есть по линии предлагаемых обстоятельств, а мне надо, чтобы вы нашли линию органических действий.
Офелия. Какие же органические действия? К. С. Процесс везде один и тот же. Все равно вы, в конце концов, придете к общению. Без общения ничего нельзя сделать. Поэтому прежде всего нужно найти органические действия и самое элементарное общение.
Офелия. Но действия будут меняться в зависимости от предлагаемых обстоятельств.
К. С. Нет, органические действия будут всегда обязательны при всех обстоятельствах, но, в зависимости от предлагаемых обстоятельств, одно из них будет затемнено, другие наоборот— заострены, будут ярче. Ну, а что делает Полоний в сцене с Офелией?
Вяхирева. Это факт 3-й. Полоний, развивая начатую Лаэртом тему, требует от Офелии подробного рассказа об ее взаимоотношениях с Гамлетом, остерегая ее от него.
Полоний. В этом факте я вытягиваю из нее всю правду их взаимоотношений, настаиваю, убеждаю.
189
К. С. Ведь для того, чтобы настоять или убедить нужно •прежде всего увидеть ее, Офелию, узнать — какая она, вглядеться в нее хорошенько.
Полоний. Я ее знаю хорошо.
К. С. Разве у вас, у Ш., есть дочь Офелия?
Полоний. Если бы это была моя дочь, я стал бы ее убеждать, настаивать, даже приказал бы.
К. С. А что такое убедить? Вы, вероятно, запустили бы щупальца своих глаз, прозондировали бы ее, постарались бы прежде всего узнать — какая она сегодня. (Офелии.) Имейте в виду, что это относится и к вам. Не только он хочет прощупать вас, но и вы со своей стороны прощупываете его.
Полоний. А я не хочу, чтобы она видела, что делается во мне.
К. С. Все равно вам интересно знать, что с ней происходит, какая она, даже если вы хотите замаскироваться от нее. Итак, вы хотите убедить. А что значит убедить? Какой процесс происходит с человеком, когда он убеждает? Для того чтобы убеждать, нужны видения, нужно, чтобы не только вы, но и партнер видел то, что видите вы. Нельзя убеждать «вообще». Нужно знать, зачем вы убеждаете — ваша цель?
Полоний. Мы установили мою творческую задачу: остерегая, уберечь ее от Гамлета — запретить ей встречи и разговоры с ним.
К. С. Согласен с вашей творческой задачей. А у вас Офелия?
Офелия. Моя творческая задача: стараясь оправдать себя и Гамлета, хочу подчиниться воле отца. К. С, разрешите спросить вас. Я, Офелия, появляюсь на сцене почти в конце первого действия, а до этого момента происходят важные события. Нужно ли мне все это продействовать с самого начала? Дальше я тоже очень долго не появляюсь и потом являюсь уже сумасшедшей. Такой резкий переход.
К. С. Переходы вы должны непременно создать и нафантазировать их. Это нужно обязательно, для соединения отдельных моментов роли.
Офелия. Шекспир заставляет меня признаться отцу в своей любви к Гамлету, я бы лично ни за что бы не призналась в этом.
К. С. Признаваться отцу и говорить о том, что люблю — очень трудно. Если же надо спасти Гамлета, то вам будет также трудно, но вы пересилите себя и все-таки скажете. Но вы забегаете вперед. Прежде я хочу, чтобы вы лишь нашли мне органическую линию. В конце концов все сводится к общению. Для того чтобы делать органические действия, вам понадобятся все элементы психотехники: внимание, воображение, логика и последовательность, ослабление мышц, так как когда вы напряжены, то не сможете лучеиспускать.
190
Полоний. Константин Сергеевич, а если я спросил вас о чем-то и с захватывающим нетерпением жду ответа, то в этот момент я весь напрягаюсь, но в то же время и лучеиспускаю.