Файл: УРОКИ ВДОХНОВЕНИЯ Новицкая Л..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1429

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Уроки вдохновения

Всероссийское театральное общество 1984

Ocr Александр Свечников

Эстафета молодым к. С. Станиславский в Оперно-драматической студии Из воспоминаний

Вступление

Артистическая этика и дисциплина

Работа станиславского с ассистентами

Репетиции пьесы а. С. Грибоедова «горе от ума»

Пробные уроки преподавания системы

Станиславский занимается художественным чтением с ассистентами

Проект программы новой студии

Станиславский занимается со студийцами первая встреча

Работа над телесным аппаратом (освобождение мышц)

Действие

Предлагаемые обстоятельства. «если бы». Воображение

Логика и последовательность

Внимание

Наивность и вера

Общение

Темпо-ритм

Характерность

Мизансцена

Работа над словом

Подготовка речевого аппарата

Изучение законов речи

Орфоэпия

Художественное чтение

Внутренний монолог

Ритмика речи

Работа над ролью

Работа над пьесами шекспира «ромео и джульетта» и «гамлет» по методу физических действий

Работа над пьесой «ромео и джульетта»

Органический процесс и физические действия

Соединение логики мысли с логикой действия

Станиславский разбирает проделанную без него работу

Работа над пьесой «гамлет»1 Линия физических действий

Поиски органических действий

Органический процесс (сегодня — здесь — сейчас)

Добавление логики мыслей к логике действий

Оценка, анализ своего творчества

Работа над текстом

Поэтапная схема работы над пьесой

Завершение работы над спектаклем «ромео и джульетта»

Овладение характерностью

Перспектива роли, ритмический рисунок и атмосфера

Элементы психотехники актерского мастерства Тренинг и муштра

Методика воспитания мастерства актера

Освобождение мышц

Первый этап. Выработка мышечного контролера или наблюдателя

Раздел I. Научить определять излишние напряжения (зажимы) и освобождаться от них

Раздел II. Научиться подчинять мышцы своему намерению

Второй этап. Центр тяжести и точки опоры

Раздел I. Научить определять центр тяжести и точки опоры для большей устойчивости

Раздел II. Перенесение центра тяжести, мгновенная ориентировка — нахождение центра тяжести и точек опоры при постоянном изменении положения тела

Раздел I. Получение правильного мускульного ощущения данного действия

Раздел II. Добиться правильного ощущения мышц и напряжения при борьбе, не нарушая свободы партнера

Четвертый этап. Каждое движение, положение, поза должны быть оправданы, целесообразны, продуктивны

Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства

Первый этап. Целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие

Раздел I. Научить действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно

Раздел II. Хотение — задача — действие

Второй этап. «если бы», предлагаемые обстоятельства

Раздел I. «Если бы»

Раздел II. Предлагаемые обстоятельства

Раздел III. Прелюдия

Раздел IV. Изменение предлагаемых обстоятельств меняет наше отношение к предмету, меняет действие с этим предметом

Воображение

Первый этап. Развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемой плоскостях

Раздел I. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости)

Раздел II. Развитие воображения и фантазии в воображаемой плоскости

Второй этап. Видения внутреннего зрения-кинолента видении

Третий этап. Воображение как помощник для обновления износившегося, истрепанного

Сценическое внимание

Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости

Раздел I. Объекты — точки внимания на все пять чувств

Раздел II. Круги внимания

Раздел III. Развитие стойкости внимания

Раздел IV. Публичное одиночество

Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости

Раздел I. Научить передавать партнеру свои видения

Раздел II. Круги внимания воображаемой плоскости

Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)

Четвертый этап. Внимание как средство добывания творческого материала

Чувство правды, логика и последовательность

Первый этап. Найти, вызвать и почувствовать правду и веру в области тела (в малых, простых физических действиях)

Второй этап. Развитие логики и последовательности

Раздел I. Создание логической и последовательной линии физических действий (создание логики действий)

Раздел II. Создание логики переживания (создание логической и последовательной линии чувствований)

Раздел III. Последовательность и непрерывность в движениях

Вера и сценическая наивность

Эмоциональная память

Первый этап. Развитие памяти пяти органов чувств

Второй этап. Развитие эмоциональной памяти

Раздел I. Воспитание в актере умения вызвать к действию заложенные в нем повторные воспоминания, чувства, переживания

Раздел II. Воспитание в актерах умения находить связь и зависимость внутренней жизни образа и его физического бытия

Третий этап. Манки внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти)

Раздел I. Внутренние манки

Раздел II. Внешние манки

Общение

Первый этап. Органический процесс общения

Второй этап. Условия, необходимые для общения

Раздел I. Внутренний материал для общения и объекты (то есть чем и с кем общаться)

Раздел II. Способы, приемы общения

Раздел III. Приспособление

Третий этап. Работа по развитию органического непрерывного процесса общения

Темпо-ритм

Первый этап. Изучение темпо-ритма действия

Раздел I. Развитие ощущения чувства ритма

Раздел II. От темпо-ритма к чувству

Раздел III. От чувства к темпо-ритму

Второй этап. Темпо-ритм в этюдах, отрывках, спектаклях

Раздел I. Научить определять свой темпо-ритм в каждой данной сцене и действовать в нем

Раздел II. Десять номеров темпо-ритма

Характерность

Мизансцена

От этюда до спектакля

Сверхзадача, сквозное действие

  1. Если бы находился на поляне, на берегу реки, в саду.

  2. Если бы находился дома, увидел напротив близко пожар.

  3. Если бы была одна дома, готовилась к экзамену и внезапно потух свет...

  4. Только что шила, куда-то воткнула иголку — очень нужно найти.

  5. Если бы дождик застал на улице:

а) надо идти домой, но не так уж спешно;

б) надо спешить на работу.

  1. Если бы надо было перебраться на другую сторону реки.

  2. Если бы вы оказались зимой в лесу, в пургу.

При исполнении упражнений следует напоминать, что маленькие слова «если бы» вызывают массу сознательных и подсознательных мыслей, разных логических действий, вызывают мгновенную внутреннюю перестройку.

Упражнения (на магическое «если бы»).

Не рассказывая предварительно о свойстве «если бы», педагог заранее готовит ряд упражнений, но для учеников это является экспромтом. Взяв набор из 5—6 предметов, педагог дает им поочередно в протянутые руки предмет, быстро произнося при этом:

  1. Вручая платок — «вот вам мышь!»

  2. Подавая коробку — «здесь лягушка!»

  3. Подавая пакет — «в нем черви...»

4. Взглянув ученику на голову — «Ой, ой, по вас ползет огромный паук...»

245

5. Дать пить из бутылки — «попробуйте...», ученик начинает пробовать, а руководитель говорит — «там керосин... кислота...» и т. д.

Реакция на эти слова обычно бывает мгновенной. Одни ученики пугаются и бросают предмет, другие вздрагивают и выражают удивление, третьи как бы каменеют, поражаясь этой неожиданностью. Магическое «если бы» выполняет свою роль само, моментально, не требуя никакой другой помощи. Станиславский пишет: «Все это уже не простые, а «магические если бы», возбуждающие мгновенно, инстинктивно самое действие»1.

Заканчивая упражнения по разделу «если бы», надо объяснить будущим актерам, что им придется сталкиваться с «если бы» не только в действиях самой роли, но и во всех компонентах спектакля, то есть, если так можно определить, с многоэтажными «если бы». Автор пьесы дает «если бы», художник, электротехник и другие творцы спектакля дополняют замысел автора и режиссера своими «если бы». Актер должен это учитывать в разработке своей линии действия2.


Раздел II. Предлагаемые обстоятельства

Итак «если бы» начинает творчество, а продолжают его предлагаемые обстоятельства.

«Одно без других не может существовать и получать необходимую возбудительную силу [...] — говорит К. С. Станиславский. — «Если бы» дает толчок дремлющему воображению, а «предлагаемые обстоятельства» делают обоснованным само «если бы». Они вместе и порознь помогают созданию внутреннего сдвига»3.

Повторяю: предлагаемые обстоятельства — это фабула пьесы, эпоха, место и время действия, события, обстановка, взаимоотношение действующих лиц и т. д. Педагог проводит практические занятия, ставя перед собой задачу научить слушателей конкретно создать предлагаемые обстоятельства и в зависимости от них — логику и последовательность действий.

Упражнения.

  1. Педагог дает предлагаемые обстоятельства. Например: вы сегодня вечером остались в квартире одна. Ваши родители ушли в театр. В этом году вы хотите поступить в театральную студию, но родители не одобряют ваш выбор. Вы готовитесь тайно от них. До экзаменов осталось две недели, и надо читать стихи и басню полным голосом. И вот... сейчас в вашем распоряжении три часа. Что вы будете делать? Соберитесь с мыслями, подумайте и начинайте действовать.

  2. Один из учеников в присутствии всей группы дает това-

246

рищу предлагаемые обстоятельства. При одобрении их педагог говорит — действуйте.

3. Другой ученик дает товарищу предлагаемые обстоятельства не вслух, а по секрету от всех присутствующих. Получивший задание начинает действовать. Вся группа следит за его действиями и должна по их логике определить данные предлагаемые обстоятельства. Такие упражнения всегда вызывают большой интерес.

При подобных упражнениях педагог должен следить, чтобы все участники занятий давали предлагаемые обстоятельства конкретные и детальные, а их исполнители строили бы свои действия логично и последовательно. Ну, а если сразу упражнение не получается (например, нет логики и последовательности в действиях), то стоит предложить повторить его несколько раз, пока не удастся добиться целесообразного, продуктивного, обоснованного действия. Примеры на предлагаемые обстоятельства педагог приводит только вначале, для наглядного обучения. Позже же он требует, чтобы это делали сами слушатели. Хорошо давать упражнения и на дом, а потом на группе просматривать сделанное. Очень важно, чтобы участники занятий сами делали разбор проделанных упражнений и давали оценку работе своих товарищей.


Раздел III. Прелюдия

Чтобы легче войти в круг «предлагаемых обстоятельств» на сцене, надо обязательно знать, что происходило с данным действующим лицом до изображаемого на сцене момента. Мы не можем приходить из неведомого пространства и уходить в него. Все то, что происходит до момента выхода актера на сцену, называется прелюдией.

Упражнения.

Предложить нафантазировать прелюдии к только что сделанным упражнениям на предлагаемые обстоятельства, например:

1. Вы остались в квартире одна, родители ушли в театр. Вы готовитесь к экзаменам в театральное училище.

Какова же прелюдия? Она может быть примерно такой:

Вы пришли домой. Родители ваши раздумывают, пойти им в театр или нет. Здесь же присутствуют девушки из соседней квартиры, готовые по их билетам идти в театр. Оценив обстановку, вы начинаете убеждать родителей, что спектакль интересный, а девушкам предлагаете уйти, так как родители сами пойдут в театр. Все это вы делаете с большой заинтересованностью, чтобы остаться одной и почитать вслух все, что вы готовите к экзамену. Уговоры ваши повлияли. Вы помогаете отцу и матери скорее одеться и провожаете их. Это и есть прелюдия, давшая возможность войти в предлагаемые обстоятельства.

247

  1. Педагог раздает ученикам открытки-репродукции картин известных художников: «Не ждали» И. Репина; «С квартиры на квартиру» В. Васнецова; «Разборчивая невеста» П. Федотова; «Художник» С. Коржева; «Семейное горе» В. Поленова; «Отец и сын» П. Корина; «Неутешное горе» И. Крамского; «Старуха, сидящая на земле» В. Сурикова и др. Просит раскрыть сюжет, тему, данную художником, создать предлагаемые обстоятельства и по позам, по выражению лиц, по настроению персонажей представить их прошлое, прелюдии.

  2. По признакам, деталям на предмете определить его прошлое, прелюдию.

На занятии педагог заметил в руках одного из слушателей какую-то книгу и предложил ему составить сразу прелюдию для этой книги. Привожу почти дословно его рассказ.

— Книжка эта куплена одним человеком в подарок своему сыну у букиниста. Вот здесь, на последней странице, штамп букинистического магазина. Книжка эта о путешествиях, с интересными красочными иллюстрациями. Издана она в XIX веке. К букинисту она попала после смерти владельца, большого любителя книг. Мальчик, получивший в подарок эту книгу, с интересом читал ее, не расставался с ней, носил с собой в школу. По натуре же этот мальчик был легкомысленным и неряшливым. Он на страницах чудесной книги записывал учебные задания, рисовал какие-то фантастические корабли и самолеты. Вот эти записи и рисунки. Книга скоро стала выглядеть растрепанной, обложка — грязной. И вот однажды эту книгу увидел его товарищ по школе. Рассматривая картинки и бегло читая заголовки, увлекся и попросил мальчика дать ему ее почитать. Хозяин книги проявил великодушие и подарил ее товарищу. Новый владелец книги отнесся к ней совсем по-иному. Он подклеил страницы, тщательно стер резинкой, где возможно, все рисунки и грязь, обернул в чистую обложку и держал ее на письменном столе как самую любимую. В этом доме я и увидел впервые эту чудесную книгу. А было это так. В те дни, будучи агитатором по выборам в местные Советы депутатов трудящихся, я посещал избирателей. Зашел и в квартиру, где жил этот мальчик. Беседуя с его бабушкой, я заметил книгу, лежащую на столе. Она была раскрыта, и я увидел рисунок, изображающий пиратов, делящих добычу. Меня крайне заинтересовал сюжет рисунка. Мы готовили спектакль «Снежная королева», в котором я хотел бы играть в массовой сцене одного из разбойников. А эти рисунки явно могли помочь мне в отыскании грима и костюма для моего героя. Тогда я попросил у мальчика книгу на несколько дней, чтобы показать своим товарищам и режиссеру. Вот она эта книга.


По этому рассказу видно, что участник занятий строил прелюдию по приметам книги: штамп букинистического магазина, ветхий переплет, рисунки и грязь на страницах, подклеенные страницы, сюжеты рисунков и т. д.

248

Педагогу необходимо следить, чтобы в рассказе о прелюдии не было упущено ни одной детали и все было обосновано. Серия таких упражнений должна выработать навыки определять по внутренним и внешним признакам ближайшее прошлое (прелюдию) и вообще прошлое человека.

Играя любую роль, нельзя выходить на сцену, не зная прелюдии своего героя. Например, вы играете роль Ани из «Вишневого сада» А. Чехова. Как вы сможете правдиво произносить слова из первого акта: «...моя комната, мои окна... Я дома... Я не спала всю дорогу, томило меня беспокойство...» и дальше ее рассказ о жизни матери в Париже, о дороге домой и т. д., если у вас не будет конкретной прелюдии, конкретных видений прошлого из жизни Ани.

Вот, например, прелюдия роли Вари из спектакля «Вишневый сад» А. Чехова к началу первого акта, которая была мною составлена при работе над этой ролью с М. П. Лилиной.

  1. Садясь в экипаж, чтобы ехать на станцию встречать маму, отдаю последние распоряжения Дуняше (проветрить Анину и мамину комнаты, приготовить кофе и т. д.).

  2. Подгоняю кучера, тороплю его, боюсь опоздать к приходу поезда (хотя и выехала заранее).

  3. Вижу станцию, почти на ходу расстегиваю полость пролетки и выскакиваю.

  4. Вбегаю на станцию. Ищу глазами дежурного, подбегаю и спрашиваю у него, не пришел ли поезд (хотя и знаю, что нет еще 12-ти часов, но лучше проверить...).

  5. Иду на платформу одна и жду там.

  6. Слышу отдаленный гудок. Смотрю на дверь станции: идут ли сюда остальные... Всматриваюсь вдаль на приближающийся поезд. Наконец, все пришли. Все мое внимание обращено на поезд. Посылаю Пищика на другой конец платформы. Смотрю в окна прибывшего поезда. Поезд останавливается. Слежу за выходящими пассажирами, их нет... оказывается, что это не тот поезд.

  7. Бегу к начальнику станции, чтобы узнать, в чем дело? Ведь уже время прийти нашему поезду, а его все нет.

  8. Жду. Начальник говорит по селектору. Прислушиваюсь, стараюсь не пропустить ни одного слова. Узнаю, что заграничный поезд опаздывает на два часа.

  9. Иду к своим. Они сидят все в буфете вокзала. Сообщаю им об опоздании поезда.


  1. Сижу в буфете вокзала, но чая не пью, слушаю разговор Гаева и Пищика. То и дело выбегаю на платформу и прислушиваюсь к каждому грохоту и свистку.

  2. Слышу гудок... Поднимаю всех. Расстанавливаю их по всей платформе, слежу за приближающимся поездом.

  3. Подходит поезд к платформе. Смотрю на все мелькающие передо мной окна вагона. Узнаю... вот они, в окне вижу родные лица.

249

  1. Бегу по ходу поезда за этим окном. Поезд останавливается. Бросаюсь к ним, жду своей очереди, чтобы поздороваться, рассматривая, какой стала Любовь Андреевна, моя мама. Здороваюсь, пытаясь скрыть свое волнение.

  2. Слежу, как выносят вещи и укладывают.

  3. Помогаю сесть в экипаж Любови Андреевне и Ане; укутываю их потеплее.

  4. Сама сажусь в коляску с Шарлоттой, Пищиком и Яшей. На колени себе ставлю картонку со шляпами.

  5. Всю дорогу думаю о маме. Соображаю, как все получше устроить, чтобы маме в нашем доме было удобно. Изредка перекидываюсь словами с Шарлоттой, Пищиком. Оглядываюсь все время на экипаж, в котором едет мама.

  6. Подъехали. Выхожу быстро из коляски. Узнаю у Дуня-ши — все ли в порядке. Посылаю ее за старухами, чтобы встретить с хлебом-солью.

  7. Помогаю маме выйти из экипажа.

  8. Даю распоряжения о переносе вещей, поручив это Епи-ходову и Яше, а сама присоединяюсь к маме и иду со всеми вместе в комнаты.

Вот так конкретно, подробно, действенно, исходя из предлагаемых обстоятельств пьесы и характера действующего лица, надо составлять прошлое и прелюдию. Они должны помочь войти в атмосферу последующей сцены.