Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Важной стадией проекта является определение источников и методов финансирования. Нечеткое решение этого вопроса ведет к перерывам в осуществлении проекта, затягиванию сроков, а иногда - к прекращению работы над проектом, его незавершенностью.

Рассматривая финансовое состояние малых предприятий культуры и искусства, следует обратить внимание на то, что сальдированный финансовый результат за 1996-2001 гг. был прибыльным (в 2001 г. прибыль составила 536 млн. руб.). Исключение составляют 1998-1999 гг., когда малые предприятия понесли убыток в сумме 1 557 млн. руб.

Удельный вес прибыльных малых предприятий отрасли составил от 60,1% в 1996 г. до 65,4% в 2001 г. При неравномерной динамике изменения рентабельности производства продукции (работ и услуг) проявлялась тенденция ее снижения с 8,7% в 1996 г. до 4,9% в 2001 г. Та же тенденция характерна и для показателя рентабельности активов (снижение с 7,2% в 1996 г. до 2,9% в 2001 г.).

Следует также при анализе финансовых результатов обратить внимание на такой важный показатель, как коэффициент текущей ликвидности, который характеризует отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов к наиболее срочным обязательствам организации в виде краткосрочных активов и займов, кредиторской задолженности. Он, хотя и увеличился по всей совокупности малых предприятий отрасли с 0,82 в 1996 г. до 1,62 в 2001 г., не достиг рекомендуемого нормативного показателя (2,0). Коэффициент автономности, характеризующий долю собственных средств в общей величине средств малых предприятий и определяющий степень их независимости от кредиторов, составил по всей совокупности малых предприятий культуры и искусства 50,8% в 2001 г. против 40% в 1996 г.27

Финансирование в сфере культуры может иметь, как уже указывалось, ряд разнообразных источников, среди которых следует учесть: бюджетные ресурсы, средства заказчиков, кредиты банков и других кредитных учреждений, инвесторов, собственные средства предприятия, спонсорские и благотворительные взносы. Интересы представителей разных финансовых ресурсов различны. Одни не преследуют коммерческих целей, и для них основным документом является смета расходов, подтверждающая законность использования выделенных ресурсов. Для других, в том числе предоставивших финансовые ресурсы на возвратной основе, главным критерием эффективности является не только возврат инвестированного капитала, но и чистая прибыль на капитал. Существует система финансовых оценок проекта, насчитывающая десятки показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов и акционерного капитала.


1 Ваганова Н. К., Дымникова А. И. Предпринимательство в культуре: Учебное пособие. СПб.: СПбГУЭиФ, 2002. С 18-36.

2 Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М.: Издат. объединение «ЮНИТИ», 1998.

3 Криминс Д., Кил М. Предпринимательство в некоммерческом секторе // Выживет ли культура в условиях рынка. СПб., 1996. С. 79.

4Там же. С. 82.

5 Там же. С. 83.

6 Там же. С. 91.

7 Ориентиры культурной политики. Информ. вып. № 2. М., 1998. С. 44.

8 Бюджетный кодекс РФ. М.: 1988; Глаголев А. Методы субсидирования и налогообложения учреждений культуры и искусства: Зарубежный опыт//Экономика искусства: Опыт за рубежных исследований. М.: «РИК Культура», 1999. С. 34-63.

10 Кучереносов В. Фандрейзинг: Мифы и реальность//Вестник благотворительности. № 9 (51). 2000 (сент.)

11 См. подробнее: Дымникова А.И., Иксанов А.Г. Благотворительный фонд БДТ // Теория и практика успеха. СПб.: Изд-во Ченышева, 1997; Дымникова А.И. Деятельность некоммерческих организаций культуры по установлению партнерских отношений с бизнесом // Благотворительность в России. СПб.: Лики России, 2003. С. 529-536.

12 Петрова А.В. Благотворительность как партнерство: Из опыта работы Службы развития Свердловской филармонии и Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра// Благотворительность в России. СПб., 2001. С. 618-628.

13 Журавлев П. Ю. Гранты и конкурсы в России//Благотворительность в России. СПб., 2001. С. 442-451.

14 См.: Ильичев Г. Благие намерения // Что мешает развитию благотворительности в России // Известия. 2003 (13 мая).

15 Благотворительная деятельность банков Северо-Запада в 2002 г. // Приложение к изданию «Новости Ассоциации банков Северо-Запада». СПб., 2003. Вып. 3.

16 Хлопина О. В. Тенденции и перспективы культурного меценатства в России//Теория художественной культуры. М., 2001. С. 258-283.

17 Синецкий С. Б. Российские волонтеры: Черты социального портрета//Благотворительность в России. СПб., 2003. С. 551-586.

18 См.: Ваганова Н. К., Гордин В. Э. Маркетинговая деятельность в театральной сфере // Известия С.-Петербургского университета экономики и финансов. 1995. № 1. С. 68-77; Дымникова А. И. Идеология и технология фандрейзинга в российских организациях культуры // Культурная политика и культурный менеджмент. СПб., 2003. С. 75-96.

19 Иксанов А. Г., Дымникова А. И. Как просить деньги на культуру: Реферат книги Л. Столпер, К. Б. Хопкинс «Успешный фандрей-зинг для учреждений культуры». СПб.: Нотабене, 1995.


20 Иванов Г. П., Шустрое М. А. Экономика культуры. Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 112-113.

21 СК-Новости. 1999., № 5. С. 10, 14.

22 Пригожий И. Политика — вершина бизнеса. М.: Алкигамма,

2001. С. 27-29.

23 Основы продюсерства: Аудиовизуальная сфера. М., 2004. С. 42-43.

24 Там же. С. 32-34.

25 Стрельцова Е. И. От выживания к жизни: Движение современного театрального искусства (аналитический обзор) М.: Мин-во культуры Российской Федерации. Главный информационно-вычислительный центр, 2002. С. 44-45.

26 Малое предпринимательство в России. М.: Госкомстат России,

2002. С. 49, 31.

27 Там же. С. 61, 66-67, 68-72, 73-77.

Математически она может определяться как: U=f(x1,…,xn), где x1,…,xn — количества потребительских благ разного вида.

В случаях когда количество благ, из которых состоят потребительские наборы, больше двух, приходится говорить уже не о кривых, а о плоскостях или гиперплоскостях безразличия.

Взятое со знаком «минус» значение тангенса угла касательной к кривой безразличия как раз и представляет собой величину предельной нормы замещения блага, откладываемого по оси х, благом, откладываемым по оси у.

Она же - предельная норма замещения полезности текущей полезностью будущей.

Пусть предельная норма замещения полезности будущей полезностью текущей составляет (-0,9). Тогда величина дисконта составляет (1/0,9-1) х 100% = 11,1%. Чтобы привести величину полезности и, которая будет получена через п лет, к данному моменту времени, нужно произвести ее дисконтирование по следующей формуле: 11р=11 /(1 + г/100)и (г— величина дисконта).

Труд - это процесс (поток), тогда как факторы производства — это запас. Не случайно только при таком понимании можно обеспечить необходимую симметрию. Труд - это функционирующая рабочая сила, подобно тому, как услуги машин и оборудования - это результат функционирования последних.

При этом свободное время обладает для индивидуума непосредственной полезностью, рабочее — опосредованной (через полезность производимой продукции).

Строго говоря, в состоянии равновесия спрос может быть и меньше предложения, но только для имеющихся в изобилии благ, которые в силу этого обстоятельства имеют нулевую меновую ценность.


Под товаром мы здесь понимаем потребительское благо, становящееся объектом обмена.

Знак ≡ говорит о том, что левая и правая части тождественно равны друг другу.

При стремлении времени заключения сделок к нулю скорость оборота денег стремится к бесконечности, а потребность экономики в средствах обращения - к нулю. Этот результат легко получить, если обе части уравнения (1) разделить на V: M=(Y x P) / V.

Мы исходим из того, что все хозяйствующие субъекты способны заниматься любыми видами деятельности. Добавим, что если в силу тех или иных причин посредническая деятельность (будь она торговой или финансовой) рассматривается в обществе как не вполне достойный вид занятий, то конкуренция приведет к тому, что в состоянии общего равновесия доход от этих видов деятельности будет выше, чем от других, считающихся «престижными». Таким образом, рынок компенсирует работникам соответствующих сфер неудобства, связанные с неблагоприятными для них предрассудками.

А именно до того момента, когда предельная полезность дохода не сравняется с предельной полезностью свободного времени.

Показатель эластичности характеризует процентное изменение функции при изменении исследуемого фактора на один процент. Абсолютная эластичность имеет место тогда, когда даже небольшое изменение фактора приводит к бесконечному увеличению значения функции; при откладывании соответствующего фактора на оси у график абсолютно эластичной функции будет параллелен оси х. Напротив, график абсолютно неэластичной функции будет вертикален, т. е. параллелен оси у.

Подразумевается, что готовность платить за соответствующее благо является свидетельством его полезности. Поэтому цена, которую готовы платить, рассматривается как мера предельной общественной полезности.

Конечно, если над точкой пересечения кривых предельной индивидуальной цены производства и предельного дохода кривая спроса лежит ниже кривой средней индивидуальной цены производства, то соответствующий выпуск будет минимизировать убытки. Такая ситуация возможна только в краткосрочном плане.

В экономической теории о рисках говорят тогда, когда имеются статистические данные в отношении распределения вероятностей того или иного результата рассматриваемого хозяйственного решения. В тех случаях, когда таких, основанных на прошлом опыте, данных нет, говорят о неопределенности последствий соответствующих решений. В дальнейшем, для простоты, мы не будем проводить различие между неопределенностью и риском.


Под операционным риском понимается риск недостижения предприятием так называемой точки безубыточности. Такая ситуация возможна в том случае, если из-за оказавшегося низким спроса фирма не может установить выпуск на уровне, обеспечивающем покрытие текущих издержек. Под финансовым риском понимается опасность неполучения фирмой доходов, необходимых для погашения своих финансовых обязательств, прежде всего — возврата основной части полученных кредитов и выплаты

Поскольку уровень риска определяется рынком, постольку можно сказать и иначе. Если при данных ценах ни у одного из хозяйственных субъектов нет желания изменить свое поведение, то разница между этими ценами и ценами производства соответствующих отраслей будет адекватно представлять признаваемые рынком различия в степени риска отдельных видов деятельности.

При прочих равных условиях связанный с фирмой финансовый риск тем больше, чем больше доля привлеченных (заемных) средств в используемом ею капитале.

Настоящая глава написана совместно с к.э.н., проф. Л. Г. Ходовым и к.э.н. А. М. Либманом

Подробнее проблема общественных товаров будет рассматриваться в специальной главе.

Объясняя этот феномен, напомним известное высказывание Ричарда Масгрейва: «Необразованные не видят всех выгод образования». Очевидно, что этот «диагноз» может быть распространен и на потенциальных потребителей культурных благ.

Не следует забывать и об исключениях из этой универсальной закономерности. Примерами таких исключений, подтверждающих общее правило, могут служить шоу-бизнес, коммерческие театры Бродвея и Уэстенда и т. п. Вместе с тем анализ экономики их деятельности заставляет думать, что и они в тенденции рискуют заразиться этим недугом.

Примером культурных благ, находящихся вне зоны стандартных случаев ошибок рынка, но страдающих «болезнью Баумоля», являются услуги театров.

Здесь не рассматриваются случаи, когда общественное благо в результате эволюции или осуществления специальных мероприятий по преодолению свойства неисключаемости уже трансформировалось в пучок частных товаров.

Подробное обоснование этого принципиального равенства было дано в разделе I настоящего учебника.

Любое общественное благо может быть произведено лишь за счет отказа от других товаров, и поэтому для каждого индивидуума утраченные и приобретенные полезности должны обеспечивать положительный баланс, т. е. индивидуальные налоговые цены общественного блага должны дифференцироваться в соответствии с различной готовностью платить за это благо.