ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1288
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
Важной стадией проекта является определение источников и методов финансирования. Нечеткое решение этого вопроса ведет к перерывам в осуществлении проекта, затягиванию сроков, а иногда - к прекращению работы над проектом, его незавершенностью.
Рассматривая финансовое состояние малых предприятий культуры и искусства, следует обратить внимание на то, что сальдированный финансовый результат за 1996-2001 гг. был прибыльным (в 2001 г. прибыль составила 536 млн. руб.). Исключение составляют 1998-1999 гг., когда малые предприятия понесли убыток в сумме 1 557 млн. руб.
Удельный вес прибыльных малых предприятий отрасли составил от 60,1% в 1996 г. до 65,4% в 2001 г. При неравномерной динамике изменения рентабельности производства продукции (работ и услуг) проявлялась тенденция ее снижения с 8,7% в 1996 г. до 4,9% в 2001 г. Та же тенденция характерна и для показателя рентабельности активов (снижение с 7,2% в 1996 г. до 2,9% в 2001 г.).
Следует также при анализе финансовых результатов обратить внимание на такой важный показатель, как коэффициент текущей ликвидности, который характеризует отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов к наиболее срочным обязательствам организации в виде краткосрочных активов и займов, кредиторской задолженности. Он, хотя и увеличился по всей совокупности малых предприятий отрасли с 0,82 в 1996 г. до 1,62 в 2001 г., не достиг рекомендуемого нормативного показателя (2,0). Коэффициент автономности, характеризующий долю собственных средств в общей величине средств малых предприятий и определяющий степень их независимости от кредиторов, составил по всей совокупности малых предприятий культуры и искусства 50,8% в 2001 г. против 40% в 1996 г.27
Финансирование в сфере культуры может иметь, как уже указывалось, ряд разнообразных источников, среди которых следует учесть: бюджетные ресурсы, средства заказчиков, кредиты банков и других кредитных учреждений, инвесторов, собственные средства предприятия, спонсорские и благотворительные взносы. Интересы представителей разных финансовых ресурсов различны. Одни не преследуют коммерческих целей, и для них основным документом является смета расходов, подтверждающая законность использования выделенных ресурсов. Для других, в том числе предоставивших финансовые ресурсы на возвратной основе, главным критерием эффективности является не только возврат инвестированного капитала, но и чистая прибыль на капитал. Существует система финансовых оценок проекта, насчитывающая десятки показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов и акционерного капитала.
1 Ваганова Н. К., Дымникова А. И. Предпринимательство в культуре: Учебное пособие. СПб.: СПбГУЭиФ, 2002. С 18-36.
2 Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М.: Издат. объединение «ЮНИТИ», 1998.
3 Криминс Д., Кил М. Предпринимательство в некоммерческом секторе // Выживет ли культура в условиях рынка. СПб., 1996. С. 79.
4Там же. С. 82.
5 Там же. С. 83.
6 Там же. С. 91.
7 Ориентиры культурной политики. Информ. вып. № 2. М., 1998. С. 44.
8 Бюджетный кодекс РФ. М.: 1988; Глаголев А. Методы субсидирования и налогообложения учреждений культуры и искусства: Зарубежный опыт//Экономика искусства: Опыт за рубежных исследований. М.: «РИК Культура», 1999. С. 34-63.
10 Кучереносов В. Фандрейзинг: Мифы и реальность//Вестник благотворительности. № 9 (51). 2000 (сент.)
11 См. подробнее: Дымникова А.И., Иксанов А.Г. Благотворительный фонд БДТ // Теория и практика успеха. СПб.: Изд-во Ченышева, 1997; Дымникова А.И. Деятельность некоммерческих организаций культуры по установлению партнерских отношений с бизнесом // Благотворительность в России. СПб.: Лики России, 2003. С. 529-536.
12 Петрова А.В. Благотворительность как партнерство: Из опыта работы Службы развития Свердловской филармонии и Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра// Благотворительность в России. СПб., 2001. С. 618-628.
13 Журавлев П. Ю. Гранты и конкурсы в России//Благотворительность в России. СПб., 2001. С. 442-451.
14 См.: Ильичев Г. Благие намерения // Что мешает развитию благотворительности в России // Известия. 2003 (13 мая).
15 Благотворительная деятельность банков Северо-Запада в 2002 г. // Приложение к изданию «Новости Ассоциации банков Северо-Запада». СПб., 2003. Вып. 3.
16 Хлопина О. В. Тенденции и перспективы культурного меценатства в России//Теория художественной культуры. М., 2001. С. 258-283.
17 Синецкий С. Б. Российские волонтеры: Черты социального портрета//Благотворительность в России. СПб., 2003. С. 551-586.
18 См.: Ваганова Н. К., Гордин В. Э. Маркетинговая деятельность в театральной сфере // Известия С.-Петербургского университета экономики и финансов. 1995. № 1. С. 68-77; Дымникова А. И. Идеология и технология фандрейзинга в российских организациях культуры // Культурная политика и культурный менеджмент. СПб., 2003. С. 75-96.
19 Иксанов А. Г., Дымникова А. И. Как просить деньги на культуру: Реферат книги Л. Столпер, К. Б. Хопкинс «Успешный фандрей-зинг для учреждений культуры». СПб.: Нотабене, 1995.
20 Иванов Г. П., Шустрое М. А. Экономика культуры. Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 112-113.
21 СК-Новости. 1999., № 5. С. 10, 14.
22 Пригожий И. Политика — вершина бизнеса. М.: Алкигамма,
2001. С. 27-29.
23 Основы продюсерства: Аудиовизуальная сфера. М., 2004. С. 42-43.
24 Там же. С. 32-34.
25 Стрельцова Е. И. От выживания к жизни: Движение современного театрального искусства (аналитический обзор) М.: Мин-во культуры Российской Федерации. Главный информационно-вычислительный центр, 2002. С. 44-45.
26 Малое предпринимательство в России. М.: Госкомстат России,
2002. С. 49, 31.
27 Там же. С. 61, 66-67, 68-72, 73-77.
Математически она может определяться как: U=f(x1,…,xn), где x1,…,xn — количества потребительских благ разного вида.
В случаях когда количество благ, из которых состоят потребительские наборы, больше двух, приходится говорить уже не о кривых, а о плоскостях или гиперплоскостях безразличия.
Взятое со знаком «минус» значение тангенса угла касательной к кривой безразличия как раз и представляет собой величину предельной нормы замещения блага, откладываемого по оси х, благом, откладываемым по оси у.
Она же - предельная норма замещения полезности текущей полезностью будущей.
Пусть предельная норма замещения полезности будущей полезностью текущей составляет (-0,9). Тогда величина дисконта составляет (1/0,9-1) х 100% = 11,1%. Чтобы привести величину полезности и, которая будет получена через п лет, к данному моменту времени, нужно произвести ее дисконтирование по следующей формуле: 11р=11 /(1 + г/100)и (г— величина дисконта).
Труд - это процесс (поток), тогда как факторы производства — это запас. Не случайно только при таком понимании можно обеспечить необходимую симметрию. Труд - это функционирующая рабочая сила, подобно тому, как услуги машин и оборудования - это результат функционирования последних.
При этом свободное время обладает для индивидуума непосредственной полезностью, рабочее — опосредованной (через полезность производимой продукции).
Строго говоря, в состоянии равновесия спрос может быть и меньше предложения, но только для имеющихся в изобилии благ, которые в силу этого обстоятельства имеют нулевую меновую ценность.
Под товаром мы здесь понимаем потребительское благо, становящееся объектом обмена.
Знак ≡ говорит о том, что левая и правая части тождественно равны друг другу.
При стремлении времени заключения сделок к нулю скорость оборота денег стремится к бесконечности, а потребность экономики в средствах обращения - к нулю. Этот результат легко получить, если обе части уравнения (1) разделить на V: M=(Y x P) / V.
Мы исходим из того, что все хозяйствующие субъекты способны заниматься любыми видами деятельности. Добавим, что если в силу тех или иных причин посредническая деятельность (будь она торговой или финансовой) рассматривается в обществе как не вполне достойный вид занятий, то конкуренция приведет к тому, что в состоянии общего равновесия доход от этих видов деятельности будет выше, чем от других, считающихся «престижными». Таким образом, рынок компенсирует работникам соответствующих сфер неудобства, связанные с неблагоприятными для них предрассудками.
А именно до того момента, когда предельная полезность дохода не сравняется с предельной полезностью свободного времени.
Показатель эластичности характеризует процентное изменение функции при изменении исследуемого фактора на один процент. Абсолютная эластичность имеет место тогда, когда даже небольшое изменение фактора приводит к бесконечному увеличению значения функции; при откладывании соответствующего фактора на оси у график абсолютно эластичной функции будет параллелен оси х. Напротив, график абсолютно неэластичной функции будет вертикален, т. е. параллелен оси у.
Подразумевается, что готовность платить за соответствующее благо является свидетельством его полезности. Поэтому цена, которую готовы платить, рассматривается как мера предельной общественной полезности.
Конечно, если над точкой пересечения кривых предельной индивидуальной цены производства и предельного дохода кривая спроса лежит ниже кривой средней индивидуальной цены производства, то соответствующий выпуск будет минимизировать убытки. Такая ситуация возможна только в краткосрочном плане.
В экономической теории о рисках говорят тогда, когда имеются статистические данные в отношении распределения вероятностей того или иного результата рассматриваемого хозяйственного решения. В тех случаях, когда таких, основанных на прошлом опыте, данных нет, говорят о неопределенности последствий соответствующих решений. В дальнейшем, для простоты, мы не будем проводить различие между неопределенностью и риском.
Под операционным риском понимается риск недостижения предприятием так называемой точки безубыточности. Такая ситуация возможна в том случае, если из-за оказавшегося низким спроса фирма не может установить выпуск на уровне, обеспечивающем покрытие текущих издержек. Под финансовым риском понимается опасность неполучения фирмой доходов, необходимых для погашения своих финансовых обязательств, прежде всего — возврата основной части полученных кредитов и выплаты
Поскольку уровень риска определяется рынком, постольку можно сказать и иначе. Если при данных ценах ни у одного из хозяйственных субъектов нет желания изменить свое поведение, то разница между этими ценами и ценами производства соответствующих отраслей будет адекватно представлять признаваемые рынком различия в степени риска отдельных видов деятельности.
При прочих равных условиях связанный с фирмой финансовый риск тем больше, чем больше доля привлеченных (заемных) средств в используемом ею капитале.
Настоящая глава написана совместно с к.э.н., проф. Л. Г. Ходовым и к.э.н. А. М. Либманом
Подробнее проблема общественных товаров будет рассматриваться в специальной главе.
Объясняя этот феномен, напомним известное высказывание Ричарда Масгрейва: «Необразованные не видят всех выгод образования». Очевидно, что этот «диагноз» может быть распространен и на потенциальных потребителей культурных благ.
Не следует забывать и об исключениях из этой универсальной закономерности. Примерами таких исключений, подтверждающих общее правило, могут служить шоу-бизнес, коммерческие театры Бродвея и Уэстенда и т. п. Вместе с тем анализ экономики их деятельности заставляет думать, что и они в тенденции рискуют заразиться этим недугом.
Примером культурных благ, находящихся вне зоны стандартных случаев ошибок рынка, но страдающих «болезнью Баумоля», являются услуги театров.
Здесь не рассматриваются случаи, когда общественное благо в результате эволюции или осуществления специальных мероприятий по преодолению свойства неисключаемости уже трансформировалось в пучок частных товаров.
Подробное обоснование этого принципиального равенства было дано в разделе I настоящего учебника.
Любое общественное благо может быть произведено лишь за счет отказа от других товаров, и поэтому для каждого индивидуума утраченные и приобретенные полезности должны обеспечивать положительный баланс, т. е. индивидуальные налоговые цены общественного блага должны дифференцироваться в соответствии с различной готовностью платить за это благо.