ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1309
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
Первым таким шагом стало принятие 15 августа 2001 г. Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 г.3 и уточненной редакции этой программы в феврале 2004 г.4 Затем в 2004 г. правительством были одобрены принципы реструктуризации бюджетного сектора в 2003-2004 гг. и на период до 2006 г., а в мае 2004 г. принята Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.5 Реализация мер, предусмотренных в этих нормативных правовых актах, составит содержание четвертого этапа эволюции финансовых отношений в бюджетной сфере в целом и в области культуры в частности.
Бюллетень Комитета по делам искусств при СНК Союза ССР. 1940. № 6.
Собрание законодательства РФ. 10.07.95. № 28. Ст. 2670.
Постановление правительства РФ № 584 от 15 августа 2001 г.
Постановление правительства РФ № 51 от 6 февраля 2004 г.
Постановление правительства РФ № 249 от 22 мая 2004 г.
Глава 13 Государственные расходы на культуру
Типология товаров и услуг, создаваемых в сфере культуры, и целесообразность поддержки культурных благ, имеющих социальную полезность, предопределяют характер и направленность экономических взаимоотношений государства с субъектами культурной деятельности.
13.1.
Государственные гарантии развития культуры. Повторим, что государственная поддержка в виде прямого финансирования производства и потребления продуктов культуры (и/или в виде соответствующих налоговых льгот) осуществляется только для тех из них, которые относятся к социальным, смешанным и смешанным коммунальным культурным благам. Приведем иллюстративный пример, воспользовавшись для этого данными бюджетной статистики (табл. 13.1).
Таблица 13.1. Доля ассигнований из бюджета
В общей сумме доходов*
|
Ассигнования из бюджета, в % к величине дохода |
||
1998 |
2001 |
2002 |
|
1. Учреждения культуры |
|||
Библиотеки |
94,4 |
93,8 |
95 |
Дома культуры и клубы |
87,6 |
88 |
89,2 |
Музеи |
71,1 |
73,8 |
71,3 |
Парки культуры и отдыха |
40,7 |
37,6 |
40,9 |
Всего |
83,7 |
83,2 |
84,2 |
2. Учреждения исполнительских искусств |
|||
Филармонии и самостоятельные музыкальные коллективы |
60,1 |
64,9 |
70,2 |
Театры |
66,4 |
60,9 |
65 |
Всего |
66,1 |
61,8 |
66,2 |
* При составлении таблицы использованы данные ведомственного статистического наблюдения Министерства культуры Российской Федерации за 1998-й, 2001-й и 2002 гг.
Данные, приведенные в этой таблице, свидетельствуют о том, что объем государственной поддержки организаций культуры больше там, где выше социальная полезность. Услуги библиотек, например, обеспечиваются финансированием из бюджета в пределах 95%, сельских клубов и домов культуры - в пределах 90%, филармоний и музеев - в пределах 70%, а парков культуры и отдыха, где превалирует развлекательная деятельность, - в пределах 40%.
Выявленные экономической теорией культурной деятельности принципы финансового бытования культуры получили правовое подтверждение в законодательных актах Российской Федерации и, прежде всего, в ее основном законе — Конституции, в соответствии с которой Россия является социальным государством. Проводимая им политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а каждый человек имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации и признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый в 1992 г., установил, что государственное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры, реализации конституционных прав граждан в области культуры.
Обязанность государства путем прямого финансирования и проведения соответствующей налоговой политики поддерживать развитие библиотечного дела, хранение и использование музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации, обеспечивать сохранение, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия в последующие годы была закреплена в федеральных законах «О библиотечном деле», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Финансовым источником выполнения этих обязательств являются федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальных образований) бюджеты, последние составляют в совокупности консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, а совместно с федеральным бюджетом — консолидированный бюджет страны.
По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, «бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления». Из этого определения вытекает, что утверждаемый ежегодно бюджет — это не только финансовый документ, в котором отражается состояние экономики страны, но и идеологический акт, характеризующий приоритеты государственной политики. Поскольку в отечественной практике составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета происходит ежегодно, приоритеты могут изменяться, но к кардинальному изменению структуры бюджета это, как правило, не приводит. Вот как, к примеру, выглядела структура расходов бюджетов различного уровня по отчету за 2001 г.
Пример 13.1.
Расходы государственного бюджета. И в данном примере, воспользовавшись статистическими данными, построим специальную таблицу (табл. 132). Социальная направленность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации очевидна. Непосредственно на социально-культурные мероприятия в субъектах РФ расходуется около 40%, а с учетом целевых бюджетных фондов, также направляемых в основном на социальные нужды, - более 50% всех денежных ресурсов. Расходуя на поддержку отдельных отраслей экономики — промышленности, транспорта, сельского и жилищно-коммунального хозяйства еще более одной трети имеющихся средств, региональные и муниципальные органы власти также способствуют положительному решению многих социальных проблем.
Таблица 13.2. Расходы федерального и консолидированного бюджетов субъектов РФ в 2001 г. (в % к итогу)*
|
Федеральный бюджет |
Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации |
1. Государственное управление, правоохранительная деятельность, обеспечение государственной безопасности |
14,4 |
7,8 |
2. Поддержка отдельных отраслей экономики |
7,9 |
36,2 |
3. Социально-культурные мероприятия |
15,4 |
29,4 |
4. Национальная оборона |
18,7 |
- |
5. Обслуживание государственного долга |
17,5 |
1 |
6. Финансовая помощь бюджетам других уровней |
17,4 |
0,2 |
7. Расходы целевых бюджетных фондов |
1,1 |
10,4 |
8. Остальные расходы |
7,6 |
5 |
Итого |
100 |
100 |
* Источник: Российский статистический ежегодник. 2002.
Иной характер носит федеральный бюджет. В качестве приоритетных направлений в нем приняты: государственное управление, правоохранительная деятельность, обеспечение государственной безопасности и национальная оборона. На это уходит треть всех ресурсов. Еще треть направляется на обслуживание государственного долга и выполнение перераспределительной функции — финансовую помощь бюджетам других уровней. Эти затраты существенно сокращают возможности федерального бюджета расходовать средства на социально-культурные мероприятия и поддержку отдельных отраслей экономики.
Затраты бюджета на социально-культурные мероприятия включают расходы на образование, культуру, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение и социальную помощью. Уровень и динамика этих расходов являются наиболее емкой характеристикой любой экономической системы, социальной политики государства. При положительной динамике такую политику можно признать социально ориентированной, направленной на повышение уровня и качества жизни граждан, их нравственного и физического здоровья, высокого уровня образования и культуры, информационной осведомленности и социальной обеспеченности на всех этапах жизни. Принимаемые в Российской Федерации стратегические и среднесрочные программы социально-экономического развития страны ориентированы на достижение указанных целей. Однако на практике замедленные темпы роста национального дохода, стремление сохранить сложившиеся пропорции его распределения существенно замедляют продвижение к этим целям.
В сопоставимых ценах и условиях расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия составили в 1998 г. -199,1 млрд. руб., в 1999 г. - 191,1 млрд. руб., в 2000 г. -199,4 млрд. руб., в 2001 г. - 225,3 млрд. руб. Расходы на культуру, искусство и кинематографию — соответственно 8,4 млрд. руб., 9,4 млрд. руб., 10,6 млрд. руб. и 12,0 млрд. руб. Пи этом накануне дефолта, в 1997 г., затраты на социально-культурные мероприятия занимали 38,0% консолидированного бюджета России, в последующие годы они снижались до 34,8% в 1998 г., 30,2% - в 1999 г., 25,6% - в 2000 г. и выросли до 27,1% в 2001 г.
За пять лет консолидированный бюджет России в текущих ценах увеличился в 3,8 раза, а расходы на социально-культурные мероприятия - лишь в 2,7 раза, в том числе на культуру, искусство и кинематографию - в 2,4 раза. В результате доля расходов на культуру, искусство и кинематографию в федеральном бюджете сократилась с 0,66% в 1997 г. до 0,53% в 2001 г. при нормативе затрат на эти цели, установленном «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» в размере 2,0%. В консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации расходы на культуру, искусство и кинематографию снизились с 2,34% в 1997 г. до 1,63% в 2001 г. при норме финансирования, установленной тем же законом, в размере 6%. Очевидно, что проводимая в эти годы бюджетная политика не была ориентирована на приоритетное решение социальных проблем.