ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1308
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
Большое значение для регулирования отношений в государственном секторе сферы культуры, а также для обеспечения государственной поддержки культурной деятельности приобрел Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в 1998 г. Впервые в нашей стране в виде кодекса был принят свод норм, имеющий целью финансовое регулирование, а также установление общих принципов бюджетного законодательства, правовых основ функционирования бюджетной системы, правового положения субъектов (участников) бюджетных правоотношений и порядка регулирования межбюджетных отношений. Кодекс определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, устанавливает основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Он дает определение бюджетного учреждения - наиболее распространенной формы среди государственных и муниципальных организаций культуры.
Еще одной новеллой российского законодательства - непосредственно затрагивающей сферу культуры, явился Налоговый кодекс Российской Федерации. Первая часть того акта определяет общую систему налогов и сборов в Российской Федерации, а также принципы налогообложения и виды налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Эта первая часть Налогового кодекса была принята в 1998 г., окончательное же формирование полного текста растянулось на многие годы.
Введение в действие Налогового кодекса ознаменовало новый курс государственной политики в сфере налогообложения, направленный в первую очередь на сокращение льгот, что не могло не отразиться на отношениях в сфере культуры, традиционно строящихся на системе налоговых преимуществ как одной из форм государственной поддержки.
Вступивший в силу в 2002 г. Трудовой кодекс Российской Федерации во многом отразил особенности трудовых отношений в сфере культуры и искусства. В качестве общих основных целей трудового законодательства этим законом определены установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей всех категорий и сфер. Кодекс определил также создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников. Кроме того, в указанном законе сформулированы условия социального партнерства, ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, материальной ответственности работодателей и работников, надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), разрешения трудовых споров.
При этом законодатель нашел возможным урегулировать в Кодексе ряд специальных вопросов трудовых отношений в сфере культуры. Так, непосредственно в Трудовом кодексе регулируются вопросы участия несовершеннолетних в процессе создания и использования результатов творческой деятельности, работы в ночное время, выходные и праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений. В этом же Кодексе устанавливается возможность заключения с такими работниками срочных трудовых договоров. Кроме того. Трудовой кодекс допускает, что некоторые вопросы регулирования отношений, связанных с особенностями труда творческих работников и иных лиц, обеспечивающих их деятельность, могут быть решены в других федеральных законах и иных нормативных актах. В такой ситуации роль специализированных законов по регулированию трудовых отношений в культуре многократно возрастает.
Большое значение для культуры, в первую очередь для охраны объектов культурного наследия, имеют Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Земельный кодекс вводит в категорию особо охраняемых территорий земли историко-культурного назначения, к которым относятся земли, на которых находятся объекты культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе объекты археологического наследия. К охраняемым территориям относятся также достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производств и ремесел, военных и гражданских захоронений. Такие земли могут использоваться строго в соответствии с их целевым назначением. Их изъятие и не соответствующее их целевому назначению использование не допускаются, а на отдельных землях историко-культурного назначения, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Использование земельных Участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны, определяется в соответствии с требованиями охраны памятников истории культуры. Кроме того, Земельный кодекс относит некоторые земли историко-культурного назначения к особо ценным землям, это - земли, в пределах которых находятся объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность, например, культурные ландшафты. На собственников и пользователей таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.
Кодексом ограничивается оборот земельных участков, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Одним из основополагающих принципов Градостроительного кодекса является сохранение объектов историко-культурного наследия. Это находит отражение в нормах об обязательности согласования любой градостроительной документации с органами охраны памятников культуры, нормах, предусматривающих учет зон охраны памятников истории и культуры при разработке генерального плана поселений и во многих других положениях. Особо необходимо отметить, что в Градостроительном кодексе нашли отражение вопросы, практически не затронутые специальным законодательством сферы культуры. Кодекс требует обеспечить доступ к местам отдыха, центрам социально-культурного обслуживания всем категориям населения, независимо от места их проживания; особое внимание при этом уделено обеспечению доступа к культурно-зрелищным и иным подобным объектам инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски и собак-проводников.
Вопросы культуры затронуты также в Таможенном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 января 2004 г. В нем сохранены традиционные нормы, относящиеся к сфере культуры, которые предусматривают пресечение незаконного оборота культурных ценностей, полное освобождение товаров от таможенных пошлин и налогов (если временный ввоз этих товаров осуществляется в рамках развития международных связей в сфере культуры и кинематографии), недопущение уничтожения культурных ценностей таможенными органами, безвозмездную передачу музеям обращенных в федеральную собственность предметов истории и произведений искусства и т. п. Вместе с тем Таможенный кодекс содержит и ряд новых важных для культуры норм, например, полное освобождение физических лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов на ввозимые культурные ценности при условии их декларирования и соблюдения специального законодательства о ввозе и вывозе культурных ценностей.
Абсолютно новым в Таможенном кодексе является установление полномочий таможенных органов по охране результатов интеллектуальной деятельности. Эти нормы были введены российским законодателем при подготовке вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Одно из соглашений в рамках этой международной организации - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - предусматривает деятельность таможенных органов по профилактике незаконного распространения товаров, содержащих в себе объекты интеллектуальной собственности. Такая деятельность является одним из способов защиты интеллектуальной собственности.
Так, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенные органы при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий, с товарами, находящимися под таможенным контролем, принимают меры по приостановлению выпуска товаров на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав. Подача заявления и последующее включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр являются не обязанностью, а правом правообладателя. Поскольку эти процедуры не бесплатны, к такой мере, очевидно, прибегает только тот правообладатель, у которого есть достаточные основания полагать, что при перемещении через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, может иметь место нарушение его прав, защищаемых законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Отсутствие таможенных мер не пре-1ятствует принятию традиционных гражданско-правовых, административных и уголовных мер защиты.
Порядок, определенный в Таможенном кодексе, не применяется в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Среди основополагающих законодательных актов общего характера, влияющих на отношения в сфере культуры, нельзя не вспомнить кодексы, специально посвященные вопросам ответственности за нарушения прав и свобод человека и гражданина и за иное несоблюдение установленных законодательством норм.
Вступивший в силу в 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает, в частности, ответственность за:
нарушение авторских и смежных прав;
хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения (особо в случаях, повлекших уничтожение, порчу или разрушение таких предметов или документов);
подкуп организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния на результаты этих конкурсов;
невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации вывезенных за ее пределы предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, если возвращение указанных предметов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов;
уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность.
В соответствии с введенным в действие в 2002 г. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за следующие деяния:
ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;
иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода;
нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия и их территорий, несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, а также в отношении вновь выявленных объектов культурного наследия или на их территориях;
проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;
ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) в случаях, если наличие разрешения обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением;
незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.
Среди федеральных законов, регулирующих отношения в сфере культуры, необходимо назвать федеральный закон «О приватизации государственного имущества» №178-ФЗ от 21 декабря 2001 г., устанавливающий требование обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию приватизируемых объектов культурного наследия одновременно с заключением сделки приватизации. Причем охранное обязательство должно содержать не только требования к содержанию объекта культурного наследия, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, но и условия доступа граждан к такому объекту в рамках конституционного права на доступ к культурным ценностям. Немаловажно, что указанный закон вводит возможность установления требования по сохранению профиля деятельности приватизируемого объекта, если она относилась к предоставлению услуг населению в сфере культуры.