Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1333

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

При рассмотрении сущности предпринимательства следует исходить из того, что оно является категорией рыночной экономики, возникает для реализации цели этой системы отношений. Мотив получения прибыли свободным производителем, на свой риск организующим хозяйственную деятельность, является основным и фундаментальным для понимания сущности предпринимательства. Однако во многом скрытый (и даже теневой) характер действия рыночных отношений, ограниченный характер их действия в отдельных сферах экономики позволяют формально говорить о цели предпринимательства, не связанной с получением прибыли. В этом случае и возникает необходимость введения некоторых других мотивов (достижения социального эффекта, самоокупаемости производства, укрепления престижа фирмы, освоения новых продуктов, технологий, рынков), которые, по сути, являются лишь средством достижения основной цели. Это характерно в особенности для предпринимательства, организующего хозяйственную деятельность для выполнения некоторых задач, устанавливаемых государством либо учредителем, которые полностью или частично финансируют предпринимательские проекты в объеме фактических расходов.

Развитию продюсерства в России способствуют определенные изменения прав и возможностей граждан в сфере культуры. Федеральный закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» ввел норму, согласно которой «граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству в области культурной деятельности» (ст. 15). Закон обязывает также органы государственной власти и управления «содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, иных культурных объединений» (ст. 32), учредителями которых могут быть юридические, а также физические лица (а. 41). Таким образом, российское законодательство предоставляет возможность развития предпринимательства в сфере культуры и искусства.

Однако существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводит к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики. К ним относятся: ограничения рыночного характера, которые обусловлены высокой социальной значимостью ряда культурных благ и услуг и необходимостью государства обеспечить стандарты культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивый, неравномерный, а порой низкий потребительский спрос населения на культурные блага и услуги.


Другим важным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства, являются особенности производства культурных благ и услуг, проявляющиеся в длительных циклах подготовительного и производственного периодов и периода реализации продукции, что требует вложения больших финансовых затрат на значительный срок, связанный, например, с подготовкой исполнителей в шоу-бизнесе, текстов оригинальных литературных материалов (идей, сценариев), музыкальных произведений и т.д. Также растягивается на долгое время и возврат средств.

Высокая степень творческих, технологических и коммерческих рисков, обусловленная несовпадением интересов продюсеров и авторов, которая характерна для культурных проектов, также в определенной степени препятствует проявлению коммерческой инициативы. Важнейшее условие возникновения продюсерских организаций — возможность извлечения прибыли. С этой точки зрения наиболее привлекательными являются аудиовизуальная сфера культуры (телевидение, видео, Интернет, кинопроизводство и кинопрокат), производство материально-технических средств для нее, производство работ и оказание услуг (маркетинговых, продюсерских, консалтинговых и т. п.). Привлекательными также могут оказаться дизайнерская, издательская деятельность, печатные средства массовой информации, народные промыслы, реклама, цирки, театры, эстрадная деятельность (в особенности шоу-бизнес), а также музеи, выставочные залы, галереи и т. д.

Правовые основания для развития продюсерства заложены в законодательстве о предпринимательстве, но многие юридические вопросы, регулирующие собственно продюсерскую деятельность, которые учитывали бы творческие, технологические и авторские аспекты, в настоящее время еще не решены, что затрудняет развитие реальных механизмов продюсерства. Прежде всего это вопросы о статусе, правах и обязанностях продюсера. Понятие продюсерства в российском законодательстве впервые определено в Федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» № 126-ФЗ от 22 августа 1996 г.. Продюсером, сказано в этом акте, является лицо, взявшее на себя ответственность за финансирование производства и проката фильма.

В отличие от других предпринимателей, сводящих вместе известные факторы производства (природные и человеческие ресурсы, капитал), продюсер имеет дело с созданием новой интеллектуальной собственности, соединяя воедино мастерство драматурга, композитора, режиссера, оператора, художников, исполнителей, труд технического персонала и множество других компонентов. Являясь активным агентом кино- и телерынка, формирующим и развивающим производство аудиовизуальной продукции и устанавливающим рыночные связи, продюсер самостоятельно, на свой риск и на свою ответственность (в том числе имущественную), создает фильм, программу, сюжет и т. д.


В соответствии с действующим в России законом «Об авторском праве и смежных правах» авторы аудиовизуальных произведений передают продюсеру исключительные права на воспроизведение, распространение и публичное исполнение произведения. Следует отметить, что имеется еще понятие изготовитель кино-, теле- и видеофильма, введенное Основами гражданского законодательства СССР в 1991 г. Позже в законе «Об авторском и смежных правах» оно получило следующую трактовку: «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения» (ст.4).

В этом же ключе пытались решить вопрос о театральном продюсере авторы проекта Федерального закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации», в котором театральный продюсер определяется как «юридическое или физическое лицо, которое организует и финансирует подготовку и (или) показ театральной постановки».

Поэтому развитие законодательства о продюсерстве актуально. Оно позволит решить многие вопросы его организации, прав и обязанностей продюсера. Из действующих нормативных актов, по мнению некоторых авторов, с определенными допущениями можно воспользоваться квалификационной характеристикой профессии продюсера телевизионных и радиопрограмм, установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 67 от 4 октября 2002 г., согласно которой в должностные обязанности продюсера входит:

  • организация финансирования проектов с привлечением собственных средств или средств спонсоров и их продвижение;

  • обоснование целесообразности осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественного значения, а также их окупаемости и прибыльности;

  • разработка планов реализации проектов, определение путей и методов их выполнения;

  • участие в подборе кадров для осуществления проектов и обеспечение их рациональной расстановки;

  • координация деятельности всех заинтересованных в проекте сторон;

  • организация выполнения комплекса работ в процессе внедрения проектов, обеспечение их необходимыми средствами;

  • принятие мер по наиболее эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, строгому соблюдению режима их экономии, осуществление контроля за их использованием в процессе подготовки и внедрения проектов;

  • изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике осуществляемых проектов;

  • организация работы по проведению рекламных кампаний, касающихся разработанных проектов, выбор формы рекламы, ее текстового, цветового и музыкального оформления, размещение рекламы в средствах массовой информации.


В каждой из отраслей культуры функции продюсера несколько видоизменяются в связи со спецификой организации и технологии создаваемых культурных благ и реализуемых проектов. Неизменными остаются обязанность продюсера организовать финансирование проекта, его непосредственное участие в формировании идеи проекта, выборе (заказе) литературного материала, участие (контроль) в подготовке литературного и режиссерского сценариев, в подборе автора сценария, режиссера, оператора, композитора, исполнительского коллектива, особенно актеров, музыкантов (в шоу-бизнесе работа с начинающими исполнителями, их «раскрутка» становится особой заботой продюсера). Также продюсер непосредственно занимается подбором административно-производственного и технического персонала, приобретением (лизингом) съемочной, осветительной и другой аппаратуры, выбором павильонов, натуры, интерьера, организацией производства по стадиям. У продюсера должен быть сформулирован более или менее четкий бизнес-план и определена стратегия реализации проекта.

Особую заботу продюсера представляет юридическое оформление проекта, заключение договоров с авторами произведения с учетом авторских прав, приобретение части из них, поскольку, как уже указывалось, правовой статус продюсера определяется системой договоров с авторами произведения, предусматривающих передачу последними исключительных прав на воспроизведение, распространение и публичное исполнение произведения. Продюсер также определяет стратегию маркетинга и публичного исполнения произведения, оценку вторичных рынков.

Музыкальный продюсер занимается репертуаром (отбором готовых песен известных авторов, заказом текстов на готовую музыку или музыки на готовый текст, разработкой индивидуального музыкального стиля исполнителя), организацией профессиональных аранжировок, созданием индивидуального имиджа артиста, подготовкой необходимого видеоматериала, разработкой стратегии и организацией рекламы (полиграфическая продукция, Интернет, телевидение, презентации, организация публичных выступлений), анализом законченного проекта.

Перечисленные здесь основные, но далеко не все профессиональные обязанности продюсера требуют четкой организации работы продюсерской группы (команды), состав и структура которой зависит от вида проекта. Поданным Б.И. Криштула, изучавшего западный и тяготеющий к нему российский продюсерский кинематограф, в команду продюсера входит целая группа «продюсеров», часто и не всегда отвечающих за финансирование проектов, а являющихся организаторами, которые реализуют отдельные части кинопроекта. В подобную группу могут входить:


  • исполнительный продюсер, осуществляющий художественный и организационный контроль по кинопроекту;

  • формирующий (creative) продюсер, который развивает проект, уточняет (иногда перерабатывает) сценарий, осуществляет кастинг актеров, проводит репетиции, а иногда съемки и монтаж фильма, т. е. выполняет по сути роль режиссера-постановщика. Нередко он играет роль самостоятельного продюсера (если обеспечивает финансирование проекта);

  • функциональные продюсеры - заместители или помощники продюсера, отвечающие за реализацию отдельных частей кинопроекта: ассоциированный продюсер, который может входить в проект с незначительным финансовым вкладом, линейный продюсер, отвечающий за какой-либо участок производства фильма, а иногда и за его финансовую часть, художественный (art) продюсер, выполняющий также и определенные творческие функции.

В состав команды продюсера входят также директор фильма и бухгалтер.

В концертном шоу-бизнесе команду продюсера могут составлять различного рода специалисты, выполняющие разнообразные функции, связанные с реализацией проекта. Это - агенты, занятые организацией и рекламой, продажей билетов, разработкой маршрута гастролей и решением других вопросов, связанных с продвижением шоу к зрителю; промоутер, занимающийся реализацией определенной стадии проекта; бизнес-менеджер, разрабатывающий бизнес-план, контролирующий рациональность расходов, производящий расчет с персоналом, гостиницами, ресторанами и т. д.; концертный менеджер, как правило, отвечающий за организацию работы известных исполнителей. Другой исследователь И. Пригожий называет также категорию «персональный продюсер»; относящиеся к ней продюсеры контролируют все изменения проекта, составляют и корректируют планы, осуществляют финансовые расчеты, занимаются арендой концертных залов, организуют рекламу и т. д.

Е. И. Стрельцова выделяет следующие типы продюссерских организаций в театрально-эстрадном деле:

  • антреприза, во главе которой стоит хозяин (продюсер), который сам не ставит спектаклей. Это - организация коммерческого искусства по американскому типу, когда осуществляется ежедневный показ одного спектакля. Спектакли ставятся с хорошими актерами, по современным технологиям, с применением специальных эффектов (как, например, в спектакле «Норд-Ост»); они часто становятся спектаклем-событием, спектаклем-явлением, осуществляемым с привлечением театральных звезд (например, спектакль М. Горевого «Фабрика театральных звезд»);

  • антреприза, во главе которой стоит какая-либо организация (Центральный дом актера. Литературный институт им. А.М. Горького и т. д.);

  • антреприза режиссерская или драматургическая, во главе которой стоит известный режиссер или драматург (например, Роман Виктюк, Евгений Гришковец);

  • антрепризы актерские, во главе которых стоит актер (например, Алла Демидова);

  • антреприза одного спектакля, когда актеры собираются на один спектакль, в качестве продюсера выступает известный кино- или театральный деятель.