Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1304

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Предположим, мы заинтересованы в построении кривой спроса на благо х. Произвольным образом изменим его цену; это повлечет за собой сдвиг точки А влево (в случае повышения цены) или вправо (в случае ее снижения). Соответственно, бюджетное ограничение будет представлено теперь прямой BA′, а новый оптимальный набор товаров — точкой Е′. Одновременно мы получили и новую точку на кривой спроса на товар х; в нормальном случае величина спроса при более высокой цене будет ниже.

Рис. 1.4

Кривая индивидуального спроса

Продолжая действовать таким образом и далее, мы в конечном счете получим однозначное соответствие между различными уровнями цен и величиной потребления данного товара рассматриваемым потребителем, т. е. получим функцию его индивидуального спроса. Ее стандартное графическое изображение представлено на рисунке 1.4.

Кривая спроса DD представляет количества товара, которое потребитель будет приобретать при различных уровнях цен при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос, остаются постоянными. Функция спроса является убывающей, поскольку изменения цен и количеств товара, на которые предъявляется спрос, идут в противоположном направлении. Если происходит изменение одного из «прочих» факторов, то кривая спроса сдвигается либо вправо вверх, либо влево вниз; иными словами, прежнему уровню цен будут соответствовать либо большие, либо меньшие величины спроса. Так, при росте дохода у потребителя кривая спроса на подавляющее большинство товаров будет сдвигаться вправо вверх.

Совокупное количество данного товара, которое при различных ценах готовы приобрести все потребители, принято называть функцией рыночного ('или общественного) спроса. Она является результатом так называемого горизонтального суммирования всех индивидуальных функций спроса. Иными словами, для получения величины рыночного спроса на каждом уровне цен, необходимо складывать все соответствующие значения индивидуального спроса. В стандартном случае кривая рыночного спроса является убывающей.

В рамках рассматриваемой модели источником предложения товаров являются индивидуальные производители; они же предъявляют спрос на средства производства. Мы также основываемся пока на допущении, в соответствии с которым для производства каждого товара имеется лишь одна технология. Оно связано исключительно с тем, что рассматриваемая хозяйственная модель все еще остается весьма примитивной с точки зрения технического оснащения труда.


Рис. 1.5

Равновесие на отраслевом рынке

Рассмотрим влияние роста цены готового изделия на его предложение. Предположим вначале, что рост цены не влияет на продолжительность рабочего времени производителей. Тогда предложение товаров со стороны тех из них, кто работал в отрасли до повышения цены, останется прежним. Однако возросшая цена, несомненно, привлечет в отрасль других производителей, для которых этот вид деятельности станет более выгодным, чем тот, на котором они специализировались прежде. Соответственно, общественная (рыночная) функция предложения будет возрастающей. Тем более она будет обладать этим качеством в том случае, если под влиянием возросшей цены возрастающими окажутся и индивидуальные функции предложения в силу увеличения производителями продолжительности рабочего времени.

Изменение цен на средства производства при заданной цене на готовую продукцию прямо сказывается на величине чистого дохода у производителя готовых товаров. Снижение дохода в результате роста этих цен будет вести как к уменьшению продолжительности рабочего времени у производителей, так и к выходу части из них из отрасли. Естественно, спрос на средства производства в этом случае будет падать. Прямо противоположное будет наблюдаться при снижении цен на материальные факторы производства: увеличение рабочего времени на индивидуальном уровне, вход в отрасль новых производителей, повышение спроса на средства производства. Таким образом, функция спроса на средства производства - убывающая.

Равновесие на отраслевом рынке. Равновесие на отраслевом рынке достигается при таком уровне цен, при котором спрос оказывается равен предложению. Предположим, величина выпуска представлена отрезком ОА на оси х (рис. 1.5). Проведя вверх из точки А перпендикуляр вплоть до пересечения с кривой спроса, а оттуда — влево до пересечения с осью у, мы выясним, что потребители готовы покупать продукцию по цене p1. Это значительно выше, чем цена р0 по которой были бы готовы продавать товар его производители. Налицо превышение спроса над предложением, которое подталкивает, с одной стороны, производителей к увеличению выпуска, а с другой — к входу в отрасль новых производителей. Выпуск будет возрастать, а цена падать до тех пор, пока последняя не выйдет на уровень ре. В этот момент спрос и предложение совпадут, и рынок окажется в равновесии. Поэтому цена ре называется равновесной ценой.


Приток ресурсов в данную отрасль или их отток из нее меняет положение с обеспеченностью факторами производства на других рынках. Возникает эффект, подобный «эффекту сообщающихся сосудов», в роли которых выступает вся совокупность отраслевых рынков. «Возмущения системы» затухают с наступлением состояния общего равновесия.


Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

На основе технического прогресса на определенном этапе развития возникает потребность перехода от индивидуального труда к коллективному. Новая машинная технология предполагает участие многих людей в производственном процессе. Особенность общественно-комбинированного труда состоит в том, что каждый из его участников выполняет лишь частную функцию в процессе создания конечного продукта (товара), а согласованность их действий обеспечивается за счет централизованного управления производственной деятельностью. Таким образом, общественное разделение труда, обслуживаемое рынком, должно дополниться внутри единого технологического процесса единичным разделением тру да, функционирующим на основе планового управления действиями совокупного работника. Общественной формой, обеспечивающей формирование коллективного производства в условиях рыночной экономики, становится институт найма рабочей силы.

Рынок услуг рабочей силы. Найм рабочей силы означает переуступку собственником в пользу покупателя прав на ее использование в течение определенного договором времени на согласованных условиях. Поэтому найм рабочей силы является формой ее аренды. И собственник передаваемого в лизинг оборудования, и собственник рабочей силы не претендуют на производимый с участием этих факторов производства продукт. Их вознаграждение заключается, соответственно, в арендной плате и заработной плате. Аренда (найм) - единственная форма вовлечения рабочей силы в рыночный оборот; ведь продажа рабочей силы как товара в силу ее неотделимости от человеческой личности возможна только в условиях рабовладения. Поскольку рабочая сила берется в аренду ради ее полезного эффекта трудовой деятельности, постольку сферу соответствующих отношений принято называть рынкам труда.

Рис. 2.1

Кривая предложения услуг рабочей силы

С появлением рынка услуг рабочей силы завершается процесс формирования сферы распределения. Теперь выручка от реализации продукции за вычетом денежных затрат на потребленные предметы труда распределяется в виде доходов между владельцами соответствующих факторов производства: заработная плата — владельцам рабочей силы, рента - собственникам земли, процент на капитал и его амортизация - собственникам капитала.


Предложение услуг рабочей силы исходит от потенциальных наемных работников. Принятие соответствующего решения каждым из них зависит от того, в какой степени оно является оптимальным с точки зрения возможностей максимизации степени удовлетворения его потребностей. Важнейшим фактором при этом выступает величина заработной платы. Прежде всего, она должна быть не ниже любого другого доступного для данного человека дохода. Далее, чем она выше, тем, до определенного предела, большее количество трудовых услуг готов предоставить отдельный работник. Таким образом, более высокая заработная плата увеличивает как число людей, желающих «продавать свой труд», так и количество труда, предлагаемого отдельными работниками («предложение труда»). Соответственно, функция предложения услуг рабочей силы является возрастающей (рис.2.1).

Кривая спроса на услуги рабочей силы так же, как и кривая спроса на другие факторы производства, является производной от спроса на готовую продукцию. Однако с учетом технической сложности производства, свойственной классической капиталистической фирме, мы вынуждены отказаться от предположения о наличии единственной технологии производства каждого товара. Кроме того, трансформацию претерпевает и цель, которой подчиняет свою деятельность товаропроизводитель — в данном случае фирма. Все это вносит важные коррективы в характеристику функций спроса на факторы производства.

2.1

Капиталистическая фирма. У индивидуального товаропроизводителя труд являлся источником части чистого дохода. Остается источником дохода он и для наемного работника. Однако для капиталистической фирмы он уже выступает в качестве источника денежных затрат: ведь для приобретения прав на использование чужой рабочей силы необходимо выплачивать заработную плату. Чистый доход капиталистической фирмы приобретает форму прибыли, представляющей собой разницу между валовым доходом от реализации продукции, с одной стороны, и денежными издержками (включая заработную плату) и амортизацией - с другой. Максимизация прибыли на вложенный капитал представляет собой основную цель капиталистической фирмы.

Изменение содержания чистого дохода ведет и к модификации формулы равновесной цены. Последняя получила название цены производства и имеет следующий вид:

P = C/q + D/q + (K/q) x r, (4)