ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1292
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
Показатели их измерения
Вид учреждений |
Услуги населению |
Услуги государству |
||
Вид |
Показатель измерения |
Вид |
Показатель измерения |
|
Библиотеки |
Удовлетворение потребности населения в библиотечном и информационном обслуживании |
Число книговыдач, информационных услуг |
Сохранение и преумножение культурного наследия |
Норматив затрат на библиотеку |
Музеи |
Осуществление просветительской и образовательной деятельности музейными средствами |
Число выставок, массовых мероприятий, объем услуг |
Выявление, собирание, изучение и хранение музейных предметов и музейных коллекций |
Норматив затрат на музей |
Учреждения исполнительских искусств |
Удовлетворение потребности населения в театральном, музыкальном, цирковом и других видах исполнительских искусств |
Число спектаклей, концертов, представлений. Объем услуг (число билетов, поступивших в продажу) |
Развитие театрального, музыкального, циркового и других видов исполнительских искусств |
Норматив затрат на создание нового и прокат текущего репертуара на учреждение |
Культурно-досуговые учреждения |
Удовлетворение потребности населения в проведении культурного досуга и самодеятельном творчестве |
Число массовых мероприятий, любительских объединений кружков |
Организация общественно-полезных форм культурного досуга, сохранение, изучение и популяризация народного творчества |
Норматив затрат на учреждение |
Норматив финансовых затрат на единицу государственных или муниципальных услуг - расчетный показатель в денежном выражении, с учетом которого определяется потребность в бюджетных средствах для распорядителей и получателей бюджетных средств. Разработка и утверждение этого норматива Бюджетным кодексом возложена на соответствующие органы исполнительной власти.
Предложенный в Бюджетном кодексе механизм формирования бюджета для главных распорядителей бюджетных средств и других бюджетополучателей, включая бюджетные учреждения, в практику еще не вошел, и финансирование их деятельности производится на основе смет доходов и расходов - инструмента не совершенного, не создающего стимулов к рациональному использованию ресурсов, воспроизводящего затратный тип хозяйствования.
Итак, основным документом, регулирующим бюджетный процесс в Российской Федерации, является Бюджетный кодекс, вступивший в действие в 2000 г. Сейчас, спустя пять лет, стало ясно, что многие его положения носят чисто технологический характер и фискальную направленность. В условиях наметившейся стабилизации экономики, развития рыночных отношений все более очевидна необходимость внесения в этот законодательный акт изменений и дополнений, адекватных новым условиям. На это, собственно, и направлена комплексная программа реформирования бюджетной системы, одобренная правительством Российской Федерации в 2004 г.
Программа носит системный характер и включает меры по реформированию бюджетного процесса, межбюджетных отношений, бюджетного сектора, в том числе мероприятия по реструктуризации бюджетных организаций и принципов их функционирования, условия перехода к новым формам финансирования государственных и муниципальных услуг и модернизации процедур формирования, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. Ядром новой организации бюджетного процесса, как подчеркивается в документах правительства, должна стать модель «бюджетирования», ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть - в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг). В ходе реформы этого процесса должны быть обеспечены:
разработка и введение новой бюджетной классификации, направленной на переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, в частности путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств, приведение структуры функциональной классификации в соответствие с основными функциями органов государственной власти и местного самоуправления, а структуры экономической классификации расходов - в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления, согласование бюджетной классификации с международными стандартами;
разграничение бюджета на бюджет действующих обязательств, под которыми понимается объем ассигнований, необходимый для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств, обусловленных действующими нормативными правовыми актами органов представительной и исполнительной власти, договорами и соглашениями, и бюджет принимаемых обязательств, под которыми понимается объем ассигнований, необходимых для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств, вытекающих из нормативных правовых актов, договоров и соглашений, вводимых или планируемых к введению в плановом периоде. При переходе к раздельному планированию этих бюджетов будет обеспечиваться гарантированное финансирование в полном объеме бюджета действующих обязательств, а ассигнования на новые обязательства будут приниматься только в случае и в пределах превышения прогнозируемых ресурсов над расчетным объемом действующих обязательств;
переход к среднесрочному бюджетному планированию, при котором бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа. Эта давно назревшая мера обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период;
совершенствование программно-целевых методов бюджетного планирования, осуществляемого в настоящее время в форме федеральных, региональных и муниципальных программ. Расширение сферы их применения за счет преобразования сметных расходов, формируемых соответствующими органами исполнительной власти в ведомственные целевые программы, которые должны стать основной формой реализации программно-целевого планирования. При этом предусматривается расширить полномочия субъектов бюджетного планирования при управлении программными расходами по сравнению с управлением сметными расходами.
Центральным звеном реструктуризации бюджетного сектора является уточнение правоспособности бюджетных учреждений и (или) их реорганизация на основе разделения этих учреждений на две группы - учреждения, способные функционировать в рыночной среде, и учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги на нерыночной основе.
Учреждения, отнесенные к первой группе, предлагается преобразовать в некоммерческие организации иных организационно-правовых форм, существенно расширить их права в части распоряжения финансовыми ресурсами, осуществления предпринимательской деятельности и распоряжения доходами от нее. Но при этом государство снимает с себя обязанности гарантированного финансирования таких организаций на основании сметы доходов и расходов и субсидиарную ответственность за принятые ими обязательства. Участие государства в финансировании услуг, ранее предоставляемых бюджетным учреждениям, планируется осуществлять в формах нормативно-подушевого финансирования, государственного (муниципального) заказа и других бюджетных инструментов.
Учреждения, отнесенные ко второй группе, останутся в составе бюджетной сферы и будут гарантированно финансироваться государством на основе сметы доходов и расходов. Но при этом предлагается существенно ограничить их правоспособность и лишить права самостоятельно распоряжаться средствами из внебюджетных источников. Таковы жесткие условия выбора стратегии жизнедеятельности, поставленные перед учредителями бюджетных учреждений и их коллективами.
Основное направление реформы межбюджетных отношений — наделение органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в размерах, достаточных для выполнения ими полномочий, предусмотренных федеральным законом от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» и Федеральным законом от б октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и повышение их ответственности за экономическое, социальное и политическое развитие соответствующих административно-территориальных образований. В ходе реформы планируется упорядочить бюджетное устройство субъектов Российской Федерации, четко разграничить расходные полномочия и сократить «нефинансируемые мандаты», стабилизировать разграничение налоговых полномочий и закрепить доходные источники за бюджетами разных уровней, сформировать и развивать объективные и прозрачные механизмы финансовой поддержки региональных и местных бюджетов, повысить качество управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.
Реализация комплекса мер, предусмотренных Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации принципами реструктуризации бюджетного сектора и Программой развития бюджетного федерализма, потребует внесения существенных изменений в законодательные акты Российской Федерации, включая Налоговый и Бюджетный кодексы, нормативные правовые документы правительства Российской Федерации. Отдельные положения реформы должны быть экспериментально проверены на практике. Столь кардинальная реформа бюджетной сферы в России проводится впервые. Ошибки в ее реализации недопустимы, слишком высока их цена - конституционные обязательства государства в социальной сфере.
13.4.
Проектное финансирование культурной деятельности. Финансирование культуры может направляться как на текущую деятельность организаций, так и на отдельные культурные проекты. Проект - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенной цели и реализуемых в пределах определенных временных рамок1. В приведенном лаконичном определении подчеркнуты основные характеристики проектов вообще и культурных в частности: ориентация на определенные цели; наличие временных рамок; фиксирование точно обозначенного начала и завершения работ; наличие системы взаимосвязанных действий.
Строго говоря, проекты в культуре существовали и реализовывались всегда. Проектами являлись и являются выпуск кинофильмов, создание спектаклей, организация выставок, проведение гастролей и т. п. Однако XXI в. отличается повышенным интересом к проектной деятельности. Его можно называть веком проектов вообще и социально-культурных в частности. Такой интерес к проектам связан с многообразием культурной жизни, возродившемся в стране в 1990-е гг., когда в России стали постепенно создаваться условия для свободы творчества, развития всех видов искусства, любых инноваций в культуре, а значит - для саморегулирования творческой жизни. В этих условиях определенные подвижки происходят и в экономической стратегии государства по отношению к культуре. Постепенно уходят в прошлое запреты на «многоукладность», свободное развитие инициатив, новаторских проектов, организаций различных видов собственности. Это позволяет наиболее полно удовлетворить многообразные потребности населения в сфере культуры, поддержать духовное «многоголосие» общества - залог его цивилизованного развития.
Проектный менеджмент, таким образом, стал востребованным в России как технология, необходимая для поддержания этого многообразия культурной жизни. При этом он не вытесняет и не заменяет менеджмент организаций культуры, а дополняет его. В настоящее время проекты принято дифференцировать на основе трех группообразующих факторов: цели деятельности, характера деятельности и принципа организации2.
По целям деятельности проекты делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие проекты нацелены на получение прибыли. Поэтому чаще всего они ориентированы на массовый зрительский спрос или на спрос высокоплатежных групп потребителей. Естественно, что ценовая политика организаторов таких проектов связана не с идеей общедоступности, а со стремлением увеличить доходы от реализации данного проекта. Некоммерческие проекты, наоборот, не преследуют в качестве основной цели получение прибыли и не распределяют ее между участниками. Они направлены на реализацию социально-культурных целей, удовлетворение соответствующих потребностей общества.
По характеру деятельности проекты можно разделить на инновационные и традиционные. Без первых, не всегда принимаемых широкой публикой, невозможны эксперимент, поиск в искусстве, освоение новых технологий в кинематографии и сценографии, библиотечном деле и экс-позиционно-выставочной деятельности музеев. Без вторых, направленных на сохранение и преумножение культурного наследия, поддержку отечественной культуры, повышение ее конкурентоспособности в условиях глобализации рынка культурных услуг, невозможно сохранить национальную самобытность народов России. Удачные проекты сами часто становятся основой для создания новых организаций, как правило, негосударственных.
Примеров организаций, рожденных в недрах проектов, можно привести немало. Это и ассоциация «Золотая Маска», созданная в связи с проведением одноименного фестиваля и награждением высшей национальной театральной премией. Это и автономная некоммерческая организация «Продюсерский центр "Одеон"», начавшая свое существование с проведения празднования открытия центральных ворот Эрмитажа и работающая в тесном сотрудничестве с Государственным Эрмитажем и фондом «Эрмитажная академия музыки». Это и Петербургский музей кино, зарегистрированный после осуществления проекта ретроспективы фильмов немецкого кинорежиссера Р.В. Фасбиндера, и Пушкинский театральный центр в С.-Петербурге, созданный на базе проекта В.Э. Рецептера.