Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Министерство культуры и массовых коммуникаций и подведомственные ему федеральные агентства осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также творческими союзами и другими общественными объединениями. При этом наибольшее количество государственных организаций культуры находится в региональном ведении, т.е. в ведении республик, краев, областей, других субъектов федерации. Конституцией Российской Федерации (ст. 73) определено, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

В каждом субъекте федерации есть представительные и исполнительные органы государственной власти. Представительные органы субъектов федерации, по сути, - региональные парламенты, принимающие в пределах своей компетенции региональные законы. При этом региональные законы не должны противоречить федеральным, а если такое противоречие образуется, то действующим признается соответствующее положение федерального закона. Региональные парламенты часто принимают нормативные правовые акты, основываясь на федеральных законах. Приведем конкретные примеры.


Пример 10.2

Региональные законы 1996-2000 гг. В развитие «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», а также указа президента Российской Федерации «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» региональные законы были приняты в 1996-2000 гг. в более чем 45 субъектах федерации. В этот же период 59 субъектов федерации приняли региональные законы в развитие федерального закона «О библиотечном деле»12. В подобных региональных актах обычно повторяются нормы федерального закона, однако учитываются и региональные особенности.

Решение конкретных региональных проблем сферы культуры находится в ведении исполнительных органов государственной власти субъекта федерации. Высшие органы исполнительной власти, не одинаково именуемые в разных регионах (правительство во главе с президентом, администрация во главе с губернатором и др.), в своем составе обычно имеют орган культуры. У этих органов тоже разные названия: министерства культуры (культуры и искусства, культуры и туризма), комитеты по культуре (с теми же вариантами), управления культуры.

Региональные органы культуры выполняют функции, которые определяются нормативными правовыми актами субъектов федерации. При всем разнообразии этих функций от региона к региону у них все же больше общего, чем различий. Их функции в регионе близки к тем, которые осуществляет Министерство культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации и его агентства на территории страны в целом.

Государственная власть в нашей стране имеет два уровня: федеральный и региональный. Однако в управлении сферой культуры есть еще одна ступень — местное самоуправление, осуществляемое в муниципальных образованиях. Следует признать, что введенное Конституцией Российской Федерации 1993 г. местное самоуправление - ново для России. За более чем десять лет, прошедших с тех пор, не удалось решить ряд вопросов, без которых в большинстве муниципальных образований не может осуществляться полноценное самоуправление. Главный из них — это передача имущества муниципальным образованиям и формирование их финансовых средств.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131-ФЗ от б октября 2003 г. определил, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10, п. 1). Ряд существенных вопросов сферы культуры отнесен этим законом к вопросам местного значения.


Среди них: организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения (городского округа) услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения (городского округа). Законом предусмотрен также порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Это дает основания для расширения полномочий муниципальных образований в сфере культуры.

Законом определены экономические основы местного самоуправления (гл. 8). Определены состав и порядок распоряжения муниципальным имуществом, порядок формирования и исполнения местных бюджетов, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок осуществления контроля их деятельности. Введение в действие федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно повлияет на организацию управления сферой культуры. Однако связанные с этим изменения нельзя произвести одномоментно. Не случайно закон, принятый Государственной думой и одобренный Советом Федерации в сентябре 2003 г., подписанный президентом Российской Федерации б октября того же года, вступает в силу лишь с 1 января 2006 г.

До этого действует закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» № 1550-1 от б июля 1991 г., который не обеспечил правовую основу для развития в России нового для нее института самоуправления. Тем не менее крупные муниципальные образования и сегодня — активные участники управления сферой культуры. Они имеют в своем ведении учреждения культуры, реализуют различные собственные программы культурного развития либо участвуют в региональных или федеральных программах и т. п. Структура органов муниципального образования определяется региональными законами и правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Органы культуры в крупных муниципальных образованиях — это обычно комитеты или отделы культуры.

Подводя итоги рассмотрению вопросов управления сферой культуры, отметим, что поскольку в нынешней России культура занимает преимущественно государственно-муниципальный сектор, то главные управленческие усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере культуры сосредоточены в основном на регулировании деятельности этих подчиненных им организаций. При этом обратим внимание на то, что каждая из ветвей и уровней власти имеет собственные рычаги по отношению к организациям культуры.


10.3

Потенциал культуры и его территориальная структура. Россия - страна с богатейшими культурными традициями, обладающая огромным количеством памятников культуры и истории. Она имеет развитые библиотечную и музейную системы. Известны во всем мире достижения России в области музыкального исполнительства, хореографии, драматического искусства.

В системе Министерства культуры Российской Федерации в 2000 г. действовали 518 государственных и муниципальных театров13, за предшествовавшие 10 лет их число выросло на 35,6%. Причем 47 театров появились в городах, население которых ранее было лишено возможности общения с театральным искусством. Театрами обладают все республики (исключение составляла Чеченская Республика, где в 2000 г. в силу известных причин не функционировала ни одна из организаций культуры и искусства), края, области. Есть театры и в двух из десяти автономных округах (Коми-Пермяцком и Ханты-Мансийском). Наибольшее по регионам количество театров в двух городах федерального значения: Москве - 80 (рост за Ю лет на 70,2%) и С.-Петербурге - 35 (рост в 2 раза). Самый распространенный вид театрального искусства в России - это драма.

Драматических театров в стране в 2002 г. насчитывалось 291. К ним еще надо добавить 52 театра, именуемых по принятой классификации театрами юного зрителя. Это же драматические театры, но ориентирующие свой репертуар в основном на детскую и юношескую аудиторию. 92 российских театра кукол тоже ориентированы главным образом на детскую аудиторию, хотя в этом виде искусства есть и спектакли высочайшего уровня, предназначенные взрослых. Рост числа театров наблюдался по всем видам. Исключение составляли театры музыкальной комедии, число которых в последние годы регулярно убывало. При этом общее число музыкальных театров (71 единица, в том числе 61 театр оперы и балета и 10 - музыкальной комедии) также имело устойчивую тенденцию к росту. Происходило это по той причине, что новые театры оперы и балета создавались в некоторых случаях на базе театров музыкальной комедии. Число работников, занятых в театрах системы Министерства культуры Российской Федерации, превышало 68 тыс. человек, из них художественный и артистический персонал составлял менее половины - 29 тыс. человек.

Потенциал государственных и муниципальных театров дополняется множеством негосударственных театров. Но если сеть государственных и муниципальных театров за редчайшим исключением представлена репертуарными театрами с постоянными труппами, то в негосударственном секторе превалирует так называемая антреприза. Эти театры обычно используют в своих спектаклях артистов, постоянное место работы которых - государственные или муниципальные театры. Поэтому негосударственный сектор театрального дела дает артистам, режиссерам, сценографам дополнительные возможности для творческой работы, получения дополнительных доходов, но практически не увеличивает количества рабочих мест для творческого персонала.


Существенно выросло за десятилетие число государственных и муниципальных концертных организаций и самостоятельных музыкальных коллективов. К 2000 г. оно составило 264 единицы при росте на 72,5%. Названные организации и коллективы тоже представлены практически во всех регионах, за исключением пяти автономных округов. Первенство по их числу держат Москва (43), Санкт-Петербург (18) и Московская область (11). В составе концертных организаций действуют симфонические оркестры (61), камерные оркестры и ансамбли (125), оркестры народных инструментов (57) и духовые оркестры (20), народные хоры (18) и множество других филармонических коллективов (421).

Обратим внимание на тот факт, что рост числа государственных и муниципальных театральных и концертных организаций сопровождался сокращением объема их предложения — количества спектаклей и концертов. Общее число спектаклей российских театров, составлявшее в 1990 г. 139,2 тыс., упало к 1997 г. до 106,5 тыс., правда, затем постепенно увеличивалось, достигнув 115,9 тыс. к 2000 г. (83,2% к уровню 1990 г.). Значительно большее падение отмечалось в объемах концертной деятельности: от 225,9 тыс. концертов в 1990 г. до 142,6 тыс. в 2000 г. Иначе говоря, их количество сократилось в 2,7 раза.

Подобное явление, когда рост числа театров и концертных организаций сопровождался сокращением совокупного объема их деятельности, имеет несколько причин. Во-первых, в прошлом эти организации зачастую получали непомерные государственные задания по количеству спектаклей и концертов, входившие в противоречие с содержанием творческого процесса. Обретя хозяйственную свободу, театры и концертные организации естественным образом оптимизировали режимы своей деятельности.

Во-вторых, сокращение объемов деятельности происходило и по причинам, не зависящим от организаций культуры, вопреки воле их руководителей. Например, изменившиеся с 1992 г. цены на транспортные и гостиничные услуги затруднили, а в ряде случаев сделали невозможными гастроли для многих театральных и концертных коллективов. А гастрольные спектакли и концерты составляли существенную часть в общем объеме предложения на рынке театрально-концертных услуг. К тому же концертные организации потеряли ряд своих лучших эстрадных коллективов, постепенно перебравшихся в негосударственный сектор, в шоу-бизнес.

По мере развертывания процесса приватизации прекратилась также практика заказа билетов на концерты и спектакли за счет фондов материального поощрения предприятий или за счет профсоюзных средств. С другой стороны, сократились объемы государственного субсидирования. Платежеспособность населения в свою очередь тоже резко понизилась. С экономической точки зрения в каких-то случаях стало выгоднее не играть спектакли и не давать концерты. Все это в совокупности приводило к снижению их количества, хотя и на фоне роста числа театров и концертных организаций.