ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1295
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
В случае, если они не могут документально подтвердить фактически произведенные ими расходы, вычеты производятся в размерах, приведенных в таблице 14.1.
Таблица 14.1. Профессиональные налоговые вычеты
Виды профессиональной деятельности |
Норматив затрат (в % к начисленному доходу) |
Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка |
20 |
Создание художественно-графических произведений, фото-работ для печати, произведений архитектуры и дизайна |
30 |
Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике |
40 |
Создание аудиовизуальных произведений (видео, теле- и кинофильмов) |
30 |
Создание музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных музыкальных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок |
40 |
Создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию |
25 |
Исполнение произведений литературы и искусства |
20 |
Налог на имущество физических лиц. Правовые нормы, регулирующие взимание этого налога, установлены законом РСФСР от 9 декабря 1991 г. «О налоге с имущества физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями, а также законодательными актами субъектов Российской Федерации. Плательщиками налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в собственности которых на территории России имеется имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.
Ставка налогообложения установлена в зависимости от стоимости имущества в размере: до 0,1% при стоимости имущества до 300 тыс. руб., от 0,1 до 0,3% при стоимости имущества от 300 до 500 тыс. руб., от 0,3 до 2% при стоимости имущества свыше 500 тыс. руб. Конкретный размер ставки, исходя из установленных пределов, устанавливается на местах. Отдельным категориям плательщиков налога установлены льготы. В частности, налог не уплачивается со специально оборудованных сооружений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства, народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для учреждения открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры - на период такого их использования.
Налоговая политика Российского государства в начале 1990-х гг. формировалась под влиянием процессов демократизации общества, глубоких изменений в системе политического устройства страны, демонтажа директивного управления экономикой и внедрения рыночных отношений.
В сформированных в эти годы основах налоговой системы и законодательных актах в области налогообложения конкретных видов деятельности отразились все противоречия переходного периода. В них четко прослеживаются как социальная направленность - льготное налогообложение учреждений социальной сферы, демократическая устремленность - наделение финансовыми ресурсами региональных органов власти и органов местного самоуправления, так и метастазы прежней системы - централизация финансовых потоков, высокие налоговые ставки, ограничение прав налогоплательщиков.
Реформирование налоговой системы, начатое с принятием в июле 1998 г. первой части Налогового кодекса и в августе 2000 г. его второй части, направлено на сокращение числа налогов, снижение величины налогового бремени, отмену неэффективных налогов и сборов, уточнение правил формирования налоговой базы.
В результате медленных темпов осуществления реформы налоговое регулирование в стране к началу 2004 г. осуществляется как Налоговым кодексом, так и рядом налоговых законов 1990-х гг.
Включенные во вторую часть Налогового кодекса федеральные налоги на добавленную стоимость, на доходы физических лиц сохранили в основном систему льготного налогообложения организаций культуры, а также принципы финансового стимулирования физических и юридических лиц, вкладывающих свои средства в развитие культуры. Принципиальные изменения претерпели многие положения налога на прибыль, в результате чего финансовая ситуация учреждений культуры существенно ухудшилась, т. к. они попали в число плательщиков этого налога, а коммерческие учреждения и другие структуры лишились материальных стимулов для вложения средств в развитие культуры.
Глава 15 Внебюджетные источники финансирования
Доходы от собственной деятельности являются одним из источников финансирования организаций культуры. Значимость этого источника для конкретной организации, доля в общей сумме доходов зависит от ряда существенных факторов. Это, прежде всего, статус организации (коммерческая или некоммерческая), ее отраслевые особенности, ориентация на различные целевые рынки населения, оснащенность основными фондами и многое другое.
15.1.
Доходы от реализации культурных услуг населению. В 2002 г. доходы от основных видов уставной деятельности государственных и муниципальных некоммерческих учреждений культуры составили в целом по стране 16% общего объема их финансовых ресурсов. Надо иметь в виду, что собственная деятельность не всегда является весомым источником финансовых ресурсов организаций культуры. Она может вообще не приносить доходов при предоставлении услуг по «нулевой» цене. Так, например, в библиотеках только дополнительные услуги (ксерокопирование, пользование некоторыми техническими средствами информации и т. п.) осуществляются за плату. Поэтому доля платных услуг в доходах библиотек, как правило, невелика. В 2002 г. она достигла 3,4% всех поступлений. Это не означает, однако, что библиотеки не заинтересованы в притоке читателей, т. к. с малым их количеством они не могут полноценно выполнять свою социальную миссию, расходы по осуществлению которой берет на себя государство.
Невелики, как правило, доходы и от реализации образовательных услуг учреждений культуры и искусства. Большинство из них, выполняя важные социальные функции, обеспечивает дополнительное музыкальное, художественное и иное творческое образование детей и взрослых. Несколько выше поступления от собственной деятельности в бюджетах музеев и культурно-досуговых учреждений: в 2002 г. их доля составила соответственно 14,2 и 8,6% всех доходов.
Однако многие некоммерческие организации получают весьма значительные доходы на рынке культурных услуг. Так, в целом по Российской Федерации они составили соответственно в парках культуры и отдыха - 46,3%, в театрах - 30,2%, в концертных организациях — 25,3% всех финансовых поступлений. Чем ближе к коммерческой деятельности приближается работа организации, тем в большей степени она зависит от рынка культурных услуг и тем выше поступления от реализации услуг потребителям. При этом показатели отдельных организаций могут существенно отличаться от среднего уровня. Приведем конкретные примеры.
Пример 15.1.
Реализация культурных услуг населению. Статистика свидетельствует, что МХТ им. А.П. Чехова около 40% своего бюджета формирует за счет средств от продажи билетов, а Московский художественный академический театр им. М. Горького - чуть более 20%. В бюджете Владимирского академического драматического театра доходы от продажи билетов достигли 46%, а в Кемеровском областном драматическом театре - вдвое меньше. Концертные организации Амурской области получают через кассу более 40% всех своих доходов, а в Волгоградской области - лишь 12%. Библиотеки Ярославской области пополняют свой бюджет за счет платных услуг населению на 4%, а в Тамбовской области - на 1,5%. В доходах музея-заповедника «Павловск» (Санкт-Петербург) сборы от продажи билетов составляют 82%, а в Литературном музее им. М. М. Зощенко - только 2%. Большой концертный зал «Октябрьский» имеет в общей сумме своих доходов 96,8% поступлений от собственной деятельности, а Академический оркестр им. Андреева — лишь около 6%. Список таких примеров можно продолжить. Совершенно очевидно, что размер доходов от реализации культурных услуг населению зависит от многих факторов.
Наблюдаемая дифференциация доходов организаций культуры одного и того же вида говорит о наличии достаточно весомых объективных причин, обуславливающих реальные возможности этих организаций наращивать доходы от собственной деятельности. На размер доходов организаций культуры влияет, в частности, емкость рынка, его объем, который, в свою очередь, определяется тремя группами факторов.
Первая группа факторов отражает роль организаций в социально-культурном пространстве региона (города, поселка, района). Это такие факторы, как степень социальной значимости организации; направленность ее творческо-художественной (репертуарной) программы (на массовый, ограниченный или концентрированный спрос); наличие, состав, степень уникальности (богатства) музейных, библиотечных фондов; степень инновационности услуг. Вторая группа факторов связана с уровнем платежеспособности основных потребителей услуг. Сюда входит разнообразие социальных групп потребителей; необходимость социальной защищенности реальных и потенциальных потребителей. Третья группа факторов характеризует трудовые и материальные ресурсы. Это численность и квалификационный уровень профильного (художественно-творческого) персонала; наличие квалифицированного управленческого персонала (предпринимательские способности руководителя); степень оснащенности основными фондами (здание, оборудование и др.) для осуществления основных, дополнительных и предпринимательских видов деятельности; месторасположение организации и наличие транспортных коммуникаций; наличие социально-бытовой инфраструктуры. В качестве примера приведем исследование, выполненное в Санкт-Петербурге1.