ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1289
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
Пример 3.2
Феномен обратной селекции. Впервые исследование обратной селекции было проведено на примере «рынка лимонов» - так в США принято называть подержанные автомобили низкого качества. На рынке одновременно предлагаются машины высокого и низкого качества, и покупатель не способен отличить одни от других. Допустим, что вероятность покупки «лимона» равна 50%. За «лимон» покупатель готов заплатить 1 тыс. долл., а за качественный автомобиль — 5 тыс. долл. Но раз он не знает, покупает он «лимон» или качественный автомобиль, скорее всего он согласится потратить 3 тыс. долл. (0,5 х 1 тыс. + 0,5 х 5 тыс.). Понятно, что в выигрыше в этом случае окажутся только продавцы «лимонов», а продавцы качественных автомобилей вынуждены будут покинуть рынок. Таким образом, сработает «обратный отбор», в результате которого качество товаров на рынке будет постоянно ухудшаться. Аналогичная ситуация возникает всегда, когда покупателю неизвестно качество приобретаемого товара.
Моральный риск связан с проблемой принципала и агента и возникает при заключении долгосрочных договоров, например, договора страхования. Страховщик (принципал) обязуется оплатить страхователю (агенту) убытки, а страхователь обязуется принять все меры к предотвращению убытков. Однако на самом деле часть страхователей, будучи недобросовестной, сплошь и рядом не следит за своим имуществом или даже пытается получить страховую премию с помощью различного рода манипуляций с ним. В результате страховщик вынужден устанавливать более высокие взносы, чтобы обезопасить себя от угрозы злоупотреблений. Это, в свою очередь, может привести к тому, что для добросовестных страхователей использование услуг страховщика окажется нецелесообразным, и они откажутся от договора страхования. Как и в случае с обратным отбором, моральный риск постоянно будет выталкивать честных страхователей. Моральный риск возникает и во многих других ситуациях - например, в сношениях менеджера (агента) и акционеров (принципалов). Не так уж редко акционеры в достаточной степени не осведомлены о решениях менеджера и не могут оценить, как эти решения повлияли на результаты деятельности компании.
В некоторых случаях для преодоления информационной асимметрии могут применяться и негосударственные механизмы - например, реклама, накопление репутации и т. п. Однако в современном мире рынок зачастую не справляется с информационной проблемой. И тогда ему на помощь приходит государство, устанавливая стандарты отчетности для корпораций и нормы качества для тех или иных продуктов.
Низкая способность рынка к адаптации. В некоторых случаях механизм саморегулирования рынка, сводящий вместе спрос и предложение, не функционирует. Например, на рынках продовольствия часто наблюдается аномальная реакция предложения — при снижающихся ценах фермеры вынуждены увеличить объем производства, чтобы компенсировать наметившееся снижение доходов. Некоторые товары (товары Гиффена) характеризуются аномальной реакцией спроса — рост цен ведет к увеличению потребления этих товаров. Речь идет в основном о дешевом продовольствии, которое в условиях общего роста цен становится заменителем более дорогих продуктов, уже не доступных потребителю.
Проблемой является и адаптация рынка в условиях структурных кризисов, когда производители не в состоянии адекватно реагировать на снижение спроса и вынуждены уходить с рынка в связи с необходимостью вложения больших инвестиций в основные фонды и обострением социальных проблем. Наглядным примером здесь является европейская угольная и сталелитейная промышленность. Наконец, способность рынка к адаптации уменьшается вследствие господства негибких долгосрочных контрактов. В международной экономике эмпирически подтвержденным примером негибкости рынков является аномальная реакция платежного баланса — снижение курса национальной валюты к иностранной ведет к результатам, обратным ожидаемым: росту импорта и сокращению экспорта. Во всех этих случаях также требуется соответствующее вмешательство государства.
Иррациональное поведение. Модель совершенной конкуренции исходит среди прочего из совершенной рациональности в поведении участников рыночных процессов. Однако рациональность решений, принимаемых на реальных рынках, нередко вызывает сомнение. Речь, прежде всего, идет о так называемых мериторных благах* — благах, объективно обладающих полезностью, не осознаваемой потребителями. Примером может служить начальное образование в преимущественно неграмотной стране, где государство принуждает родителей отправлять своих детей в школу «для их же блага».
Таким образом, выявляя «провалы рынка», можно получить достаточно обширный перечень условий, при которых государство должно активно воздействовать на рыночные процессы. В этой связи современная рыночная экономика справедливо считается смешанной, где «невидимая рука» рынка систематически взаимодействует с дополняющей ее «видимой рукой» государства.
3.2
Сферы деятельности государства. Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В современном обществе государственное регулирование является необходимым во многих сферах хозяйственной жизни.
Поддержание конкуренции.Действенная конкуренция, как уже отмечалось, не воспроизводится сама по себе.
* Проблема мериторных благ будет рассматриваться в специальной главе.
Накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощения и слияния фирм ведут к централизации капитала. Постоянное образование новых мелких и средних фирм сопровождается постепенным сокращением числа крупных компаний, определяющих ситуацию на рынке ведущих отраслей экономики. Основной двигатель рыночного хозяйства - конкуренция — подрывает сам себя. Процесс этот противоречивый, он представляет собой скорее тенденцию, развивающуюся медленнее или быстрее, а иногда временно и в обратном направлении.
Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции; контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально-экономической системы, т. е. не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности. Во многих развитых странах действуют законы по защите конкуренции от монополий, например, антитрестовский закон в США и законы против недобросовестной конкуренции в ФРГ. В настоящее время почти во всех странах Западной Европы национальное законодательство в области защиты и поощрения конкуренции постепенно уступает место унифицированному праву Европейского союза.
Обеспечение общеэкономической стабильности. Система рыночного хозяйства в силу специфики координации экономических решений и действий допускает нарушения внутренней стабильности народного хозяйства, сильные колебания конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний. Рыночный механизм сам по себе с этой задачей не справляется.
Наряду с проведением политики стабилизации к задачам государства в области экономики относится регулирование отраслевой и региональной структуры народного хозяйства. Обеспечение общехозяйственной стабильности в целом означает, что государство несет ответственность за умеренный, но постоянный экономический рост, поддержание здоровой структуры народного хозяйства, устойчивость национальной валюты, занятость и внешнеэкономическое равновесие. Юридической основой государственной политики стабилизации в большинстве развитых стран рыночной экономики являются соответствующие специальные законы, например закон о стабильности и росте, принятый в ФРГ в 1967 г.
Социальная обеспеченность. В современном обществе защита интересов лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, молодежи совершенно необходима. Теоретически в условиях чистой рыночной экономики больные, старики, инвалиды, сироты могут вообще не получать никакого дохода, т. к. они ничего не могут предложить на рынке. В период первоначального накопления так зачастую и было, о чем свидетельствуют произведения классиков литературы многих стран. В наше время государство, в целях обеспечения социального равновесия, а в конечном счете гарантирования социальной устойчивости общественно-экономического строя, обязано проводить политику перераспределения национального дохода. В большинстве стран под эту политику подведена юридическая база, направленная на создание «социальной сети», системы социального обеспечения.
Кризисы на микроуровне. Сбои в функционировании рыночного механизма могут происходить и на микроуровне, на отдельных рынках товаров и услуг. В этих случаях государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах. Например, снизить налоги с фирм л лиц, пользующихся энергосберегающей аппаратурой и эффективными теплоизоляционными материалами, не допустить краха фирмы, от которой зависит благосостояние и занятость в регионе. В ряде случаев государство должно брать на себя конкретные функции, которые рыночный механизм выполняет медленно, плохо или вообще не выполняет, — организации и финансирования охраны окружающей среды, создания и совершенствования инфраструктуры.
Поддержка фундаментальной науки, образования и культуры. Наряду с экономикой и социальной сферой чрезвычайно важным является систематическое финансирование государством науки, образования и культуры. Во-первых, наука и образование являются необходимыми условиями экономического роста, научно-технического прогресса и повышения национальной конкурентоспособности. Во-вторых, развитие культуры в стране — это предпосылка сохранения национальной самобытности и тесного контакта с мировой культурой, а также неотъемлемая составляющая качества жизни в стране. В-третьих, критерию рыночной эффективности — максимальная прибыльность в минимальные сроки - не соответствуют фундаментальный и характер исследований, необходимость долгосрочных вложений в массовую подготовку кадров и неопределенный коммерческий результат творческого процесса. Именно поэтому развитие науки, образования и культуры неизменно является постоянным объектом деятельности современного государства.
Но всегда ли государственное вмешательство приводит к устранению недостатков в функционировании рыночного механизма? Опыт показывает, что лекарство от рынка» может оказаться хуже самой болезни.
3.3
«Провалы государства». Под «провалами государства (government failure) понимаются ситуации, в которых результаты государственного вмешательства не только ведут к оптимуму, но более того, лишь ухудшают ситуацию, возникшую на рынке. Можно выделить три основные группы факторов, ведущих к возникновению «провалов государства».
1. Прежде всего, речь идет о недостатке информации руководства государства при принятии решений в области экономической политики. Во многих случаях оно просто не знает, какие цели в реальности преследуют те или иные экономические субъекты, и поэтому не в состоянии принять правильные решения. Особенно сложной становится ситуация, если предположить, что предприятия и домохозяйства обладают рациональными ожиданиями, т. е. знают все те теории и модели, на основе которых строится государственная политика. В этой ситуации, например, попытка государства за счет денежной эмиссии обеспечить рост совокупного спроса может обернуться крахом, потому что экономические субъекты с самого начала понимают, что в конечном итоге эмиссия приведет к роау цен, «съедающему» их дополнительные доходы. Приведем несколько конкретных примеров.