Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1297

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Из созданной Адамом Смитом концепции экономической свободы следует, что рынок представляет собой оптимальную систему координации решений экономических субъектов. Действие некой «невидимой руки» рынка обеспечивает оптимальное распределение благ и ресурсов между производителями и потребителями. Однако это утверждение справедливо лишь для условий совершенной конкуренции - абстрактной модели с четко заданными параметрами. В реальной действительности фактические результаты функционирования рыночной системы часто отклоняются от социально приемлемых, т. е. не совпадают с общественными ожиданиями. Тогда приходится иметь дело с так называемыми «провалами» или «ошибками» рынка (market failure). Чтобы такого рода ситуации не допускать, требуется вмешательство государства. Следовательно, его главной задачей становится своевременная идентификация «провалов» и выбор оптимальной стратегии «лечения» рынка. Существуют несколько типов таких «провалов» рынка.

3.1

Несостоятельность рынка. Идеальная модель рынка предполагает, что каждый из его участников полностью несет бремя издержек, возникающих в результате производственной деятельности, и полностью получает доход от результатов своего труда. Это означает, что все издержки и прибыли находят свое выражение в ценах — будь то цены факторов производства или цены готовой продукции. В реальной же это условие нередко нарушается — возникают внешние эффекты.

Внешние эффекты (экстерналии). Математически внешние эффекты могут быть описаны с помощью следующей формулы: UA = F(XA1, XA2, …, XAN, Y) где UA - полезность субъекта А, XA1, XA2, …, XAN — факторы, значения которых определяются решениями субъекта A (например, решениями о закупке сырья, найме рабочей силы, установлении цен готовой продукции и т. д.), а Y - фактор, не зависящий от воли субъекта А и определяющийся каким-либо другим экономическим субъектом.

Внешние эффекты могут быть позитивными и негативными. Негативные внешние эффекты связаны с издержками, не находящими выражения в ценах. Их примером является загрязнение окружающей среды. От сброса целлюлозно-бумажным комбинатом ядовитых веществ в реку страдают многие предприятия и жители расположенных поблизости городов, часто не имеющие никакого отношения к комбинату. Глобальное потепление, вызванное выбросом парниковых газов в Европе или США, ведет к наводнениям в Канаде и Латинской Америке или тайфунам в Восточной Азии.


В результате экономические субъекты этих регионов несут издержки, которые не были вызваны их решениями. Величина У в приведенной выше формуле отрицательна.

Позитивные экстерналии характеризуются тем, что создают дополнительные выгоды для хозяйствующих субъектов, не участвующих в производстве того или иного блага. Например, в современной Германии на средства немецких налогоплательщиков создана прекрасная сеть автобанов, которая используется при транспортировке грузов и пассажиров, скажем, из Восточной Европы во Францию и Испанию не только немецкими фирмами, но и компаниями других стран, которые в свое время не несли никаких расходов, связанных со строительством дорог. Величина Y в приведенной выше формуле положительна. Крайним случаем положительных экстерналии являются «общественные блага».

Возникновение внешних эффектов всегда искажает результаты действия рыночного механизма. Производители, вызывающие отрицательные внешние эффекты, могут позволить себе полностью игнорировать связанные с ними издержки, более того - заинтересованы в росте экстерналий, если это позволит им сэкономить на «осязаемых» издержках, связанных, например, с внедрением новых технологий. Положительные внешние эффекты также далеко не безвредны - их существование снижает мотивацию производителей, часть труда которых «бесплатно» додается другим. Поэтому необходимым становится вмешательство государства.

Для того чтобы заставить производителей «учитывать» негативные внешние эффекты, необходимо их интернализировать. Например, введение платежей за выброс «парниковых газов» заставляет металлургические компании и угольные электростанции относиться к внешним эффектам как к части собственных издержек и создает мотивацию к их минимизации.

Но всегда ли вмешательство государства при возникновении негативных внешних эффектов является неизбежным? Опубликованная в 1960 г. статья нобелевского лауреата Рональда Коуза показывает, что при отсутствии трансакционных издержек и при наличии возможности четкого определения причин «внешних эффектов» их устранение возможно и в результате переговоров между участниками рынка1. Более того, результат переговоров не зависит от распределения прав собственности. Это утверждение получило название теоремы Коуза. В реальном мире, однако, трансакционные издержки существуют и нередко становятся запретительно высокими при проведении переговоров (например, решение проблемы «парникового эффекта» потребовало бы переговоров между тысячами компаний - производителей СО2 и других газов - и миллиардами частных лиц и фирм, несущих издержки глобального потепления). Поэтому государственное вмешательство в реальном мире все же становится неизбежным.


Монополии. Модель совершенной конкуренции исходит из большого числа игроков на рынке. При этом предполагается, что каждый из них не в состоянии влиять на рыночные цены. Однако в реальной действительности рынок постоянно порождает монополистические ситуации, что означает определенную степень власти над ценой независимо от того, на каких предпосылках эта власть базируется. Это может быть захват значительной доли отраслевого производства как следствие концентрации и централизации капитала, тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и т. п.

Еще Адам Смит отмечал в свое время склонность предпринимателей к сговору с целью ограничения конкуренции. Результатом монополии становится отклонение рынка от оптимального объема производства, завышение цен и уменьшение выпуска по сравнению с совершенной конкуренцией. Поэтому государство время от времени вынуждено вмешиваться в дела хозяйствующих субъектов и восстанавливать конкурентную среду на рынке, предотвращая возникновение монополии или ликвидируя уже возникшего монополиста путем разделения его на более мелкие компании. Очень точно и образно высказался по поводу необходимости государственной антимонопольной политики известный немецкий экономна Вильгельм Репке, заметивший, что «конкуренция — это не дикорастущий цветок, а культурное растение, нуждающееся в уходе»2. В некоторых случаях «склонность предпринимателей к сговору» принимает весьма изощренные формы. Приведем один исторический пример.


Пример 3.1

«Световой телеграф» поставщиков бензина. В ФРГ в 1970-е гг. Федеральное ведомство по картелям длительное время пыталось доказать существование сговора между крупными компаниями — поставщиками бензина. Однако все попытки расследования оставались безрезультатными. Доказательство было найдено, в сущности, случайно. В те годы ведомство по картелям находилось, как и головные офисы компаний-поставщиков, в Гамбурге. Один из сотрудников ведомства, возвращаясь домой, заметил, что в офисах компаний сравнительно в позднее время остается освещенным большое число окон. Наблюдения показали, что цена бензина на следующий день росла всегда на число пфеннигов, равное числу освещенных окон накануне.

Сегодня многие экономисты либерального направления ставят под сомнение необходимость в жесткой антимонопольной политике. Существует, например, теория «оспариваемых рынков» (contestable markets), утверждающая, что в реальности всегда существует давление на монополиста со стороны потенциальных игроков, которые при чрезмерном завышении цен способны войти на рынок и вытеснить с него монополиста. Однако многие рынки ограждены от прихода новых компаний «барьерами входа» - высокой стоимостью первоначальных инвестиций или существующей системой долгосрочных контрактов.

Неделимость факторов производства и естественные монополии. Модель совершенной конкуренции исходит из абсолютной делимости факторов производства. Например, предприятие может свободно изменять потребление топлива в зависимости от необходимого объема выпуска. Однако в действительности многие факторы производства (например, трубопроводы, линии электропередач) являются неделимыми. Предельные издержки производства в этом случае постоянно снижаются при росте объемов производства. Возникают значительные эффекты экономии от масштаба, в результате которых эффективным становится присутствие на рынке только одного производителя. Возникает «естественная» монополия, способная воспользоваться своей рыночной властью и привести к нарушению оптимального состояния экономики.

В отличие от «обычной» монополии, разделение естественной монополии не является эффективным. Соответственно, государство вынуждено контролировать естественные монополии и процесс ценообразования, например, ограничивая уровень цен и рентабельности монополиста. В некоторых случаях целесообразным является введение «временной монополии», когда монопольные права предоставляются на ограниченный срок на основе конкурса.


Длительное время в практике промышленно развитых стран господствовала «расширительная» трактовка естественных монополий. Например, такие отрасли, как телекоммуникации (включая даже производство телефонных аппаратов), электроэнергетика, железнодорожный транспорт, добыча и транспортировка газа полностью объявлялись «естественными монополиями». Сегодня основной целью становится «выделение» в подобных отраслях собственно монопольной и конкурентной составляющих. Например, транспортировка газа и электроэнергии, эксплуатация железнодорожных путей соответствуют критериям естественной монополии, а продажа и генерация электроэнергии, добыча газа и собственно транспортировки с использованием железной дороги естественной монополией могут и не являться. Однако перспективы реформирования естественных монополий (и в промышленно развитых странах, и в России) неясны. Многие вопросы еще остаются без ответа.

Информационная асимметрия. Одной из наименее реалистичных предпосылок модели совершенной конкуренции является допущение полной информированности, в соответствии с которым все экономические субъекты мгновенно получают сведения о любых действиях других экономических субъектов. На самом же деле фирмы и домохозяйства вынуждены функционировать в условиях неполной информации, неопределенности и риска. Существуют две группы проблем, порожденных дефицитом информации, - обратный отбор, или обратная селекция (adverse selection), и моральный риск (moral bazard). Приведем пример обратного отбора.