Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Антрепризы распространены в основном в столицах и крупнейших культурных центрах России. Организационно-правовые формы, в которых развивается продюсерство в России, достаточно разнообразны и соответствуют разрешенным в Гражданском кодексе Российской Федерации формам. В России продюсер наиболее часто работает самостоятельно, т. е. без образования юридического лица, но .приобретая патент, либо как руководитель создаваемой и руководимой им продюсерской фирмы (ТОО, ЗАО). Однако нередко он работает по трудовому контракту с коммерческой организацией или по договору с некоммерческой организацией.

После введения Гражданского кодекса РФ подавляющее число театральных продюсеров произвели перерегистрацию коммерческих структур в некоммерческие организации (фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства). Рисковый характер коммерческой деятельности и неустойчивое финансовое положение в сфере культуры часто ведут к образованию многопрофильных организаций, в деятельности которых большое место занимает реализация коммерческих проектов, не связанных непосредственно с культурным обслуживанием населения. В то же время многопрофильные организации культуры, наряду со специализацией в определенном секторе культуры, занимаются и другими видами культурной деятельности. Коммерческие организации культуры возникают также в рамках других видов бизнеса, входят в состав холдинговых компаний, что позволяет уменьшить коммерческий риск и повысить финансовую устойчивость этих организаций.

Продюсерство развивается как малое предпринимательство с небольшим штатом сотрудников, отсутствием собственных основных средств (зданий, помещений, специального оборудования и т.д.), продюсерская фирма арендует помещения и оборудование, привлекает исполнителей на временной основе. Под субъектами малого предпринимательства в российском законодательстве понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средняя численность работников за отчетный период не превышает установленных предельных уровней, в частности для культуры — 50 человек.

В 2002 г. малыми предприятиями сферы культуры и искусства России было произведено продукции (работ и услуг) на сумму свыше 5 млрд. руб., из них на сумму 4,7 млрд. руб. по основному виду деятельности. Следует отметить как положительное явление, что за последние три года наблюдается более быстрый рост производства продукции по основной деятельности (в 1,9 раза против 1,6 раза по вип-продукции). Число малых предприятий культуры и искусства в настоящее время составляет около 8 тыс. Из них в частной собственности находится 87%, в смешанной и совместной российской и иностранной собственности — 13%. Такое же состояние характерно и для соотношения общего обмена продукции по основному виду деятельности между обозначенными собственниками.


Средняя численность работников в расчете на одно малое предприятие культуры и искусства составляет семь человек. При этом наблюдается увеличение доли штатных работников по сравнению с долей, приходящейся на совместителей и работающих по договорам26.

Главными вопросами, определяющими судьбу культурного проекта, являются наличие финансовых ресурсов, условия их получения и возврата. Российская культурная жизнь знает много замечательных замыслов и проектов, не реализованных из-за отсутствия денег; российская действительность являет также пример самых невероятных вариантов решения финансовых проблем, многократно описанных в различного рода публикациях.

Основными финансовыми источниками, наиболее часто встречающимися в продюсерском деле, являются: собственный первоначальный капитал; займы у знакомых, родственников и т. д.; коммерческие кредиты; спонсорские отчисления; ссуды компаний, инвестирующих культурные проекты; средства учреждений и организаций культуры (кинокомпаний, киностудий, телевидения и т. д.); средства бюджетов различных уровней; средства учреждений (общественных организаций, коммерческих организаций и др.); средства государственных и местных бюджетов, выплачиваемые за оказываемые продюсерами услуги по реализации определенных культурных программ (федеральных, региональных, городских и т. д.) на основе договоров.

Следует отметить возрастающую роль телевидения как источника финансовых средств. Многие частные компании, работающие в сфере культуры, обладают достаточными собственными уставными капиталами и оборотными средствами либо пользуются поддержкой крупных предпринимательских структур, входя в соответствующие объединения и холдинги.

Финансирование кинофильмов осуществляется в настоящее время на безвозмездной, невозвратной основе. Типовой договор предусматривает, что «суммы государственного финансирования производства фильма не учитываются в затратах, подлежащих возмещению при определении размера прибыли, полученной продюсером от использования исключительных прав на использование фильма». В экономической литературе и в среде кинематографистов такой порядок государственного финансирования производства фильмов подвергается критике, т. к. он часто ведет к неэффективному использованию денежных средств. В целях повышения ответственности продюсера за качество фильмов и для усиления рыночной привлекательности кинопродукции предлагается внедрить возвратный механизм. Основные элементы этого механизма разрабатываются, и их опытная проверка — дело ближайшего будущего.


В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке кинематографии» государственная поддержка оказывается фильмам, получившим статус «национальных»; этот статус фильм может получить если:

  • продюсер фильма — гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации; 41 авторы фильма — граждане Российской Федерации;

  • в состав съемочной группы (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры - исполнители главных ролей) входит не более 30% лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации;

  • фильм снимается на русском языке или на других языках народов Российской Федерации;

  • не менее 50% общего объема работ в сметных ценах по производству, тиражированию, прокату и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;

  • иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30% сметной стоимости фильма.

Для получения бюджетных средств под социальный заказ на национальный фильм требуются некоторые сведения. Перечень документов, в которых они должны содержаться, определен Положением о национальном фильме от 27 января 1990 г., утвержденном Государственным комитетом Российской Федерации по кинематографии. Он, в частности, включает:

    • лимит затрат на производство фильма;

    • документы, подтверждающие финансирование производства фильма из внебюджетных источников, если оно имеется;

    • копии договоров и соглашений с инвесторами об их участии в финансировании производства фильма с указанием суммы, сроков и условий вложения средств в производство фильмов;

    • авторские договоры на создание фильма, предусматривающие возможность передачи прав на фильм третьим лицам.

Необходимым документом, синтезирующим все творческие, производственные и сбытовые стороны проекта, является бизнес-план. Система бизнес-планирования постепенно внедряется в коммерческом секторе, она имеет некоторые особенности в отдельных подотраслях культуры и искусства.

Особенности бизнес-планирования в сфере культуры обусловлены высоким значением социальных факторов, многоканальной системой финансирования со значительной долей бюджетных финансовых ресурсов, необходимостью учета ряда правовых вопросов, в особенности из области авторского и смежных прав, определяющей ролью творческих работников в реализации культурных проектов и рядом других.


Сроки бизнес-планирования для разных проектов в сфере культуры различны и зависят от продолжительности подготовительного и производственного периодов и жизненного цикла товаров (услуги). Так, в сфере аудиовизуального производства в зависимости от объема и сложности аудиовизуального произведения производственный и подготовительный циклы длятся от нескольких месяцев (или недель) до года и более. Наиболее продолжительным является производство полнометражных художественных фильмов, телесериалов, масштабных театральных постановок.

Производство и реализация через Интернет новых видов товаров и услуг, непривычных для российского рынка, например, аудиовизуальной, информационной и иной культурной продукции занимает более длительный период (от 1 до 4 лет), т. к. требует отработки всей системы: создания компании, формирования идеи и разработки услуг, закупки оборудования, налаживания связей с потребителем и т. д.

Продолжительность бизнес-проекта в сфере шоу-бизнеса зависит от личности исполнителя, его популярности. Иногда требуется значительный период времени для подготовительного периода, создания имиджа исполнителя, его «раскрутки» в средствах массовой информации, разработки стратегии его выхода на массовую аудиторию, что увеличивает срок действия бизнес-проекта.

Финансовым прогнозам культурных проектов свойственна неопределенность, тем не менее продюсеры стремятся найти более или менее реальный срок реализации проекта, что необходимо для определения тактики взаимодействия с кредиторами.

В разделах бизнес-плана, посвященных сфере бизнеса, компании и предлагаемым товарам и услугам, кроме обычных данных важно указать сведения о достижениях компании (участие в конкурсах, фестивалях, завоеванных премиях и наградах), дать характеристику производственным возможностям и творческому потенциалу, оценить качество литературного и музыкального материалов как основы проекта. Указывается информация об авторских правах на исходные материалы, договорах о привлечении авторов, исполнителей, связях с телевидением, дается характеристика сценических площадок. В проектах аудиовизуальной сферы представляется сценарий полнометражного фильма, либо синопсис, либо заявка на короткометражный фильм, клип, рекламный ролик, концертный номер и другую продукцию. Указываются сведения о постановочной сложности произведения, его классификации; могут быть указаны эстетические, идеологические и другие особенности производимого продукта.


В разделе бизнес-плана, охватывающем вопросы рынка и маркетинга, дается возможно наиболее точное определение сегмента рынка, для которого предназначены услуги, а также программа оптимальной организации продвижения услуги. Для большинства проектов наиболее значительным является региональный рынок, однако в последнее время, в особенности для аудиовизуальной и Интернет системы, а часто и исполнительской сферы культуры и искусства, приобретают значение национальный и международный рынки. Сегментация рынка и позиционирование того или иного товара (услуги) культуры частично предопределена его видовой и жанровой характеристикой.

Сбыт, разный для различных товаров и услуг культуры, осуществляется посредством агентов (дистрибьюторов), представителей прямого сбыта или многоканальной системы сбыта. Реализация товаров и услуг на национальном или региональном рынках может осуществляться посредством аукционной продажи, ежегодных или долгосрочных договоров, системы проката.

План производства (производственная программа) сценического или аудиовизуального продукта содержит последовательное изложение мероприятий и график их осуществления на различных стадиях производственного процесса, а также указания на возможный обмен производственных ресурсов и их стоимость. В необходимых случаях решается вопрос о лицензировании и стоимости технологии, хотя в рассматриваемой сфере деятельности производственные технологии, как правило, являются частью и компонентом оборудования, поэтому отдельные соглашения по их приобретению не заключаются.

Ресурсное обеспечение проекта определяется расчетами потребностей в оборудовании, материалах, автотранспорте, производственных площадях, объемах услуг и работ, осуществляемых сторонними организациями. При расчете следует учесть расходы по выплатам гонораров авторам.

Потребность стационарных театров, цирков, концертных организаций в осветительном оборудовании, звуковой аппаратуре, механизмах сцен определяется в расчете на несколько лет, а в мебели, декорациях, театральном реквизите, костюмах, гриме и других постановочных средствах — в расчете на конкретный проект.

Продюсерские фирмы определяют потребность в ресурсах на один проект и отражают в проектных расчетах только стоимость аренды, за исключением специального оборудования, имеющегося в их собственности.

Организационный план предполагает изложение перечня сопутствующих производству мероприятий и сроков их осуществления, а также расчета необходимых для подготовки проекта издержек. Он включает такие этапы, как проведение переговоров, заключение контрактов, выполнение подготовительных и капитальных работ.