ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1302
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Государственный институт искусствознания
ЭКОНОМИКА
КУЛЬТУРЫ
Ответственный редактор
А.Я. РУБИНШТЕЙН
Слово / Slovo
Москва
2005
Часть I
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Раздел 1
Экономические основы
Введение
О методологии. Жизнь - это непрестанная погоня за счастьем. Само счастье можно понимать по-разному, но его достижение всегда связывается индивидуумом с максимизацией степени удовлетворения собственных потребностей (в самой их широкой трактовке). Именно поэтому экономику можно определить как совокупность видов деятельности и обслуживающих их институтов, которые обеспечивают удовлетворение многообразных потребностей членов общества. Экономическая теория относится к общественным наукам, поскольку предметом ее изучения является одна из сфер социума. Это - поведенческая наука, поскольку ей приходится иметь дело с людьми, которые в соответствии с собственными интересами (потребностями, предпочтениями) активно реагируют на сигналы окружающего мира, внося тем самым в него постоянные изменения. Последнее обстоятельство (изменчивость экономических институтов) создает для исследователей огромные сложности: состояние экономической системы на любой момент времени оказывается, с одной стороны, продуктом предшествующего развития, а с другой — не более чем очередной ступенькой на бесконечном пути социально-экономической эволюции.
Высокая динамика хозяйственных институтов удивительным образом сочетается с устойчивостью их базы. В течение многих веков для экономики характерны такие институты, как разделение труда, товарный обмен, деньги, прибыль, процентная ставка и др., хотя в их содержании, несомненно, происходят непрерывные изменения.
Современная экономика — крайне сложная система, состоящая из огромного числа элементов. Исследование объектов такого рода, в принципе, невозможно без широкого применения метода абстракции. Его суть состоит в постепенном усложнении модели, призванной, в конечном счете, дать адекватное представление о реальном объекте. Вся сложность, однако, в том, от какой исходной модели отталкиваться и по какой траектории следовать к «конечному пункту» исследования.
В идеале задача состоит в аксиоматическом построении экономической теории: на основании исходных гипотез абстрактного плана должна быть выведена вся совокупность современных экономических институтов с их функциональными взаимозависимостями. И до тех пор, пока синтезированные человеческим интеллектом закономерности такой системы соответствуют поведению ее реального аналога, принятые гипотезы можно рассматривать как достоверные.
Аксиомы в отношении характера человеческих потребностей. За исходный пункт примем категорию индивидуальных потребностей. Такой выбор вполне оправдан с учетом того, что естественное стремление каждого человека, непосредственно отражающееся на функционировании экономической системы, состоит в максимизации степени удовлетворения своих нужд.
С точки зрения источников удовлетворения все потребности можно разделить на три вида. Первый вид — это те потребности, удовлетворение которых осуществляется постоянно и автоматически вне зависимости от каких-либо усилий со стороны индивидуума. К нему относится, в частности, потребность любого человека в кислороде для дыхания. При всей их важности такие потребности не представляют никакого интереса для экономического исследования (по крайней мере, до тех пор, пока их реализация действительно гарантирована). Второй вид потребностей характерен тем, что их реализация предполагает осуществление человеком производственной деятельности с целью создания соответствующих благ (потребительных ценностей, по К. Марксу) или оказания соответствующих услуг. Это - тот вид потребностей, которым экономическая наука по вполне понятным причинам уделяет особо пристальное внимание. И, наконец, третий вид — потребность в свободном времени. Любой человек нуждается в отдыхе и тех или иных развлечениях— доказывать это нет особой необходимости.
Сразу же возникает вопрос: измеряемы ли потребности? Со времен В. Парето экономическая теория трактует его следующим образом. Объективная, т. е. не зависимая от индивидуума мера разнообразных потребностей отсутствует. В самом деле, можно ли, скажем, однозначно утверждать, что яблоки нужнее для человека, чем велосипед? В то же время постулируется, что каждый из нас обладает субъективной способностью ранжировать по значимости самые разнообразные наборы потребительских благ. Иными словами, каждый человек обладает картой индивидуальных предпочтений (преференций), отражающей сравнительную значимость для него всех мыслимых комбинаций потребительских благ. У каждого индивидуума своя шкала предпочтений, а следовательно, и своя функция полезности. Субъективный характер оценки различными людьми полезностей делает невозможным их межличностные сопоставления.
Для наглядного графического представления карты индивидуальных преференций в случае, когда потребительские наборы состоят только из двух благ, используются так называемые кривые безразличия. Каждая такая кривая представляет собой совокупность всех наборов потребительских благ, которые одинаково оцениваются рассматриваемым индивидуумом. Поскольку число наборов бесконечно (ведь речь идет о комбинациях различных благ в различных количествах), постольку бесконечно и число кривых безразличия. Несколько из них представлено на графике (рис. 1).
Рис. 1
Карта потребительских предпочтений
Форма кривых безразличия на рисунке 1 соответствует следующим предположениям (аксиомам!) относительно особенностей индивидуальных предпочтений. Во-первых, предполагается, что люди предпочитают большее меньшему. Иными словами, если к любому набору прибавить какое-то количество одного из благ, то новый набор будет иметь для потребителя большую ценность. Отсюда следует, что по отношению к данной кривой безразличия все кривые, лежащие выше нее, представляют для индивида большую, а ниже - меньшую ценность. Во-вторых, отрицательный наклон кривых безразличия отражает свойство субституции (замещения) одних потребительских благ другими. Его суть состоит в том, что изменение количества одного из благ, входящих в потребительский набор, может быть компенсировано, с точки зрения величины общей полезности, изменением в противоположную сторону количества любого из других благ, входящих в этот же набор. В-третьих, выпуклость кривых безразличия в сторону начала системы координат отражает следующее допущение: чем большее количество одного блага принадлежит потребителю, тем меньшим количеством другого блага он готов жертвовать для дополнительного приращения потребления первого блага на одну единицу (положение об убывающей предельной норме замещения блага по мере роста его потребления). Графически этот постулат выражен убывающим абсолютным значением наклона касательной к кривой безразличия по мере увеличения количества блага, откладываемого на оси x.
Карта потребительских предпочтений любого человека характеризует не только сравнительную ценность различных наборов благ на данный момент времени, но и его преференции в отношении распределения потребления во времени. Как мы увидим, между текущим и будущим потреблением нередко существует возможность размена, в одних случаях можно сократить сегодняшнее потребление ради его увеличения в последующие периоды времени, в других - наоборот, увеличить степень удовлетворения потребностей в данный период за счет сокращения потребления в будущем. Для принятия рациональных решений в отношении распределения потребления во времени каждый индивид должен иметь некоторую шкалу, определяющую количественные характеристики упомянутого размена между текущим и будущим потреблением. Гипотеза, которой экономическая наука давно и успешно пользуется, состоит в том, что размен этот характеризуется убывающей предельной нормой субституции полезности будущей полезностью текущей. Иными словами, за каждую следующую единичку прироста полезности в будущем люди согласны жертвовать все меньшим и меньшим количеством текущей полезности. Нередко, для простоты (хотя и с некоторым ущербом для содержания), это положение формулируется следующим образом: текущее потребление оценивается людьми выше, чем будущее.
Выраженная в процентах и взятая по модулю обратная величина предельной нормы субституции полезности будущей полезностью текущей за вычетом единицы получила название дисконта (в переводе с английского - скидка). Процесс дисконтирования заключается в уменьшении полезности каждого следующего периода на величину дисконта. С его помощью осуществляется приведение будущих полезностей к сопоставимому с текущей полезностью виду. Дисконт представляет собой прообраз одного из ключевых инструментов рыночной экономики - процентной ставки.
Производство. Производственная деятельность - важнейшее средство удовлетворения потребностей людей. Процесс труда (производства) имеет место тогда, когда происходит соединение субъективных и объективных факторов производства (производительных сил). Субъективным фактором является рабочая сила (способность к труду) человека. В этом отношении терминология К. Маркса представляется более удачной, чем терминология современной экономической теории, рассматривающей сам труд в качестве фактора производства.
К объективным факторам производства относятся предметы и средства труда. Первые представляют материал (сырой или прошедший предварительную трудовую обработку), из которого создаются хозяйственные блага; вторые — материальные условия, обеспечивающие воздействие труда на сырье и полуфабрикаты. Они включают природные факторы производства (землю), здания, производственный транспорт, а также орудия труда (инструмент, станки, оборудование), непосредственно воздействующие на предмет труда в процессе производства. Совокупность предметов и средств труда составляет средства производства. Комбинацию факторов производства (рабочей силы и средств труда), необходимых для создания потребительского блага, определим как технологию производства.
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Проблема максимизации степени удовлетворения потребностей в наиболее простом виде может быть рассмотрена на примере натурального хозяйства, в условиях которого изолированный индивидуум (назовем его Робинзон) самостоятельно производит все необходимые для него блага и определяет продолжительность своего досуга.
1.1
Натуральное хозяйство. Очевидно, что увеличение продолжительности трудовой деятельности такого Робинзона, с одной стороны, способствует увеличению степени его удовлетворенности благодаря умножению потребляемых им благ, а с другой - ее уменьшению из-за сокращения свободного времени. Налицо классический «размен» между временем производства и досуга. Поэтому альтернативными издержками трудовой деятельности является потерянное удовольствие от сокращающегося свободного времени, а альтернативными издержками свободного времени — упущенная выгода, связанная с недопроизводством потребительских благ.
Отсюда становится понятным смысл задачи, стоящей перед Робинзоном: ему нужно распределить время жизни (того или иного ее отрезка) между различными видами производственной деятельности и досуга, чтобы добиться максимальной степени удовлетворения потребностей.
Модель с неограниченными ресурсами. Пусть, для простоты, Робинзон производит лишь одно потребительское благо. Максимально возможная продолжительность досуга равняется величине рассматриваемого (единичного) временного отрезка (24 часам, неделе, месяцу и т. п.). Ей соответствует точка А на рисунке 1.1.
Рис. 1.1
Механизм определения набора потребительских благ, максимизирующего степень удовлетворения потребностей
Уменьшая продолжительность свободного времени, Робинзон получает возможность для ведения производственной деятельности: продолжительность последней представляет собой разность между величиной единичного временного отрезка и временем досуга. Разделив продолжительность трудовой деятельности на удельные трудозатраты, связанные с производством потребительского блага, получаем то его количество, которым Робинзон будет располагать при данной продолжительности досуга. Соответственно прямая АВ выражает все возможные при заданном уровне производительности труда комбинации количества потребительского блага и свободного времени. Назовем ее границей возможностей Робинзона.