Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Коммерческие и некоммерческие организации культуры функционируют в различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством (табл. 10.2).

Как видно из приведенной ниже таблицы, круг организационно-правовых форм государственных и муниципальных организаций весьма ограничен. И связано это с тем, что государственная и муниципальная собственность имеет особый статус. Эти виды собственности альтернативны частной собственности.

Государственная и муниципальная собственность однозначно определена как собственность, соответственно, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Переход собственности из государственной или муниципальной в частную принято называть приватизацией. Частная собственность — это собственность либо физических, либо юридических лиц.

Большинство организаций являются юридическими лицами. Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 48 дает следующее определение юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».

Таблица 10.2. Организационно-правовые формы

коммерческих и некоммерческих организаций15

Учредитель

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

Государство (муниципалитет)

Государственные (муниципальные) унитарные предприятия

Государственные (муниципальные) учреждения. Государственные корпорации

Юридические, Физические лица

Товарищества:

  • полное товарищество;

  • товарищество на вере.

Хозяйственные общества:

  • общество с ограниченной ответственностью (ООО) и с дополнительной ответственностью;

  • открытое акционерное общество (ОАО);

  • закрытое акционерное общество (ЗАО).

Производственные кооперативы (артели)

Общественные и религиозные организации (объединения).

Фонды (в том числе Благотворительные фонды, общественные фонды).

Некоммерческие партнерства (НП).

Учреждения, (в том числе общественные учреждения).

Автономные некоммерческие организации (АНО).

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы)


Юридические лица в большинстве случаев являются собственниками. Это означает, например, что при создании общества с ограниченной ответственностью учредители (участники) этого общества передают ему в той или иной форме имущество, теряя при этом на него право собственности. Имущество становится собственностью созданного общества с ограниченной ответственностью. Учредители (участники) этого общества в порядке, предусмотренном законодательством и уставом, участвуют в управлении этим обществом, имеют право на определенную часть прибыли от его деятельности (дивиденды). Но, повторим, правом собственности на имущество, как переданное обществу при его организации, так и приобретенное им в результате хозяйственной деятельности, обладает юридическое лицо - в данном случае общество с ограниченной ответственностью.

Это правило распространяется на все юридические лица - как коммерческие, так и некоммерческие организации, за двумя исключениями. Законодатель выделил два вида организаций: государственные (муниципальные) унитарные предприятия и учреждения, которые в отличие от всех других организаций - юридических лиц не являются собственниками (ГК РФ, ст. 213, п. 3).

Какова же логика этого законодательного решения? Представим себе, что государственное унитарное предприятие наряду с другими юридическими лицами было бы признано собственником имущества, переданного ему при организации и приобретенного в процессе хозяйственной деятельности. Тогда его имущество потеряло бы статус государственной собственности, поскольку собственность юридического лица - это частная собственность. Государство, создавая коммерческую организацию - унитарное предприятие, регистрирует его в установленном порядке как юридическое лицо, предоставляет ему тем самым предусмотренную законодательством и уставом самостоятельность. Но право собственности при этом сохраняет за собой. Поэтому имущество унитарного предприятия остается государственным (муниципальным), а юридическое лицо владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом на праве хозяйственного ведения (ГК РФ, ст. 294, 295). Право хозяйственного ведения имуществом имеет ряд существенных ограничений по сравнению с правом собственности.

В подобном же положении находятся государственные (муниципальные) учреждения. Являясь юридическими лицами, эти некоммерческие организации, в отличие от всех других, не обладают правами собственника, а распоряжаются имуществом на праве оперативного управления (ГК РФ, ст. 296, 298). Такой режим распоряжения собственностью ставит учреждение в еще большую зависимость от собственника, чем право хозяйственного ведения, применяемое для унитарных предприятий. Гражданский кодекс предполагает возможность в определенных случаях создавать на праве оперативного управления федеральной собственностью и унитарные предприятия. В этом случае их называют федеральными казенными предприятиями (ГК РФ, ст. 115).


Организации культуры действуют сегодня в России в самых разнообразных организационно-правовых формах. Среди организаций культуры можно встретить производственные кооперативы (артели) и хозяйственные общества, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, фонды и общественные объединения. Однако следует признать, что наиболее распространенная форма организаций культуры в сегодняшней России - государственное (муниципальное) учреждение. Для того чтобы понять причины этого, заглянем в недавнюю историю.


Пример 10.3

Формирование сети учреждений культуры. В дореформенные времена в нашей стране превалировала государственная форма собственности. Абсолютное большинство организаций культуры существовали именно в этой форме, т. е. были государственными. Законодательство Советского Союза не различало коммерческие и некоммерческие организации. Хотя среди организаций культуры были учреждения, полностью финансируемые государством, а также так называемые планово-убыточные предприятия, имевшие собственные доходы и получавшие финансирование в виде государственных дотаций. Другими словами, за редчайшим исключением организации культуры в Советском Союзе финансировались государством. В 1990-х гг. значительная часть государственной собственности в стране была приватизирована. Но этот процесс в малой степени задел сферу культуры. Частично это определялось ограничениями приватизации в этой сфере, предусмотренными законодательством. Но главное — это отсутствие заинтересованности инвесторов в приватизации объекта, который не сулит коммерческой выгоды, а наоборот - чаще всего требует регулярных финансовых вливаний. Благодаря этим обстоятельствам Россия унаследовала у РСФСР практически полностью сохранившуюся сеть государственных учреждений культуры. Более того, за годы реформ, как было показано в предыдущем параграфе, эта сеть заметно выросла.

Статус учреждения определен статьей 120 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации: «Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Следует заметить, что, употребляя формулировку «созданная собственником», законодатель подчеркивает указанное ранее обстоятельство: учреждение не является собственником, по сути, оно со всем своим имуществом остается в собственности того, кто его создал. Этим же вызвано то обстоятельство, что учреждение отвечает по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную, т. е. дополнительную, ответственность несет собственник (ГК РФ, ст. 120, п. 2).

С принятием в 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации в оборот было введено понятие «бюджетное учреждение». К бюджетным учреждениям по смыслу статьи 161 этого закона относятся все государственные и муниципальные учреждения. При этом определено, что они финансируются «из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов»16.


Организационно-правовая форма юридического лица фиксируется в его учредительных документах. «Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного Договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, Может действовать на основании общего положения об организациях данного вида» (ГК РФ, ст. 52, п. 1). Учредительный договор — это договор, который заключают между собой учредители (участники), создающие организацию. Если учредитель один, необходимость в учредительном договоре отпадает.

Наиболее распространенная среди организаций культуры форма учредительного документа - устав. Гражданский кодекс Российской Федерации определил, что в «учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным» (ГК РФ, ст. 52, п. 2).

Особые требования предъявляет Гражданский кодекс к наименованиям некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Их наименования по общему для всех юридических лиц правилу должны содержать указание на соответствующую организационно-правовую форму. Но, кроме того, в отличие от других коммерческих организаций, наименования унитарных предприятий и любых некоммерческих организаций должны содержать указание на характер их деятельности (ГК РФ, ст. 54, п. 1). Указанные требования гражданского законодательства на практике приводят иногда к длинным тавтологическим наименованиям учреждений сферы культуры. Например: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова».

Для того чтобы юридически оформить создание организации культуры любой организационно-правовой формы, необходимо произвести следующие действия: подготовить и утвердить в порядке, предусмотренном для этой организационно-правовой формы, учредительные документы; зарегистрировать организацию в уполномоченном государственном органе. Зарегистрированная организация вносится в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента организация считается созданной, т. е. начинает пользоваться всеми правами юридического лица, как, впрочем, и нести соответствующую ответственность.