ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1290
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
Коммерческие и некоммерческие организации культуры функционируют в различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством (табл. 10.2).
Как видно из приведенной ниже таблицы, круг организационно-правовых форм государственных и муниципальных организаций весьма ограничен. И связано это с тем, что государственная и муниципальная собственность имеет особый статус. Эти виды собственности альтернативны частной собственности.
Государственная и муниципальная собственность однозначно определена как собственность, соответственно, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Переход собственности из государственной или муниципальной в частную принято называть приватизацией. Частная собственность — это собственность либо физических, либо юридических лиц.
Большинство организаций являются юридическими лицами. Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 48 дает следующее определение юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».
Таблица 10.2. Организационно-правовые формы
коммерческих и некоммерческих организаций15
Учредитель |
Коммерческие организации |
Некоммерческие организации |
Государство (муниципалитет) |
Государственные (муниципальные) унитарные предприятия |
Государственные (муниципальные) учреждения. Государственные корпорации |
Юридические, Физические лица |
Товарищества:
Хозяйственные общества:
Производственные кооперативы (артели)
|
Общественные и религиозные организации (объединения). Фонды (в том числе Благотворительные фонды, общественные фонды). Некоммерческие партнерства (НП). Учреждения, (в том числе общественные учреждения). Автономные некоммерческие организации (АНО). Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) |
Юридические лица в большинстве случаев являются собственниками. Это означает, например, что при создании общества с ограниченной ответственностью учредители (участники) этого общества передают ему в той или иной форме имущество, теряя при этом на него право собственности. Имущество становится собственностью созданного общества с ограниченной ответственностью. Учредители (участники) этого общества в порядке, предусмотренном законодательством и уставом, участвуют в управлении этим обществом, имеют право на определенную часть прибыли от его деятельности (дивиденды). Но, повторим, правом собственности на имущество, как переданное обществу при его организации, так и приобретенное им в результате хозяйственной деятельности, обладает юридическое лицо - в данном случае общество с ограниченной ответственностью.
Это правило распространяется на все юридические лица - как коммерческие, так и некоммерческие организации, за двумя исключениями. Законодатель выделил два вида организаций: государственные (муниципальные) унитарные предприятия и учреждения, которые в отличие от всех других организаций - юридических лиц не являются собственниками (ГК РФ, ст. 213, п. 3).
Какова же логика этого законодательного решения? Представим себе, что государственное унитарное предприятие наряду с другими юридическими лицами было бы признано собственником имущества, переданного ему при организации и приобретенного в процессе хозяйственной деятельности. Тогда его имущество потеряло бы статус государственной собственности, поскольку собственность юридического лица - это частная собственность. Государство, создавая коммерческую организацию - унитарное предприятие, регистрирует его в установленном порядке как юридическое лицо, предоставляет ему тем самым предусмотренную законодательством и уставом самостоятельность. Но право собственности при этом сохраняет за собой. Поэтому имущество унитарного предприятия остается государственным (муниципальным), а юридическое лицо владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом на праве хозяйственного ведения (ГК РФ, ст. 294, 295). Право хозяйственного ведения имуществом имеет ряд существенных ограничений по сравнению с правом собственности.
В подобном же положении находятся государственные (муниципальные) учреждения. Являясь юридическими лицами, эти некоммерческие организации, в отличие от всех других, не обладают правами собственника, а распоряжаются имуществом на праве оперативного управления (ГК РФ, ст. 296, 298). Такой режим распоряжения собственностью ставит учреждение в еще большую зависимость от собственника, чем право хозяйственного ведения, применяемое для унитарных предприятий. Гражданский кодекс предполагает возможность в определенных случаях создавать на праве оперативного управления федеральной собственностью и унитарные предприятия. В этом случае их называют федеральными казенными предприятиями (ГК РФ, ст. 115).
Организации культуры действуют сегодня в России в самых разнообразных организационно-правовых формах. Среди организаций культуры можно встретить производственные кооперативы (артели) и хозяйственные общества, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, фонды и общественные объединения. Однако следует признать, что наиболее распространенная форма организаций культуры в сегодняшней России - государственное (муниципальное) учреждение. Для того чтобы понять причины этого, заглянем в недавнюю историю.
Пример 10.3
Формирование сети учреждений культуры. В дореформенные времена в нашей стране превалировала государственная форма собственности. Абсолютное большинство организаций культуры существовали именно в этой форме, т. е. были государственными. Законодательство Советского Союза не различало коммерческие и некоммерческие организации. Хотя среди организаций культуры были учреждения, полностью финансируемые государством, а также так называемые планово-убыточные предприятия, имевшие собственные доходы и получавшие финансирование в виде государственных дотаций. Другими словами, за редчайшим исключением организации культуры в Советском Союзе финансировались государством. В 1990-х гг. значительная часть государственной собственности в стране была приватизирована. Но этот процесс в малой степени задел сферу культуры. Частично это определялось ограничениями приватизации в этой сфере, предусмотренными законодательством. Но главное — это отсутствие заинтересованности инвесторов в приватизации объекта, который не сулит коммерческой выгоды, а наоборот - чаще всего требует регулярных финансовых вливаний. Благодаря этим обстоятельствам Россия унаследовала у РСФСР практически полностью сохранившуюся сеть государственных учреждений культуры. Более того, за годы реформ, как было показано в предыдущем параграфе, эта сеть заметно выросла.
Статус учреждения определен статьей 120 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации: «Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Следует заметить, что, употребляя формулировку «созданная собственником», законодатель подчеркивает указанное ранее обстоятельство: учреждение не является собственником, по сути, оно со всем своим имуществом остается в собственности того, кто его создал. Этим же вызвано то обстоятельство, что учреждение отвечает по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную, т. е. дополнительную, ответственность несет собственник (ГК РФ, ст. 120, п. 2).
С принятием в 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации в оборот было введено понятие «бюджетное учреждение». К бюджетным учреждениям по смыслу статьи 161 этого закона относятся все государственные и муниципальные учреждения. При этом определено, что они финансируются «из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов»16.
Организационно-правовая форма юридического лица фиксируется в его учредительных документах. «Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного Договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, Может действовать на основании общего положения об организациях данного вида» (ГК РФ, ст. 52, п. 1). Учредительный договор — это договор, который заключают между собой учредители (участники), создающие организацию. Если учредитель один, необходимость в учредительном договоре отпадает.
Наиболее распространенная среди организаций культуры форма учредительного документа - устав. Гражданский кодекс Российской Федерации определил, что в «учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным» (ГК РФ, ст. 52, п. 2).
Особые требования предъявляет Гражданский кодекс к наименованиям некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Их наименования по общему для всех юридических лиц правилу должны содержать указание на соответствующую организационно-правовую форму. Но, кроме того, в отличие от других коммерческих организаций, наименования унитарных предприятий и любых некоммерческих организаций должны содержать указание на характер их деятельности (ГК РФ, ст. 54, п. 1). Указанные требования гражданского законодательства на практике приводят иногда к длинным тавтологическим наименованиям учреждений сферы культуры. Например: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова».
Для того чтобы юридически оформить создание организации культуры любой организационно-правовой формы, необходимо произвести следующие действия: подготовить и утвердить в порядке, предусмотренном для этой организационно-правовой формы, учредительные документы; зарегистрировать организацию в уполномоченном государственном органе. Зарегистрированная организация вносится в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента организация считается созданной, т. е. начинает пользоваться всеми правами юридического лица, как, впрочем, и нести соответствующую ответственность.