Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 738
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Южный федеральный университет»
Направахрукописи
МАРЕЕВА Анастасия Сергеевна
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Специальность: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Л.В. Горюнова
Ростов-на-Дону-2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… | 4 |
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ……………………... | 19 |
1.1 Дополнительное образование детей в пространстве детского оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения …………………………………………………………….. | 19 |
1.2 Теоретические основы организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере …………………………………………………... | 39 |
1.3 Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря…………………………….. | 49 |
Выводы по первой главе исследования….………………………………. | 62 |
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ: МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ…………………. | 67 |
2.1 Модель организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря…………………………………………………... | 67 |
2.2 Условия реализации модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря………………………………………... | 102 |
2.3 Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря | 120 |
Выводы по второй главе исследования…………………………………... | 143 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… | 149 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….... ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... | 156 192 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьисследования. В современных условиях развитие системы дополнительного образования детей является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации. Майские указы президента еще в 2012 году определили ключевые векторы развития данного вида образования и сформулировали в качестве ключевого ориентира доведение к 2020 году доли детей в возрасте от 5 до 18 лет в данном образовательном сегменте до 70-75%. Тенденция к сокращению количества организаций дополнительного образования, наблюдавшаяся с конца 90-х годов ХХ века, перестала быть реальностью образовательной системы Российской Федерации. Одним из ключевых направлений государственной политики в данной сфере стала реализация принципа доступности дополнительного образования различным категориям детей.
В сентябре 2014 года Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей, определив, таким образом, основные стратегические
ориентиры качественных изменений в данном сегменте образовательной системы. Данная концепция определила ценность дополнительного образования как уникальной социальной практики, в процессе которой наращивается мотивационный потенциал личности и создаются условия для реализации инновационного потенциала общества. Дополнительное образование рассматривается как основное средство стимулирования саморазвития личности, приобщения активным видам деятельности и ценностям и формирования мотивирующего жизненного пространства ребенка. Исследовательская активность, творчество, игра и труд как взаимосвязанные организационные формы дополнительного образования стимулируют личностное и профессиональное самоопределение молодого поколения и позволяют сформировать социокультурный стержень личности. В контексте
вышесказанного развитие сферы дополнительного образования детей, ориентированной на обеспечение качества, вариативности и доступности данного вида образовательных услуг для каждого ребенка, является перспективным направлением педагогического исследовательского поиска.
Степень разработанности проблемы. Отметим, что в разное время к проблемам становления и развития системы дополнительного образования в нашей стране обращались такие ученые как В.П. Голованов, М.В. Игнатенко, З.А. Каргина, А.Н. Никульников
и другие.
На сегодняшний день особую актуальность приобретают исследования, посвященные использованию потенциала системы дополнительного образования в контексте социализации и социально-педагогической адаптации и социокультурной деятельности детей, имеющих особые образовательные потребности. Данные аспекты развития системы дополнительного образования отражены в работах И.В. Абакумовой, М.Э. Ахметовой, В.В. Захлебаевой, Т.В. Колупайко, Н.В. Сафина, Л.С. Шепитько и других исследователей.
Также актуальным направлением исследований является рассмотрение возможностей организаций дополнительного образования, ориентированных на обеспечение полноценного досуга и отдыха детей в период каникул. Социализирующий, образовательный и воспитательный потенциал учреждений труда и отдыха детей стал предметом исследований таких ученых как В.С. Дятлов, Е.Н. Папуша, С.В. Сальцева, Е.Н. Сорочинская, Е.П. Шигаева и других.
Возможности детского оздоровительного лагеря, по мнению некоторых исследователей, можно активно использовать для организации дополнительного образования детей как в период летнего отдыха, так и в межсезонье, организуя тематические лагерные смены различной направленности (Л.Б. Доржиева, С.В. Лобынцева, С.К. Никулин и др.).
Ряд исследований посвящены различным аспектам педагогического, социально-педагогического, методического и других видов сопровождения дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря
(Н.Ю. Антипова, Н.А. Сидорина и др.). Также вопросы
сопровождения дополнительного образования затрагиваются в работах Е.В. Алехиной, Е.М. Лепешкиной, Н.А. Курчановой и других авторов, которые рассматривают их в контексте проблем проектирования воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Отдельно стоит отметить аспекты сопровождения организации дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря, качающиеся вопросов кадрового обеспечения и, соответственно, поддержки, консультирования и сопровождения постоянного и обновляемого педагогического состава детского оздоровительного лагеря, которым посвящены исследования Н.В. Грушевской, А.Н. Никульникова и других авторов.
В целом, несмотря на достаточно обширный диапазон существующих исследований, посвященных проблемам дополнительного образования, в том числе в условиях детского оздоровительного лагеря, можно отметить, что вопросы организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве ДОЛ раскрыты недостаточно полно, что подтверждают обнаруженные противоречия между:
-
необходимостью использования детского оздоровительного лагеря как пространства дополнительного образования детей и недостаточной обоснованностью характеристик данного пространства, которое позволит эффективно реализовать организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей различных категорий; -
возрастающей потребностью в организационно-методическом сопровождении дополнительного образования детей различных категорий в пространстве детского оздоровительного лагеря и отсутствием действующих моделей организационно-методического сопровождения данного типа образования, учитывающих индивидуальные возможности и особые потребности всех категорий детей, находящихся в процессе лагерной смены в пространстве ДОЛ; -
необходимостью эффективного организационно- методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве ДОЛ и недостаточной обоснованностью условий, способствующих его успешной реализации с учетом интересов различных категорий воспитанников, находящихся в пространстве детского оздоровительного лагеря.