Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 772
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Диагностическаяцель:изучение делового, творческого и нравственного климата в коллективе.
Этапдиагностики:текущая диагностика. Основной период / Итоговая диагностика. Завершающий период.
Инструкция: при работе с текстом каждый член коллектива независимо друг от друга оценивает по 9-бальной шкале все 18 качеств, характеризующих, по его мнению, коллектив.
Обработкаиинтерпретациярезультатов.
Определяется средний балл по каждому блоку качеств, который и может служить оценкой делового, творческого или нравственного климата в коллективе.
Очень низкий – 1 балл, низкий – 2 балла, ниже среднего – 3 балла, чуть ниже среднего – 4 балла, средний – 5 баллов, чуть выше среднего – 6 баллов, выше среднего – 7 баллов, высокий – 8 баллов, очень высокий – 9 баллов.
Оценочный бланк
Деловыекачества
Качества | Баллы | Качества |
1. Безответственность | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Ответственность |
2. Приспособленчество | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Принципиальность |
3. Отчужденность | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Сотрудничество |
4. Индивидуализм | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Коллективизм |
5. Формализм | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Деловитость |
6. Равнодушие | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Удовлетворенность |
Творческиекачества
Качества | Баллы | Качества |
7. Равнодушие | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Увлеченность |
8. Апатия | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Целеустремленность |
9. Консерватизм | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Новаторство |
10. Пессимизм | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Оптимизм |
11. Пассивность | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Энтузиазм |
12. Застой | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Прогресс |
Нравственныекачества
Качества | Баллы | Качества |
13 Агрессивность | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Доброжелательность |
14 Лживость | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Честность |
15. Враждебность | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Дружелюбие |
16. Наказание | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Поощрение |
17. Социальная незащищенность | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Социальная защищенность |
18. Отсутствие условий для профессионального и культурного роста | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Наличие условий для профессионального и культурного роста |
Методики для диагностики уровня тревожности Пояснение: необходимо соблюдать несколько простых правил: 1.Использовать несколько (не менее двух) методик.
-
Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому. -
Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики. -
Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике. -
Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.
Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать,
боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.
Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.
-
Методика_«Рисунок_человека».'>Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из
перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.
-
Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р.Тэммла, В.Амена, М.Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет. -
Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей. -
Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет. -
Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. -
Диагностика_тревожных_состояний_у_детей_(CMAS'>Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы. -
Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:
-
ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная). -
ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная). -
ситуации общения (межличностная).
-
Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников. -
Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д.Тейлор, адаптирован Т.А.Немчиновым (для взрослых). -
Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».
Личностные методики, где тревожность выступает какдиагностируемыйкомпонент:
-
Графическая методика «Кактус» (для детей старше 3-х лет). -
Тест «Рука». Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет. -
Детский апперцептивный тест (ДАТ) для детей 3-10 лет -
Тест «Рисунок семьи» -
Тест «Дом. Дерево. Человек» -
Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»