Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 739
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
дополнительного образования детей: результаты диагностики экспериментальных отрядов показали устойчивую положительную динамику на протяжении всего периода работы. Руководство и непосредственные интересанты организационно-методического сопровождения (вожатые, педагоги-организаторы, воспитатели) отметили эффективность его использования в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы в условиях детского оздоровительного лагеря.
-
Результаты проведенного исследования актуализировали разработку алгоритма использования модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря и условий, необходимых для ее реализации в конкретном лагере. Данный алгоритм включает подготовительный, адаптационный, организационный и рефлексивный шаги. Первый шаг – подготовительный, предполагает оценку ресурсов детского оздоровительного лагеря с позиции наличия или отсутствия условий, необходимых для реализации модели. Второй шаг – адаптационный,заключается в формировании стратегии быстрого изменения, имеющихся в детского оздоровительного лагеря условий в соответствии с характеристиками предлагаемой модели организации дополнительного образования детей и планируемым контингентом лагерных смен. Третий шаг - организационный осуществляется непосредственно в процессе лагерной смены, предполагает использование модели при наличии всех условий, необходимых для ее реализации. Четвертый шаг - рефлексивный предполагает оценку эффективности проведенной работы всеми сотрудниками детского оздоровительного лагеря и составление дорожной карты организации дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря на следующую смену (в конце последней смены – на следующий сезон).
Предлагаемый алгоритм был апробирован в детских оздоровительных лагерях Ростовской области, получил положительные отзывы и рекомендации к
использованию при разработке содержания программ повышения квалификации работников образования, непосредственно связанных с организацией отдыха и досуга детей в системе дополнительного образования и детских оздоровительных лагерях Ростовской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время развитие системы дополнительного образования детей является в Российской Федерации одним из приоритетных направлений. Доступность и качество образования, ориентированного не только на развитие конкретных умений и навыков, но и развитие творческого потенциала ребенка, раскрытие его личных способностей и удовлетворение индивидуальных потребностей, стали ведущими задачами государственной политики в сфере дополнительного образования. Решение этих задач требует нового подхода к выбору пространств, в которых будет реализовано дополнительное образование. Одним из них является пространство детского оздоровительного лагеря, обладающее рядом особенностей, неизбежно влияющих и на сам процесс дополнительного образования детей. Необходимость реализации образовательной составляющей в процессе организации досуга детей в период летних каникул, который традиционно считается временем, свободным от учебной деятельности, ставит перед педагогами сложные задач, в процессе решения которых они нуждаются в поддержке и сопровождении. Представленное исследование направлено на поиск механизма, который позволит качественно организовать дополнительное образование в пространстве детского оздоровительного лагеря. В качестве такого механизма мы позиционируем организационно-методическое
сопровождение дополнительного образования детей, учитывающее особенности пространства детского оздоровительного лагеря.
В ходе проведенного исследования мы получили ряд результатов, которые, на наш взгляд, важны для педагогики дополнительного образования, в частности:
-
Детский оздоровительный лагерь является уникальным пространством, в рамках которого возможна не только организация отдыха и оздоровления детей, но и эффективное освоение дополнительных образовательных программ различной направленности. В пространстве детского оздоровительного лагеря
органично сочетаются характеристики неформальности и информальности, определенные, с одной стороны, необходимостью обеспечения условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, с другой, обусловленные общей направленностью лагерной смены и возможностью реализации образовательных программ в формате, не свойственном систематизированному обучению, в процессе приобщения к общекультурным ценностям и взаимодействия в кратковременном детском коллективе.
Детский оздоровительный лагерь позволяет освоить различные виды деятельности вне регламентированного образовательного процесса, получить и освоить новые и творчески использовать уже имеющиеся умения и навыки, удовлетворить личные интересы, особые образовательные потребности и раскрыть индивидуальные возможности, получить первый опыт непрерывного образования, превращая время развлечений и оздоровительного отдыха в часть
личной образовательной траектории.
-
В пространстве детского оздоровительного лагеря оптимально сочетаются возможности организации образовательного досуга, а также сохранения и укрепления здоровья детей. В то же время многообразие типов детских оздоровительных лагерей, решающих разнообразные образовательно- воспитательные задачи, актуализирует поиск эффективных форм организации дополнительного образования детей в их пространстве, а также вариантов сопровождения субъектов, реализующих дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы. В качестве универсального типа сопровождения, удовлетворяющего интересам всех субъектов дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря, является организационно-методическое сопровождение. -
При выборе теоретических основ организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря необходимо придерживаться принципа
междисциплинарности, учитывая не только педагогические особенности образовательного процесса, характерные для дополнительного образования, но и механизмы взаимодействия всех субъектов, задействованных в реализации программ дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря. Организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря базируется на сочетании концепций педагогического, психолого- педагогического, социально-педагогического, научно-методического и других видов сопровождения в образовании, а также использует отдельные положения