Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 735
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Вторая и третья недели лагерной смены существенных изменений в стабильность состава временных детских коллективов экспериментальных отрядов по интересам не внесли. Численность детей в группах осталась на том же уровне, т.е. 92% от первоначального контингента отрядов по интересам. В контрольных отрядах численность детей на второй неделе наблюдения была скорректирована в сторону уменьшения, но к концу второй недели стабилизировалась и на третьей была так же стабильна, как и в экспериментальных отрядах. Это было связано с переходом воспитанников контрольных отрядов, половина из которых в дальнейшем вернулись в свои отряды по интересам (рисунки 12 и 13).
2%
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 13. Стабильность коллектива на третьей неделе лагерной смены
Оценка уровня тревожности детей в экспериментальных и контрольных отрядах по интересам уже на второй неделе лагерной смены показала незначительные отклонения от первоначальных результатов, а третья неделя показала уже значительные отклонения от среднего результата. В
экспериментальных отрядах высокий уровень тревожности на второй неделе смены показали 32% детей. Средний уровень остался с идентичными показателями (32%) за счет тех воспитанников, тревожность которых снизилась с высокого до среднего уровня. Низкий уровень тревожности на второй неделе лагерной смены был констатирован у 36% детей экспериментальных отрядов. Сравнивая уровень тревожности в контрольных отрядах, мы констатировали незначительные изменения в диапазоне отклонения от первоначальных значений не более чем на 5% (рисунок 14).
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
В экспериментальных и отрядах контрольных на третьей неделе пребывания воспитанников в детском оздоровительном лагере также наблюдалась некоторая динамика уровня тревожности. В экспериментальных
отрядах по-прежнему наблюдалось дальнейшее снижение уровня тревожности воспитанников. Так, к концу лагерной смены он был низким у 58% детей, средний и высокий уровни показывали 42% детей, разделившихся поровну на данных уровнях. У воспитанников контрольных отрядов уровень тревожности
также снизился, но отклонения показателей варьировались в пределах 5-10% от первоначальных значений (рисунок 15).
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Воспитанники экспериментальных и контрольных отрядов также показали динамику уровня адаптированности детей в группе. Следует отметить, что на второй неделе лагерной смены уровень адаптированности детей в обоих отрядах распределился примерно одинаково, но теперь к констатированным на первой неделе трем уровням добавились уровни выше среднего и высокий (рисунок 16). Также примечательно, что на третьей неделе показатели контрольных отрядов остались без изменений, в то время как в экспериментальных отрядах воспитанники продолжали показывать положительную динамику результатов (рисунок 17).
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 17. Уровень адаптированности детей в группе на третьей неделе лагерной смены
В течение второй и третьей недели лагерной смены степень продуктивности совместной деятельности также показала положительную
динамику в экспериментальных и контрольных отрядах по интересам. Результаты второй и третьей недели эксперимента также подтвердили зависимость продуктивности совместной деятельности от степени адаптированности в группе и включенности в коллектив. Так, на второй неделе лагерной смены дети за неделю полностью завершали два совместных проекта. Таким образом, количество проектов, полностью завершенных детьми экспериментальных отрядов, соответствовало среднему уровню продуктивности совместной деятельности. Отметим, что в контрольных отрядах степень продуктивности совместной деятельности осталась на уровне ниже среднего. Далее, в ходе третьей недели лагерной смены, экспериментальные отряды показали снова положительную динамику уровня продуктивности совместной деятельности, соответствуя показателю выше среднего. При этом данные о продуктивности совместной деятельности воспитанников контрольных отрядов показали соответствие среднему уровню.
Интерес представляют и данные показателей степени взаимодействия с педагогическим составом и степени удовлетворенности условиями пребывания
в лагере. Вторая и третья недели лагерной смены показали значительную положительную динамику. Мы полагаем, что данное обстоятельство связано с тем, что дети постепенно смогли реализовать в пространстве ДОЛ ожидаемые возможности. Таким образом, данный показатель свидетельствует о степени удовлетворенности личностных ожиданий. При этом в экспериментальных отрядах численность детей, недовольных условиями пребывания в ДОЛ было сведено к нулевому показателю. Количество детей, соответствующих среднему уровню, составило 46%, остальные 54% детей оценили условия детского оздоровительного лагеря высоко. Сравнивая приведенные данные с результатами контрольных отрядов, отметим, что их показатели также показали положительную динамику, но она не была столь показательна и наглядна, как динамика воспитанников экспериментальных отрядов (рисунок 18).
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
К концу лагерной смены значительную динамику в экспериментальных отрядах показала степень взаимодействия с педагогическим составом, в том числе в контексте проявления доверия к вожатому и педагогу-воспитателю (рисунок 19). Так, 70% воспитанников экспериментальных отрядов по интересам были готовы к взаимодействию с педагогами и проявляли инициативу в общении и 30% детей были готовы к взаимодействию и шли на контакт по инициативе педагогов. Результаты контрольных отрядов также показали уровень положительной динамики, но с менее значительными изменениями. Так, 53% детей – показали средний уровень взаимодействия с педагогическим составом и 47% воспитанников продемонстрировали высокую