Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 743
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Таким образом, актуализирована необходимость разработки модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей, соответствующих особенностям и условиям пространства детского оздоровительного лагеря, что позволило определить
проблему исследования,решение которой направлено на выявление особенностей и обоснование условий эффективной реализации организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в его пространстве.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы исследования и выявленные противоречия обусловили выбортемы:«Организационно- методическое сопровождение дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря».
Объектисследования– дополнительное образование детей в детском оздоровительном лагере.
Предметисследования–процесс организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве ДОЛ.
Цельисследования–теоретически обосновать и практически апробировать модель организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
Гипотезаисследованиязаключается в предположении, что организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря может быть эффективно организовано, если:
-
будут определены основные характеристики пространства детского оздоровительного лагеря в контексте неформальности и информальности дополнительного образования детей; -
будет разработана модель организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей, учитывающая основные характеристики пространства детского оздоровительного лагеря, направленная на удовлетворение образовательных потребностей воспитанников различных категорий; -
будут выделены условия, необходимые для эффективной реализации модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачиисследования:
-
Рассмотреть отечественный и международный опыт организации дополнительного образования детей и выделить особенности детского оздоровительного лагеря как пространства дополнительного образования в контексте характеристик неформальности и информальности. -
Проанализировать существующий опыт организации дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря и выделить основные черты, характеризующие организационно-методическое сопровождение его реализации. -
Разработать и апробировать в пространстве детского оздоровительного лагеря модель организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей. -
Выделить комплекс условий, определяющих эффективность реализации разработанной модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря.
Методологическую основу исследованиясоставили: положения событийного, аксиологического, деятельностного и проектного подходов, определивших логику исследования и рассмотренных в контексте основных задач организации дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря.
В качестве теоретическойосновыисследованиявыступили:
-
исследования, посвященные проблемам становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей (В.А. Березина, В.П. Голованов, А.В. Золотарев, М.В. Игнатенко, З.А. Каргина, А.Н. Никульников и др.); -
теоретические положения, раскрывающие особенности детского оздоровительного лагеря как пространства неформального и информального образования (Н.В. Брусенцова, И.В. Гаврилова, А.В. Окерешко, О.В. Павлова, Т.П. Родькина, Н.В. Сафин и др.); -
идеи и теоретические положения, раскрывающие возможности пространства детского оздоровительного лагеря для организации дополнительного образования, досуга и отдыха детей с различными образовательными потребностями (И.В. Абакумова, Е.В. Андреева, М.Э. Ахметова, А.А.Богданова, В.В. Захлебаева, Т.В. Колупайко, Л.С. Шепитько и др.); -
исследования, позволившие раскрыть возможности пространства детского оздоровительного лагеря в контексте задач воспитания и социальной адаптации различных категорий воспитанников (В.А. Волгунова, В.С. Дятлов, Л.И. Неплюева, Е.Н. Папуша, С.В. Сальцева, Н.В. Сафин, Е.Н. Сорочинская, Е.П. Шигаева и др.); -
идеи и положения исследований, посвященных теоретическим и практическим аспектам организации разнонаправленного дополнительного образования, досуга и отдыха детей в процессе сезонных лагерных смен и в
период межсезонья (В.Н. Белов, Л.Б. Доржиева, С.В. Лобынцева, С.К. Никулин, Н.М. Сухолапова, К.В. Хомутова и др.);
-
теоретические положения исследований, посвященных проблемам выделения и обоснования организационных, кадровых и других условий, способствующих решению задач дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря (Н.В. Горбунова, А.В. Глузман, Р.С. Дисмухаметов, Г.А. Кондрашова, Н.Б. Мельник, Ф.Г. Мухаметзянова, О.Л. Панченко, Е.А. Столбова и др.); -
исследования, раскрывающие аспекты педагогического, методического, социально-педагогического и других видов сопровождения дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря (Е.В. Алехина, Н.Ю. Антипова, Н.В. Грушевская, Е.М. Лепешкина, Н.А. Курчанова, Н.А. Сидорина и др.).
В ходе исследования применялись следующие методыисследования,позволившие решить поставленные задачи и проверить положения выдвинутой гипотезы:
-
ретроспективный анализ накопленного опыта организации дополнительного образования детей в Российской Федерации; -
мониторинг состояния региональной системы дополнительного образования (на примере конкретного региона); -
теоретический анализ основных категорий исследования; -
метод сравнительного анализа; -
проектирование и моделирование; -
наблюдение, анализ письменных работ воспитанников ДОЛ, анализ результатов эксперимента с применением коэффициента корреляции Пирсона.
Основныенаучныерезультаты,полученныеличносоискателем,иихнаучнаяновизна:
-
пространство детского оздоровительного лагеря проанализировано в контексте его неформальных и информальных признаков, что позволило
выделить и обосновать его ключевые характеристики, в качестве которых рассматриваются открытость, вариативность, инклюзивность и мобильность;
-
на основании сравнительного анализа опыта реализации дополнительных образовательных программ в условиях детского оздоровительного лагеря выделены основные черты, характеризующие организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере; -
на основе анализа опыта организации дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере выделены и обоснованы методологический, целевой, содержательный, технологический и рефлексивный элементы, составляющие структуру дополнительного образования детей в неформально-информальном пространстве детского оздоровительного лагеря; -
разработана модель организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря и раскрыто содержание составляющих ее этапов; -
обоснованы и раскрыты в контексте основных характеристик пространства детского оздоровительного лагеря образовательные, кадровые, материально-технические и фасилитационные условия, использование которых является основой эффективной реализации разработанной в ходе исследования модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей.