Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 766

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА




Инклюзивность

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП ОМС

Содержание деятельности:

внесение корректив в организацию дополнительного образования детей во время следующей лагерной смены, оказание необходимой методической поддержки вожатым, оставшимся работать на следующей смене, подготовка вновь прибывших вожатых к работе по дополнительным мини-программам с учетом имеющегося опыта их реализации

Активные субъекты:

методист, педагог-психолог, педагогический состав, администрация

Интересанты:

администрация и педагогический состав ДОЛ (непосредственные)


Мобильность



Рисунок 6. Схема организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве ДОЛ

Представленная схема наглядно демонстрирует цикличный характер организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Использование предлагаемой модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей требует наличия в пространстве детского оздоровительного лагеря ряда условий, которые мы более подробно рассмотрим в следующем параграфе нашего исследования.


    1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   38

Условия реализации модели организационно-методического


сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря

Подвижный контингент воспитанников и обновляющиеся программы обусловливают некоторые особенности организации дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря. В параграфе 2.1. нами были раскрыты основные характеристики пространства детского оздоровительного лагеря, а именно: вариативность, открытость, мобильность и инклюзивность, а также даны содержательные характеристики элементов составляющих структуру дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере и разработана модель организационно- методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Учитывая содержательные характеристики дополнительного образования детей в ДОЛ и предлагаемые этапы организационно-методического сопровождения, нами определен комплекс условий, необходимых для реализации разработанной модели организационно- методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря. Мы полагаем, что для эффективной реализации предлагаемой модели необходимы образовательные,

кадровые, материально-технические и фасилитационные условия. Раскроем их более подробно.

Образовательныеусловиявключают методические рекомендации по разработке и реализации

дополнительных общеразвивающих программ, ориентированных на учет возможных интересов и образовательных потребностей всех категорий воспитанников детского оздоровительного лагеря. В процессе подготовки методических рекомендаций нами был проанализирован пятилетний опыт организации лагерных смен, представленный исследователями из разных регионов России.

По мнению А.Н. Никульникова, самой важной чертой деятельности детского оздоровительного лагеря на сегодняшний день является ориентация на интересы ребенка. «Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей» [187, с. 194]. Мы также полагаем,
что интересы и потребности личности являются ключевой доминантой при выборе стратегий взаимодействия, построении общей траектории движения воспитанника в пространстве детского оздоровительного лагеря, определении содержания, форм и методов работы с ребенком. Ощущение удовлетворенности от активного досуга, организуемого в пространстве детского оздоровительного лагеря, позволяет ребенку чувствовать себя гармонично и комфортно, что является условием эффективного отдыха и здоровьесбережения в целом.

Н.В. Сафин полагает, что информальное образовательное пространство детского оздоровительного лагеря является ведущим условием формирования гражданской идентичности подростков. Автором разработана и внедрена программа сезонной лагерной смены, основная цель которой -

«формирование культуры поведения ребенка в социуме и осознание им своей гражданской идентичности» [237, с. 43]. Особенностью данной программы является ведущая роль игровой деятельности, подчиненной основной цели лагерной смены. При этом игровая деятельность четко спланирована и организована в виде линейки мероприятий, примерами которых являются: детский референдум, деловая игра «Дебаты», акция «Правовой марафон»,
разработка свода законов лагеря, ролевая игра «Гости», имитационная игра «Выборы», День профсоюзов и др. Необходимо согласиться с Н.В. Сафиным, который говорит о необходимости системной интеграции информального, формального и неформального типов образования при доминировании первого типа, как максимально отвечающего специфике организации образовательно-воспитательной работы в пространстве детского оздоровительного лагеря. Подчеркнем, что критериями эффективности информального образования являются мотивация деятельностной активности воспитанника, его потребность самореализации и самосовершенствованию посредством других видов образования [237].

Л.Б. Доржиевой обобщен и представлен опыт организации лагерной смены, ориентированной на развитие информационной активности воспитанников. Основная цель дополнительной образовательной программы, реализованной в рамках данной смены, состояла в формировании информационной культуры современных подростков. Автор предлагает достаточно универсальную программу, которая может быть адаптирована и использована в условиях любого детского оздоровительного лагеря в том случае, если он обладает необходимой для ее реализации материально-технической базой. Для организации работы в рамках данной тематической смены обязательно необходима цифровая техника (фотоаппарат, видеокамера, компьютер, сканер, принтер и т.п.), наличие которой

является обязательным условием функционирования детского