Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 756

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

экспериментальных и контрольных отрядах была в основном на


уровнях низком или ниже среднего. Так, низкий результат показали до 45% воспитанников, уровень адаптированности ниже среднего был выявлен у 40% детей и только в среднем 15% показали адаптированность среднего уровня (рисунок 9). Выявленные корреляционные зависимости показали, что адаптированность также зависит от разнородности возрастного состава отрядов по интересам, а также наличия опыта «лагерной жизни». Дети подросткового возраста, имеющие опыт жизни в детском оздоровительном лагере и взаимодействия в кратковременном детском коллективе адаптируются быстрее, чем дети, которые впервые оказались в пространстве детского оздоровительного лагеря.

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения



Анализ готовности отрядных проектов стал основанием для определения степени продуктивности совместной деятельности воспитанников. На констатирующем этапе эксперимента анализировались отрядные проекты, выполняемые детьми в течение первой недели пребывания в детском оздоровительном лагере. Так как направленность проектов была связана с общими интересами детей, то продуктивность их деятельности напрямую

коррелировала со степенью адаптированности в группе. В связи с этим на этапе констатирующего наблюдения продуктивность совместной деятельности была не слишком высока. В качестве критерия продуктивности совместной
деятельности мы выбрали количество проектов, полностью завершенных детьми за неделю. Среднее значение продуктивности два проекта, полностью завершенных за неделю. Если показатель меньше среднего значения, значит, степень продуктивности ниже среднего или низкая, если выше заданного значения, то выше среднего или высокая. На этапе констатирующего наблюдения и экспериментальные, и контрольные отряды завершили работу только над одним проектом и, соответственно, показали продуктивность совместной деятельности на уровне ниже среднего.

Еще два критерия, в соответствии с которыми мы определяли эффективность организации дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря, были связаны с самой дополнительной образовательной программой опосредовано. Тем не менее, корреляционная зависимость между показателями дала нам возможность констатировать правомерность выделения условий эффективной организации дополнительного образования. Так, степень удовлетворенности условиями пребывания в детском оздоровительном лагере на этапе констатирующего исследования в контрольных и экспериментальных отрядах соответствовала в основном среднему уровню (рисунок 10). Такой результат показали от 54% до 60% воспитанников. Недовольство условиями пребывания в лагере высказали 10% воспитанников экспериментальных отрядов и 20% детей из контрольных. Высоко оценили условия пребывания в детском оздоровительном лагере 26% детей экспериментальных и 30% детей, посещающих контрольные отряды по

интересам.




Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ




Степень взаимодействия с педагогическим составом, в том числе проявления доверия к вожатым и педагогам-воспитателям в первую неделю лагерной смены соответствовала в экспериментальных и контрольных отрядах среднему уровню. В среднем 23% детей имели затруднения при организации взаимодействия с педагогами. От 43% до 47% детей экспериментальных и контрольных отрядов соответственно шли на контакт и были готовы к взаимодействию, если инициаторами общения были педагоги. Примерно 32% детей (среднее значение экспериментальных и контрольных отрядов) проявляли инициативу в общении и были готовы к взаимодействию с педагогами. Обратим внимание на возрастные особенности для данного критерия. Проблемы во взаимодействии с вожатыми и воспитателями наблюдались в основном у воспитанников подросткового возраста, в то время как малыши охотно сами инициировали контакт со взрослыми. В контингенте детей старшего подросткового возраста явно определились две подгруппы. В первой воспитанники были готовы к взаимодействию и проявляли инициативу


в общении, представители второй подгруппы при наличии готовности к взаимодействию вступали в активный контакт только после проявления инициативы со стороны педагога-воспитателя. Представленные
результаты проиллюстрированы диаграммой (рисунок 11).

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом




Сопоставляя показатели двух последних критериев с предыдущими, можно констатировать, что на продуктивность деятельности детей косвенно влияет удовлетворенность материально-технической базой детского оздоровительного лагеря, а степень взаимодействия с педагогическим составом является дополнительным показателем для определения уровня тревожности детей и их адаптированности в группе.

Результаты констатирующего наблюдения и анкетирования были обобщены нами в конце первой недели лагерной смены. Аналогичные исследования проводились нами на второй и третьей неделях лагерной смены. Отметим, что с экспериментальными отрядами по интересам постоянно

взаимодействовали педагог- воспитатель и педагог-психолог. Вожатые в этих отрядах занимали позиции фасилитаторов по отношению к детям, создавая условия для развития творческих способностей, проявления инициативы и саморазвития.

В течение основного периода работы с экспериментальными отрядами педагогом-психологом использовались диагностические методики «Градусник», диагностика интереса, методика определения творческого потенциала, диагностика мотивации деятельности, модификация методики К. Томаса «Поведение в конфликтах», методики исследования сплоченности коллектива (методика

«Определение индекса групповой сплоченности Сишора», методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.