Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 736
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования
в условиях детского оздоровительного лагеря
В настоящее время практика реализации программ дополнительного образования в условиях детских оздоровительных лагерей как в летний период, так и в период межсезонья достаточно вариативна и представлена в рамках различных тематических и профильных смен спортивно-оздоровительной, интеллектуальной, технической, творческой и социально-адаптирующей направленности. Отдельно необходимо отметить опыт всесезонной организации дополнительного образования детей в таких крупных центрах как
«Артек», «Орленок», «Сириус», в которых привычная практика организации детского досуга в летний период успешно сочетается с реализацией программ общего образования в период межсезонья.
Так, в течение года Всероссийский детский центр «Орленок» предлагает детям освоить разнообразные дополнительные общеразвивающие программы, которые реализуются в детских лагерях, входящих в его состав. В лагерях
«Стремительный», «Звездный», «Солнечный», «Штормовой»,
«Комсомольский», «Дозорный», «Олимпийский» и других реализуются программы творческой, спортивной, интеллектуально-развивающей, патриотической, инженерной и других направленностей. При этом каждый
лагерь обладает материально- технической базой для реализации определенной дополнительной общеразвивающей программы, реализуя ее в течение года несколько раз. Необходимо отметить, что не все лагеря, входящие в структуру ВДЦ «Орленок» реализуют дополнительные
общеразвивающие программы круглогодично. Для такой деятельности приспособлены лагеря
«Стремительный», «Звездный» и «Штормовой», которые функционируют круглый год, в мае начинается работа в лагере «Солнечный» и продолжается до октября включительно. Остальные лагеря работают только в период летних лагерных смен и ориентированы на реализацию дополнительных общеразвивающих программ конкретной направленности, перечень которых утверждается ежегодно. Работа по реализации общеобразовательных, а также дополнительных общеразвивающих программ централизованно координируется специалистами учебно-методического центра ВЦД «Орленок» (методистами, педагогами-организаторами, педагогами-психологами, социальными педагогами). Также ВДЦ «Орленок» публикует периодическое издание «Ориентир», который выступает в качестве методического инструментария для поддержки молодых специалистов, только начинающих работать в детском лагере [49].
Обобщает опыт методической работы в собственном периодическом издании [105] и Международный детский центр «Артек», который, по мнению О.Ю. Голодец, является флагманом среди российских лагерей, обладая всеми условиями для реализации программ общего и дополнительного образования детей как в период летнего отдыха, так и круглогодично. МДЦ «Артек» так же, как и всероссийский детский центр «Орленок», обладает развитой инфраструктурой, в которую входят несколько детских оздоровительных лагерей, расположенных на побережье Черного моря в поселке Гурзуф («Кипарисный», «Лесной», «Лазурный», «Озерный», «Морской», «Речной»,
«Полевой», «Янтарный», «Хрустальный» и др.). Образовательные программы общего и дополнительного образования в «Артеке» реализуются
с
привлечением ресурсов и возможностей партнерских организаций. Детям в период летнего отдыха, а также в течение всего года доступны для освоения тематические образовательные программы
«художественной, технической, туристско-краеведческой и социально- педагогической направленности» [164]. В их реализации принимают участие ежегодно более 100 учителей и 500 вожатых, отбираемых для работы на конкурсной основе. Тематика, структура и краткое содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ежегодно обновляется и утверждается приказом, в котором также обозначаются организационно-педагогические условия реализации данных программ, в том числе представлено описание материально-технических условий, требования к кадровому обеспечению, финансово-экономические условия. Отдельным элементом является информационно-методический блок, представленный методическими рекомендациями по оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Организационно-методическая работа в МДЦ «Артек» централизованно курируется специалистами управления организационно-методической работы, которые подчиняются заместителю директора по методической работе. В структуре управления функционируют методический и учебный отделы, осуществляющие функции по реализации и сопровождения образовательного процесса по программам общего и дополнительного образования, разработке программ тематических смен и методических рекомендаций для сотрудников, реализующих образовательный процесс, обобщению и тиражированию успешного опыта работы и др. Одной из важных функций сотрудников управления организационно-методической
работы является экспертиза образовательных программ и методических материалов педагогических работников. В целом управление выполняет в большей степени координирующие функции, выступая в качестве своеобразной контрольно-
надзорной структуры и связующего звена между подразделениями МДЦ, осуществляющими образовательную деятельность.
Одним из популярных детских образовательных центров, реализующих круглогодично программы дополнительного образования, является «Сириус», учрежденный образовательным фондом «Талант и успех». Детям доступны для освоения дополнительные образовательные программы в рамках крупных тематических блоков «Искусство», «Спорт», «Наука» и «Литературное творчество», а также партнерские образовательные программы, каждая из которых рассчитана «на 24 дня и включает в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, мастер-классы, творческие встречи с признанными в своих областях профессионалами, комплекс оздоровительных процедур, а в течение учебного года общеобразовательные занятия» [243]. Методическое сопровождение образовательного процесса в «Сириусе» осуществляется специалистами учебно-методического центра. Основной акцент в методической работе сделан на сопровождении педагогов, реализующих модельную программу дополнительного образования детей в каникулярный период (на базе организаций отдыха и оздоровления детей), разработанную фондом «Талант и успех» при поддержке фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. Необходимо заметить, что деятельность образовательного
центра «Сириус» ориентирована на круглогодичную работу с одаренными школьниками, что изначально не позволяет нам ориентироваться на его опыт по организации дополнительного образования детей как эталонный образец в рамках нашего исследования. Тем не менее, мы полагаем, что некоторые из практик, реализуемых педагогами
«Сириуса», могут быть адаптированы для использования в условиях традиционного детского оздоровительного лагеря.
Таким образом, опыт работы крупных центров, таких как «Орленок»,
«Артек» и «Сириус» показывает, что они реализуют собственные, отличные от традиционных детских оздоровительных лагерей, модели дополнительного
образования детей, каждая из которых имеет особенности, обусловленные географическим положением и материально-техническим оснащением данных организаций, изначально определенные многозадачностью их деятельности. Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в данных учреждениях осуществляется централизовано структурами, реализующими функции учебно-методического и консультационного характера. Необходимо отметить, что обобщение опыта организационно- методического сопровождения дополнительного образования в вышеназванных детских центрах может быть предметом для отдельного исследования, но не является ведущим ориентиром в контексте нашей работы, направленной на потребности типового детского оздоровительного лагеря, функционирующего в летний период и обладающего стандартным материально-техническим оснащением.
Дополнительное образование в условиях детского оздоровительного лагеря сочетает в себе признаки неформальности и информальности [159]. При