Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 747

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного


образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря

Разработанная нами модель организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей апробировалась в ходе опытно-экспериментальной работы, организованной в период летнего каникулярного сезона 2019 года на базе детского оздоровительного лагеря

«Экспресс» ОАО РЖД в поселке Кабардинка Краснодарского края. Детский оздоровительный лагерь «Экспресс» обладает соответствующей основным требованиям СанПиН материально-технической базой. Количество корпусов позволяет одновременно принять и разместить до 600 детей разного возраста. Общая площадь территории лагеря насчитывает 7,5 га и оснащена в соответствии с разнообразными интересами и потребностями детей. На территории лагеря есть традиционная для многих детских оздоровительных лагерей площадка, предназначенная для проведения общелагерных мероприятий, имеется комплекс спортивных сооружений, который оборудован для проведения занятий и соревнований по различным видам спорта, в том числе по настольному теннису, спортивным играм, легкой атлетике, плаванию и др. В детском оздоровительном лагере есть собственная профессиональная студия звукозаписи и современная музыкальная аппаратура. Также лагерь имеет возможность проводить для своих воспитанников оздоровительные мероприятия, в том
числе занятия по лечебной физической культуре, витаминизацию, физиопроцедуры, медицинский массаж, фитолечение и медицинские осмотры.

Раскроем поэтапно ход организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей на примере одной лагерной смены.

На подготовительномэтапев марте-апреле были проведены ознакомительные семинары для руководящего состава детского оздоровительного лагеря, в ходе которых были показаны особенности современного дополнительного образования, проанализированы характеристики пространства ДОЛ «Экспресс» и определены возможности его использования в процессе решения задач дополнительного образования.

Начальник лагеря и его заместители разработали проект организации дополнительного образования на период летнего сезона, ими была подробно проанализирована материально-техническая база детского оздоровительного лагеря в контексте потребностей возможного контингента детей, рассмотрен кадровый состав и продуманы варианты привлечения дополнительных специалистов для работы с детьми, составлены основные требования, предъявляемые к вожатым в контексте задач дополнительного образования, определены стратегии реагирования на возможные изменения в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Методист и педагог-психолог организовали совместно с воспитателями и педагогами-организаторами деятельность по разработке дополнительной общеразвивающей программы, которая была реализована летом 2019 года в

детском оздоровительном лагере «Экспресс». Основной задачей программы являлось формирование у воспитанников навыков командной работы и развитие личностных качеств, необходимых для успешной совместной деятельности. Тема программы была сформулирована в соответствии с целью и звучала следующим образом: «Когда мы едины, мы непобедимы». В программу лагерных смен были включены мероприятия различной направленности с преобладанием компонента, ориентированного на здоровьесбережение и обеспечение безопасности воспитанников.

Для будущих вожатых был организован выездной обучающий семинар по разработке и реализации дополнительных мини-программ, а также проведен тренинг, направленный на развитие навыков командной работы. В результате

был составлен базовый банк дополнительных мини-программ, каждая из которых ориентирована на возможные интересы и потребности детей. Особенностью таких мини-программ является то, что они конструируются по принципу квеста и представляют собой законченные события, занимающие по времени не более 3-х дней. Дополнительная мини- программа направлена на решение образовательных и воспитательных задач общей для всех дополнительной общеразвивающей программы посредством включения воспитанников детского оздоровительного лагеря в активные виды деятельности. Отдельно было уделено внимание вопросам, связанным с выбором форм, методов и средств работы с детьми, которые целесообразно использовать в процессе реализации конкретных дополнительных мини- программ. При этом отмечалась важность не только образовательного результата
освоения мини-программы, но возможность их использования в качестве стимула для создания положительного эмоционального фона в детском коллективе и адаптации детей в новых условиях.

В ходе диагностическогоэтапаорганизационно-методического сопровождения была проанализирована структура контингента детей, заезжающих на время лагерной смены. Так, на момент первого заезда контингент лагеря был представлен 20 разновозрастными отрядами, численность каждого из которых составляла примерно 30 человек. Дети традиционно были объединены в группы по возрастному принципу. Отметим, что при своей традиционности, именно такой подход к формированию отрядов изначально обеспечивает некоторую общность интересов. В момент заезда всем детям предлагалось пройти анкетирование, направленное на выявление их потребностей, склонностей и интересов. На основании анализа результатов анкетирования вожатые совместно с методистом осуществили отбор дополнительных мини-программ и составили последовательный план их освоения, сформировав, таким образом, отрядную траекторию дополнительного

образования и смогли создать отряды по интересам, определив примерный состав групп.

Необходимо подчеркнуть, что формирование групп детей, осваивавших дополнительные мини-программы, не предполагало отбор и комплектование в соответствии с возрастом. Была поставлена цель создать команду единомышленников, объединенную общими интересами. Использование в ходе работы игровых технологий, технологии организации
коллективных творческих дел и проектной деятельности позволяло формировать у воспитанников навыки коллективного и межгруппового взаимодействия, ответственное отношение к общему делу, оказывать друг другу помощь и поддержку.

Дополнительные мини-программы предполагали занятость во время, свободное от общелагерных дел, и в соответствии с этим были встроены в общую сетку лагерной смены. Главной целью вышеназванных программ стало развитие индивидуальных способностей и удовлетворение личных интересов каждого ребенка. Все предлагаемые воспитанникам мини-программы можно разделить на профориентационные и прикладные. К первым мы отнесли программы, в рамках которых у детей формировались умения и навыки в рамках конкретного вида деятельности, соотносимого с определенной профессией, например, с профессией журналиста, повара, учителя и т.п. Второй тип программ предполагал развитие имеющихся и формирование новых умений и навыков в рамках конкретных сфер деятельности, которые отвечали личным интересам и потребностям детей (например, в области декоративно- прикладного искусства, вокала, хореографии, спорта и т.п.).

Таким образом, на момент начала лагерной смены в детском оздоровительном лагере существовали кратковременные детские коллективы двух типов: отряды по возрасту и отряды по интересам. Для проверки эффективности предлагаемой нами модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского

оздоровительного лагеря все отряды, сформированные по интересам, были