Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 755

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

, корректируя условия, необходимые для эффективной реализации модели организации дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря.

Четвертыйшаг-рефлексивный,предполагает оценку эффективности проведенной работы всеми сотрудниками детского оздоровительного лагеря и составление дорожной карты организации дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря на следующую смену конце последней смены на следующий сезон). Сотрудники вносят свои предложения по планированию тематики дополнительных мини-программ с учетом проведенной работы; сотрудники вспомогательных служб (медицинский работник, тьютор (при наличии), вожатые, воспитатели) представляют результаты анализа проведенной работы, обозначают проблемные моменты, требующие устранения; руководство детского оздоровительного лагеря обобщает высказанные рекомендации и осуществляет планирование следующей лагерной смены (следующего сезона) в соответствии с результатами работы, проделанной сотрудниками.

Предлагаемый пошаговый алгоритм использовался в 2019 году при реализации модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в детских оздоровительных лагерях Ростовской области и получил положительные отзывы, в частности,

государственное автономное учреждение Ростовской области

«Региональный информационно-аналитический центр развития образования» рекомендовало использовать обобщенные результаты проведенного
исследования при разработке содержания программ повышения квалификации работников образования, непосредственно связанных с организацией отдыха и досуга детей в системе дополнительного образования и детских оздоровительных лагерях Ростовской области.

В целом проведенная в ходе исследования работа показала эффективность разработанной модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря, продемонстрировала соответствие комплекса выделенных условий основным задачам развития дополнительного образования детей, доказала востребованность полученных результатов в системе дополнительного образования детей, в частности, в муниципальных детских оздоровительных лагерях и частных организациях, реализующих практики дополнительного образования детей в период летнего отдыха.



Выводы по второй главе исследования




  1. В современных условиях развитие дополнительного образования детей имеет опережающий характер и базируется на расширении доступа к глобальным знаниям и новой информации. Обновление его содержания происходит в соответствии с задачами перспективного развития страны в целом. На сегодняшний день дополнительное образование становится площадкой для апробации технологий будущего и внедрения инновационных образовательных моделей. Открытость, событийность и персонализация являются ведущими трендами в развитии данного вида образования.

Дополнительное образование детей является пространством для проектирования вариативных траекторий индивидуального развития, позволяет раскрывать творческий потенциал каждого ребенка. Обладая признаками неформальности и информальности, дополнительное образование детей является начальным этапом реализации стратегии непрерывного образования (образования в течение всей жизни).

  1. Детские оздоровительные лагеря, синтезируя признаки информальности и неформальности получения образования, являются уникальной площадкой, предоставляющей возможности для развития системы дополнительного образования детей. В пространстве детского оздоровительного лагеря востребовано дополнительное образование детей, структура которого основана на положениях аксиологического, событийного, проектного и деятельностного подходов, максимально отражающих личностно- ориентированную и гуманистическую направленность дополнительного образования детей. Основные элементы, составляющие структуру дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере, определяются специфическими характеристиками пространства детского оздоровительного лагеря: вариативностью, открытостью, мобильностью, инклюзивностью.

  2. Специфика пространства детского оздоровительного лагеря и положения аксиологического, событийного, проектного и деятельностного подходов позволили определить в качестве основных элементов составляющих структуру дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря: целевой, содержательный, технологическийи рефлексивный. Целевойэлемент структуры дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря представлен основными ценностными и целевыми ориентирами реализации дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря в условиях кратковременного детского коллектива. Общеразвивающие программы, мини-программы


дополнительного образования детей, реализуемые в период сезонных и межсезонных лагерных смен, составляют содержательный элемент структуры дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря. Технологическийэлемент структуры дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря представлен педагогическими технологиями и соответствующими им методами, приемами и формами работы с детьми в пространстве детского оздоровительного лагеря. Рефлексивный элемент структуры дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря включает в себя на анализ и оценку (самооценку) результатов деятельности вожатого и воспитанников в формате тематических проектов, которые направлены на решение образовательных задач и стимулируют развитие адаптивных способностей, навыков социальной коммуникации и работы в команде.

  1. Организационно-методическое сопровождение является неотъемлемой частью общего процесса организации дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря и включает подготовительный,диагностический, координирующий и рефлексивный этапы. Подготовительный этап направлен на формирование сплоченного педагогического коллектива, готового к разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы в условиях детского оздоровительного лагеря. Диагностическийэтап состоит в проведении диагностических процедур, ориентированных на выявление и на поддержание стабильности эмоционально-психологического состояния членов педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря и окончательное формирование содержания программы дополнительного образования детей, которое будет реализовано в период лагерной смены. На координирующем этапе обеспечивается слаженность и согласованность действий педагогического состава, методиста, педагога-психолога и администрации лагеря в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы, а также результативность ее освоения детьми в период лагерной смены. Рефлексивный


этапвключает анализ результатов дополнительного образования, что дает возможность внести коррективы в организацию дополнительного образования детей во время следующей лагерной смены, оказать необходимую методическую поддержку вожатым, которые остаются работать на следующей смене, подготовить вновь прибывших вожатых к работе по дополнительным мини-программам с учетом имеющегося опыта их реализации.

  1. Эффективность организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря определяется совокупностью образовательных, кадровых, материально- технических и фасилитационных условий. Образовательные условия включают методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ и дополнительных мини-программ, ориентированных на учет возможных интересов и образовательных потребностей всех категорий воспитанников детского оздоровительного лагеря. Кадровые условия определяются совместно организованной работой методиста и педагога-психолога по сопровождению всех участников дополнительного образования детей в условиях ДОЛ. Материально-технические условия определяют для администрации лагеря, методиста и педагога-психолога возможность прогнозирования вероятного контингента детей, которые могут посетить ДОЛ, что, соответственно, позволяет определить возможную потребность в кадрах и содержательный вектор дополнительной общеразвивающей программы, а также возможные варианты методического обеспечения, необходимого для реализации дополнительного образования в условиях ДОЛ. Фасилитационныеусловиясвязаны, с одной стороны, с организованной поддержкой инициативы и творчества детей, с другой, определяют возможность взаимной поддержки и личностно-профессионального развития членов педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря.

  2. Опытно-экспериментальная работа, проводимая на базе детского оздоровительного лагеря «Экспресс» ОАО РЖД, показала эффективность разработанной модели организационно-методического сопровождения